Два прошлых века превратили наш регион в территорию промышленных и бытовых свалок
Полигоны отходов, преимущественно токсичных, правильней было бы назвать шрамами нашей области. Однако эти «туалеты цивилизации» более верно будет именовать «родинками» Донбасса. И весь вопрос в том, какая именно из них и когда начинает превращаться в злокачественную раковую опухоль на теле региона.
Начнем с того, что в Луганской области нет специализированных предприятий, способных утилизировать или нейтрализовать токсичные отходы. И цена каждого доллара, заработанного для украинской экономики нашими заводами, – это еще несколько метров нашей земли, погребенной под отходами индустрии. К сожалению, круг почти никогда не замыкается: доходы предприятия почти не рассматриваются как источник для его экологической реконструкции или создания системы утилизации.
Но даже если бы всерьез зашла речь о создании таких предприятий, пока никто не может назвать точное количество отходов, находящихся в области и подлежащих утилизации. В 2009 году в Реестр мест удаления отходов были внесены первые 313 таких объектов. Но паспортизация не завершилась и по сей день.
«Места удаления отходов – это дополнительная антропогенная нагрузка на территорию региона. Наиболее экологически опасным объектом области является полигон для удаления твердых промышленных отходов химических производств Лисичанско–Рубежанского региона», – отмечает доцент кафедры географии Луганского национального университета Наталья Белоусова.
Общая площадь упомянутого полигона относительно невелика – немногим более 6,5 га. (Для сравнения: полигон ОАО «Алчевский металлургический комбинат» занимает 251,21 га). Полигон расположен в Попаснянском районе вблизи с. Фугаровка. Там хранится почти 150 тыс. тонн отходов. Это преимущественно отработанные катализаторы производства аммиака, азотной и уксусной кислоты, отработанный кокс, отходы производства ацетилена, шламы. Особо опасным этот полигон стал не из-за масштабов, а из-за его влияния на подземные воды. Из-за отсутствия пруда-испарителя остается открытым вопрос удаления жидкости с карт полигона.
Места складирования токсических отходов на предприятиях часто не отвечают экологическим требованиям, а это способствует появлению несанкционированных свалок. По официальным данным, на сегодня госструктурам удалось практически решить вопрос централизованного сбора с дальнейшей передачей на утилизацию или уничтожение отдельных видов опасных отходов. Это в частности, отработанные люминесцентные лампы, отработанные кислотные и щелочные аккумуляторы, отработанные масла, отходы, которые загрязнены нефтепродуктами, и т.д.
Но кроме химической и металлургической, в нашей области десятками лет «мусорила» еще и горнодобывающая промышленность. Шахтные отвалы, шламонакопители для отходов обогащения угля. Полных официальных данных о том, какой процент на карте региона занимают эти «родимые пятна», нет. Зато мы прекрасно знаем, что такое горящие терриконы. Например, летом 2010 года горело 66 шахтных породных отвалов (это 12,2% от всех, расположенных в области). 18 из них «чадили» над Свердловском. Это ежегодный выброс в атмосферу тысяч тонн вредных веществ.
«Представьте: вы сидите у костра, отдыхаете. Только в костер добавлена вся таблица Менделеева. Вам уже становится не до отдыха. Почему? Потому что – оксид серы,
нитрат, кобальт, мышьяк. Породные отвалы содержат всю таблицу Менделеева», – объясняет эколог Елена Степанец. По словам специалистов, усложняет ситуацию высокая урбанизация территорий угледобывающих районов, отсталость технологий угледобычи, отсутствие надлежащих санитарно-защитных зон.
Говорят, что кризисные 90-е, когда промышленность встала, позволили Украине перевыполнить нормы Киотского протокола. Но ведь речь шла только об официально зарегистрированных выбросах. А вот от терриконов, которые превращаются в химические парники, от свалок химвеществ, пропитывающих землю, никто ущерб не считает. А они, судя по всему, переживут породившее их производство на много десятков лет. Убедиться в том, что последствия вредного производства будут «икаться» региону в далеком будущем, можно на примере агропромышленного комплекса.
Согласно проведенной в 2010 г. инвентаризации, в Луганской области насчитывалось 421,702 тонн запрещенных и неприспособленных к использованию химических средств защиты растений (ХСЗР). Ученые отмечают, что химикаты хранятся в неприспособленных для этого помещениях еще со времен СССР. На выделенные из госфонда охраны окружающей среды деньги планировалось собрать и вывезти ХСЗР из Краснодонского, Славяносербского, Перевальского, Беловодского, Марковского, Меловского районов и Луганска. Однако при проведении этих работ оказалось, что инвентаризация проводилась без учета строительного мусора складов, которые разрушаются. Тоннаж превышал заявленный в десятки раз. Например, на складе овощной фабрики в с.Орджоникидзе (Краснодонский р–н) инвентаризация показывала 1 тонну пестицидов, в то время, как при работах выявили еще 26 тонн, которые были засыпаны землей. В итоге полностью очистили только Луганск, Краснодонский район и частично Перевальский. После этого в области еще оставалось свыше 280 тонн непригодных пестицидов. Результат такого хранения – загрязнение почвы и воды.
Экологическая угроза висит над нашим регионом не только из-за безалаберной в этом отношении работы промышленного комплекса. Бытовой мусор такая же страшная «родинка», как и свалки промотходов. Масштабы загрязнения бытовыми отходами и количество несанкционированных свалок, которое растет от года к году, ничуть не скромней промышленных. Первая и главная причина, по которой бытовой мусор становится экологическим приговором, – это несоблюдение эко- и санитарных норм при его хранении. По технологии такие отходы должны пройти сортировку, прессовку, пересыпаться на полигонах инертными слоями. На полигонах должен собираться и правильно храниться вредный фильтрат, отводиться сливные стоки. Простой контроль влияния полигона на окружающую среду – забор проб из скважин. Но его либо вообще игнорируют, либо проводят нерегулярно. Экологи могут только предположить, сколько вредных химических соединений просачивается в почву и подземные воды, а также испаряется с наших мусорных свалок. Например, отдельные виды пластмасс вступают в реакции, в результате которых образуются формальдегид, карбамид, в почву просачиваются остатки моющих средств, строительных материалов. Свинец, ртуть, фосфокарбонаты высвободятся при неправильной утилизации батареек, ламп и т.д.
Официально в регионе действует 29 полигонов бытового мусора при городах областного значения и районных центрах. Но в селах, где отсутствуют предприятия по сбору и вывозу отходов, это просто несанкционированные свалки. По сути, каждый крестьянин один на один со своим мусором. В результате посадки, лесополосы, поля и водоемы области превращаются в свалки. К примеру, еще 5-7 лет тому в русле Северского Донца и прибрежных лесополосах было в 3–5 раз меньше стихийных свалок, чем сейчас. И это уже не вопрос технологии, а элементарный дефицит культуры и чистоплотности каждого жителя нашей области.
Елена Лесных
—————————————————————————————–
Справка
—————————————————————————————–
Андрей Кислица, региональный директор предприятия «Экоинвестгруп», г. Луганск
Луганщина – один из самых неблагоприятных по экологическим условиям регионов Украины. На территории нашей области расположено около 1500 предприятий и организаций угольной, металлургической, машиностроительной и химической промышленности. 123 предприятия используют в своем технологическом процессе около 40 тыс. тонн разнообразных химических добавок. В атмосферу выбрасываются ежегодно около 700 тыс. тонн загрязненных веществ. Воздействие этих факторов негативно повлияло на состояние природных экосистем и на условия жизни и здоровья жителей региона.
На территории Луганской области достаточно обособленно сосредоточились три типа предприятий высокого антропогенного воздействия: промышленно-производственные, сельскохозяйственные и рекреационные. Сам Луганск входит в число городов с самой неблагоприятной экологической обстановкой. Одним из наиболее опасных загрязняющих элементов окружающей среды являются соли тяжелых металлов, источник которых, в основном – отходы гальванического производства, в том числе и ныне не работающих производств.
На сегодня в Луганской области существует лишь одно предприятие, обладающее всем необходимым пакетом разрешительной документации и опытом утилизации и уничтожения опасных и особо опасных отходов, – ООО «Экоинвестгруп». Мы занимаемся сбором, перевозкой и хранением опасных отходов. Также мы активно пропагандируем необходимость передачи промышленных отходов на профессиональную утилизацию. В частности, наше предприятие занимается утилизацией и уничтожением медицинских, биологических, промышленных, химических и прочих видов отходов.
Однако необходимо констатировать тот факт, что сил одного предприятия на столь проблемную, с точки зрения экологической ситуации, Луганскую область – недостаточно.