«Реальная газета» давно хотела пообщаться с Валерием Болотовым, но «народный губернатор» раз за разом не находил времени для разговора. В результате нашим собеседником – и, так сказать, ответчиком за весь «штаб Армии Юго-Востока» перед читателями «РГ» – стал бывший журналист Василий Никитин, назначенный «Армией» руководить пресс-центром. Мы поговорили с ним прямо на улице под разбитыми и заваленными мебелью окнами захваченного здания облгосадминистрации
– Не секрет, что многие луганчане поддерживают вас, но сегодня люди обеспокоены разгулом криминала на улицах…
– Поверьте, штаб «Армии» обеспокоен этим не меньше. И прилагает все усилия, чтобы свести эту криминальную волну на нет.
Проблема в том, что наша милиция долгое время была деморализована, и сегодня криминальные элементы просто воспользовались этим «окном», «пересменкой» власти. Преступники есть преступники. Их надо ловить, выявлять – это, наверное, одна из первоочередных задач и «Армии», и милиции, да и самих граждан.
Сейчас милиция фактически уже приступила к выполнению своих функциональных обязанностей, на улицах работает ГАИ. Нами создана особая группа бойцов с бандитами, которая будет действовать совместно с милицией.
– То есть вы договорились с генералом Науменко (глава УМВД в Луганской области. – «РГ») о совместной борьбе с преступностью?
– У «Армии» проблем с генералом Науменко нет, есть проблемы взаимоотношений у Науменко с народом. Думаю, во многом из-за того, что нет этого взаимопонимания с начальником милиции, криминальная волна и «накрыла» область.
– Валерий Болотов уже 10 дней сидит в губернаторском кресле. Проводятся ли им рабочие совещания по ситуации в области? В принципе, вы располагаете информацией о том, что происходит с экономикой, какие есть социальные проблемы?
– Естественно. Каждое рабочее утро начинается в первую очередь с анализа того, что произошло за последние сутки. Многие сотрудники облгосадминистрации как ходили на работу, так и ходят. В принципе, самоустранились только руководители, сидят по норам, прячутся. Что, на мой взгляд, странно: нельзя бояться собственного народа!
– Штаб доволен подготовкой референдума о признании Луганской народной республики в городах и районах?
– За каждую территорию ручаться не могу, но подготовка шла и идет (беседа состоялась 8 мая. – «РГ») полным ходом.
– Как вы оцениваете недавнее заявление Путина, в котором он предложил перенести референдумы в Луганской и Донецкой областях на более поздний срок? Зачем оно было сделано, как думаете? И не вызвало ли это дискуссию в ваших рядах?
– Да, в наших рядах была дискуссия, мы восприняли это заявление неоднозначно. Но все-таки мы представляем интересы народа Луганщины, и раз народ Луганщины решил провести референдум, то не Путину или еще кому-то решать, откладывать его или нет. Было постановление проводить, поводом чему послужили многочисленные решения советов громад, общественных организаций, коллективные обращения и письма. Хотя заявление Президента России нас озадачило, не скрою.
– Каким будет дальнейшее развитие событий? Хорошо, 11 мая в Луганске проходит референдум. А что потом? Есть ощущение, что результаты референдума мало что изменят. Официальный Киев, как и большая часть всех стран мира, итоги не признает, боевые действия в Донецкой области будут продолжаться… Станет ли референдум шагом вперед в разрядке ситуации в стране?
– Я лично считаю, что сам факт проведения референдума – это уже большой шаг. В конце концов, все здесь уже много месяцев боролись за то, чтобы народ мог сказать свое слово. 11 мая волеизъявление народа произойдет! И если киевская власть признает его незаконным, значит, вне закона объявят и всех людей, пришедших на референдум сказать свое слово. А раз так, народ Луганщины, в свою очередь, имеет полное моральное право объявить вне закона и власть в Киеве.
– Понятно, но при этом тот же Олег Царев, призывая мэров Луганщины заняться подготовкой референдума, заявлял о том, что его проведение вовсе не означает окончательного разрыва Луганщины с Киевом. По его словам, появляется возможность «пересобрать» новую Украину уже на условиях федерации условно независимых регионов.
– В принципе, это было бы, наверное, и неплохо. Но в любом случае, дальнейшую судьбу Луганщины решать народу. Здесь (показывает рукой на захваченное здание ОГА) есть и сторонники федерализации Украины, есть и сторонники полного отсоединения, есть желающие войти в состав России. Мнений много, а референдум покажет общее настроение людей.
– Вернемся к главной проблеме сегодняшнего дня, с которой мы начали разговор. К сожалению, на территории Луганщины сегодня немало вооруженных бандформирований, терроризирующих население, которые не подчиняются никому, включая и вас. Вы осознаете степень опасности, которую они несут луганчанам?
– Такие группы наверняка есть, это настоящие преступники. Заявляю официально: «Армия Юго-Востока» не носит масок, наши бойцы не грабят и не убивают мирных людей!
Увы, сейчас многие пытаются ловить рыбку в мутной воде… И я не исключаю вероятности, что это диверсионные группы, которые хотят подорвать доверие людей к нам. Мы сегодня не заинтересованы в дестабилизации, как и большинство жителей Луганщины.
– И последний вопрос. Когда вы наведете порядок хотя бы в здании ОГА? Ведь выглядит оно после штурма попросту разграбленным.
– Некрасиво, конечно, я понимаю. Но давайте сначала проведем референдум, а потом уже можно будет и субботник провести!
Беседовал Сергей Караваев