Союз Непризнанных Социалистических Республик

Союз Непризнанных Социалистических Республик

Союз Непризнанных Социалистических РеспубликФедеративная Украина, «Новороссия», присоединение к России – эти три варианта будущего для Луганщины уже утратили свою актуальность. «Армия Юго-Востока» взяла четкий курс на установление в регионе «самостийного» республиканского режима. Значит, в случае полной победы «зеленых человечков», мы станем в один ряд с Абхазией, Приднестровьем и Южной Осетией. Чем обусловлен такой геополитический выбор – разбирается «Реальная газета»

 

«Первый шаг уже сделан»

Новый вектор неожиданно обозначил в своем заявлении глава «Республики ЛУНА» Валерий Болотов 28 мая:

– Сегодня я хочу обратиться к народу Луганщины по очень серьезному вопросу. Вопросу о нашей независимости, нашем суверенитете. Несмотря на военное положение, мы всё же делаем первые шаги к построению государственности Луганской народной республики. Один из самых главных из них – это признание нашей независимости мировым сообществом, интеграция нашего государства в политическое и экономическое пространство.

По словам лидера непризнанной ЛНР, мятежной республике есть у кого учиться в нелегком деле построения государственности с нуля:

– Не мы первые встали на путь независимости! Этим путем прошли Абхазия и Южная Осетия. И мы видим, что эти страны наладили работу как внутри своих стран, так и с государствами, международными институтами и бизнес-партнерами… Первый шаг уже сделан. Мы обратились к государственным институтам Российской Федерации с просьбой о помощи. Документы в Москве получены, ждем обратной реакции.

Невзирая на военное положение, наш Парламент работает. Принята за основу Конституция, фактически сформирован Кабинет министров. Один из основных шагов – создание Министерства иностранных дел Луганской народной республики, которое, назначив послов, делегирует им полномочия представлять нашу республику на мировой арене.

И, чтобы окончательно развеять сомнения относительно места ЛНР на мировой арене в качестве «Новой Абхазии», Болотов подчеркнул:

– Мы надеемся, что первой на наш зов откликнется дружественная Россия. Ждем реакции от Абхазии и Южной Осетии, этих молодых и перспективных республик. Есть еще и такие мощные государства Евразии, как Беларусь и Казахстан, которым, мы надеемся, небезразлична судьба Луганщины. Мы говорим о тех государствах, с которыми веками у нас налажены экономические связи, и возобновление работы с ними дают нам большую перспективу на будущее. Признание нас независимым государством даст нам возможность вступить в Евразийский и Таможенный союзы, влиться в процесс интеграции не только славянских народов, но и всего мирового сообщества.

– Помимо этого, мы надеемся и на политическую перспективу работы с этими государствами, – продолжил глава ЛНР. – В то время, когда в Луганской народной республике совершается акт агрессии, мы надеемся, что эти страны окажут нам не только гуманитарную помощь, но и направят миротворческую миссию для поддержания мира на наших территориях.

 

Маленькие, но гордые

Примечательно, что до этого момента Валерий Болотов всегда избегал прямых ответов на вопрос, каким он видит будущее Луганщины. Общаясь с «Реальной газетой» в захваченном здании СБУ в апреле, Болотов – тогда еще один из многих руководителей восстания – даже давал понять, что не против Луганщины в составе федеративной Украины. Однако за последние несколько недель «Армия Юго-Востока» – основная группировка, представляющая сегодня руководство ЛНР, – последовательно отсекла все возможные пути к компромиссу.

Во-первых, луганские повстанцы поставили крест на планах опального нардепа Олега Царева по объединению ЛНР и ДНР в Новороссию (об этом «РГ» писала в прошлом номере) с перспективами создания большого государства «русских украинцев» от Харькова до Одессы. Вообще, любые попытки переподчинить восстание на Донбассе какому-либо единому центру разбились о непреклонную позицию луганчан: мы, мол, сами с усами.

Во-вторых, наши ополченцы отвергли любые переговоры с новым украинским президентом. Инициативы областного совета прекратить военные действия и обеспечить диалог сторон закончились неудачей. Причем, несговорчивым оказался не традиционно «нас-не-слышащий» Киев, а одетый в хаки Луганск.

Заявление Болотова показало, что Рубикон перейден. Похоже, «армейцы», случайно вынесенные наверх революционной волной, распробовали на вкус свалившуюся на них безграничную власть и не собираются отдавать ее никому – ни Цареву, ни Порошенко, ни облсовету, ни даже заезжим российским «казачкам».

И фантазиям заезжих романтиков о «русской республике» также, похоже, не суждено сбыться. Последние заявления показали, что в захваченных зданиях в Луганске сидят прагматики. Которым абсолютно всё равно, на чьих именно штыках держится их власть – на «чистокровно русских» или, скажем, абхазских, чеченских и осетинских. «Всякое лыко в строку».

Более того, руководство ЛНР заинтересовано в том, чтобы как можно дольше откладывать мирные переговоры в долгий ящик – ведь в мирное время жители Луганщины неизбежно начнут поднимать вопросы о профессиональной компетентности новых «министров». А война всё спишет.

 

Дикое поле экспериментов

Очевидно, что курс на построение «независимой» Луганской народной республики не мог быть выбран луганскими повстанцами без консультаций с Кремлем.

Почему же Владимир Путин отказался от интеграции Донбасса по «крымскому сценарию»? В силу целого ряда причин, главными из которых являются необходимость создания буферной зоны между Украиной и Россией, а также желание избежать открытой войны между бывшими братскими странами. Россия предпочитает воевать с украинскими войсками, еще контролирующими север Луганской области, руками ополченцев и всевозможных «диких дивизий». Очевидно, что граница ЛНР еще долгое время будет «корректироваться» совместными усилиями военных с обеих сторон. Кстати, не исключено, что в состав нашей «Лунной республики» войдет и часть Донецкой области с мятежными Славянском и Краматорском – если силы АТО при содействии Ахметова смогут добиться успеха в стратегически важном Донецке.

К большому горю, ситуация в нашем регионе зашла слишком далеко, чтобы Луганщина представляла интерес в качестве нового субъекта Федерации. Каждый день гражданской войны несет новые жертвы и разрушения, надвигается гуманитарная катастрофа. И расхлебывать ее последствия Россия не хочет. Гораздо проще поддержать честолюбивые замыслы луганских полевых командиров, которые спят и видят себя президентами и премьер-министрами. Захотели «встать на путь независимости»? Прекрасно! Меньше придется возиться с толпами беженцев и восстанавливать разрушенные дома.

Тем более что формальная независимость не исключает марионеточного характера «лунного правительства». Ниточки всё равно тянутся – и будут тянуться – в Москву. У которой, в свою очередь, руки развязаны: можно наводнить Луганщину флибустьерами всех рас и вероисповеданий, можно устроить обкатку новых видов оружия, можно построить здесь людоедский политический режим вроде Северной Кореи… Ад для населения – и «рай» для политических экспериментаторов.

 

Дивный новый мир

Взглянув на политическую карту мира, можно заметить, как у границ Российской Федерации вырастают непризнанные полунезависимые республики. Время империй давно прошло, но даже в двадцать первом веке Кремль не собирается отказываться от амбиций считать себя новой «империей пост-имперского периода». Очевидно, что с формированием независимой ЛНР этот рост ложных опят на гнилом пне не прекратится.

И, возможно, на наших глазах разворачивается более масштабный процесс, характерный для пост-имперского строительства, но с поправкой на современность. Речь идет о создании на базе новых «независимых стран» аналога постколониального «Британского содружества», но с московским душком – этакого «Союза непризнанных социалистических республик».

Предпосылки для этого имеются. Во-первых, территориям, разрушенным войной, подходит социалистический строй. Например, то же руководство Луганской народной республики однозначно взяло курс на военный социализм – чего стоят заявления о запрете руководителям предприятий снижать зарплату и увольнять работников на территории ЛНР, о запрете повышения коммунальных тарифов и цен на перевозки! Мы уже молчим про проводящуюся де-факто национализацию имущества граждан неизвестными бойцами в камуфляжах…

Во-вторых, помощь со стороны братских республик Абхазия и Южная Осетия уже идет полным ходом. Братья-осетины принимают участие в военных действиях на территориях Луганской и Донецкой областей, а Абхазия уже давно помогает освещать под нужным углом происходящие на Донбассе события. Информационное агентство ANNA-news («Abkhazian Network News Agency» – Абхазское сетевое агентство новостей), специализирующееся на репортажах из «горячих точек» и начинавшее свою работу в Ливии и Сирии, уже давно обосновалось в нашем регионе. Корреспонденты ANNA-news даже имеют доступ в «избушку» – здание СБУ, где содержатся пленники ЛНР.

Сейчас подобные горизонтальные связи между буферными непризнанными республиками только начинают налаживаться. Но от перспектив кружится голова.

Будет ли успешным на международной арене абхазско-осетинско-луганско-донецко-приднестровский союз? Возможна ли общая экономика у братских народов? Какие новые культурные феномены он сможет породить? Будет ли новое образование разрастаться в европейском направлении или всё же в азиатском?..

Кстати, уважаемые читатели, ведь лето на дворе. Самое время вывезти отсюда своих детей.

Андрей Дихтяренко