Луганский евромайдан стал сценой для кастинга самодеятельных «псов режима», стремящихся любой ценой попасть в обойму избирательной кампании 2015 года
Практически у любого общественного явления есть свои непредсказуемые последствия и побочные эффекты. «Луганский евромайдан» – регулярная акция протестующих на площади у памятника Тарасу Шевченко – под конец года из относительно спокойного митинга нескольких десятков общественников и активных молодых людей превратился в экспериментальный полигон, на котором различные силы отрабатывают технологии провокаций и альтернативных массовых акций накануне бурного 2014 года.
За полтора месяца политического кризиса в стране Луганск привык к оппозиционным митингам в центре города как к обязательной детали городского ландшафта. Раз в несколько дней активисты собираются у памятника, поют гимн и разворачивают государственный флаг – ну что здесь интересного? Наиболее благодарным и массовым зрителем этих акций всегда были журналисты и завсегдатаи социальных сетей, а также (поневоле) сотрудники милиции, охраняющие площадь. Обыватель, как правило, оставался равнодушным. Но в последние дни декабря все изменилось. На сцену, в полном соответствии с законами жанра, вышли «плохие парни» – конкуренты евромайдановцев за долю зрительского внимания. И спектакль сразу выиграл как в сюжете, так и в зрелищности.
Катализатором послужило желание самих активистов евромайдана разнообразить свое действо, показав на экране документальный фильм из цикла «Открытый доступ» о резиденции Януковича в Межигорье. Не знаю, чем этот фильм мог удивить жителей областного центра, которые вряд ли испытывают иллюзии относительно роскоши, которую могут себе позволить топовые украинские политики. Однако призывы в социальных сетях прийти на импровизированный киносеанс возымели хоть и побочный, но все-таки действенный эффект – площадь «у Тараса» оказалась занятой. Но не зрителями, жаждущими увидеть кино, а «конкурирующими фирмами».
В первый вечер запланированного показа (среда, 25 декабря) на сцене появились настоящие призраки луганского политикума, о существовании которых все успели забыть – местные витренковцы, возглавляемые Александром Харитоновым. «Вооруженные» советскими песнями, ревущими из колонок, ПСПУ-шники сорвали показ фильма. На следующий день евромайдановцев встретили ряженые казаки и помощник народного депутата Владимира Струка Сергей Сафо, устроивший на площади караоке. Вдобавок неизвестные облили зеленкой экран и чаем ноутбук организаторов просмотра. Фильм снова не удалось показать. В пятницу активистов ждали и вовсе невообразимые «ленинские бабушки», исполнявшие под гармонь песни военных лет…
В воскресенье (количество евромайдановцев к тому времени предсказуемо выросло до нескольких сотен – у акций противодействия евромайдану тоже есть свой побочный эффект) фильм все-таки показали – на ступеньках облгосадминистрации, поскольку у памятника Шевченко площадь застолбил за собой… Дед Мороз, в исполнении все того же Сергея Сафо! Бородач в красном кафтане зазывал луганчан спеть с ним новогодние песни. Желающих не нашлось, зато оппозиционеров с помощью этой нехитрой уловки «перевели» прямо под губернаторские окна, где и начался показ многострадального фильма. Впрочем, на этом инцидент не исчерпался – неизвестные провокаторы начали забрасывать участников акции петардами, а один «титушка» (новое слово, родившееся в Украине в уходящем году) взорвал оранжевый файер-дымовуху.
Убегавших «террористов» изловили сами общественники и сдали в руки милиции. Настоящим героем дня стал заместитель городского головы Александр Ткаченко, догнавший и скрутивший одного из провокаторов. Поступок Александра Николаевича серьезно «порвал шаблон» многим оппозиционерам – высокопоставленный чиновник, глава городской организации Партии регионов сам изловил «титушку», такое, мол, возможно только в Луганске!
Впрочем, Александр Ткаченко все правильно сделал не только как человек и гражданин, но и… как регионал. Во-первых, четко показал, что ПР к этим провокациям не имеет прямого отношения. Во-вторых, самодеятельные провокаторы, пытающиеся неумело «бороться» с луганским евромайданом, только придают этой акции героический флер и привлекают к нему новых сочувствующих. С такими горе-помощниками и врагов не надо! В-третьих, разнообразные призраки политического прошлого – витренковцы, казаки и другие попутчики в лице струковских общественников – преследуют исключительно свои политические цели с прицелом на местные выборы в 2015 году. Евромайдан им выгоден, так как на нем можно паразитировать, «раскручиваться»: бросил дымовуху – попал во всеукраинские новости. Глядишь, кто-то привлечет тебя работать в свою избирательную кампанию.
Самое печальное, что не видно конца и края этому спектаклю, обрастающему все большим количеством действующих лиц. И очередь желающих выйти на сцену и изобразить «политического призрака» в надежде на то, что режиссеры заметят, возьмут в постановку, будет только увеличиваться. Как и информационный шум вокруг них.
Сергей Караваев