Старая «луганская команда» деморализована. Местные влиятельные регионалы оказались между молотом и наковальней: с одной стороны на них давит новая украинская власть «от Майдана», с другой – набирающее силу пророссийское движение.
Тем не менее, от дальнейших действий «луганских» на политической арене зависят не только перспективы региона. При грамотной игре луганская элита сможет сохранить вес и влияние и даже попытаться сделать поверженную Партию регионов третьей силой, способной снять противоречия, раздирающие Юго-Восток. Ведь другого материала, чтобы «склеить» разбитую радикалами Украину, на сегодня просто нет.
Проблема в том, что пространство для маневра серьезно ограничено: регионалам придется гнуть свою линию под угрозами люстраций справа и судов Линча слева. И это только учитывая местные факторы, а ведь неподалеку маячат совсем невеселые перспективы ползучей российской оккупации, способной поставить крест на всем отечественном политикуме…
Тем не менее, игра определенно стоит свеч.
Прошедшая неделя стала для луганской элиты одной из самых непростых за всю историю. Киевское правительство начало расставлять новое руководство в областных органах исполнительной власти: сперва новый назначенец Владимир Гуславский «зашел» в МВД, затем Михаил Болотских сменил Владимира Пристюка в губернаторском кабинете. Но сценарий смены властных элит, памятный луганчанам по событиям 2005 года, натолкнулся на «Русскую весну». Пророссийские активисты устроили в Луганске свой массовый майдан: к концу недели здание оказалось захваченным, нового губернатора заставили написать заявление об отставке, украинский флаг был сорван, на крышу здания водрузили триколор (подробнее о последних событиях читайте на 4-5 стр. – Ред. РГ).
Кому сегодня принадлежит власть в регионе, сказать трудно. Бывшие первые лица местного политикума будто бы сошли со сцены, а на их место пришли совсем другие люди.
Луганские регионалы, традиционно игравшие первую скрипку во всех политических процессах, фактически самоустранились. В этой ситуации из влиятельнейшей партии Востока побежали кадры. И если одиозный депутат облсовета Арсен Клинчаев ожидаемо примкнул к «Луганской гвардии» и другим «подроссийцам», то пожелание владельца телеканала «ИРТА» Владимира Ландика ввести на Луганщину «Правый сектор» для многих оказалось неожиданностью. Заколебались и умеренные: лидер луганской городской организации ПР Александр Ткаченко сделал ряд взаимоисключающих заявлений (смотрите традиционный комикс на 5 странице – Ред. РГ) и в итоге даже удалил свою страничку на «Фейсбуке».
Однако именно в эти тяжелые для них дни луганские регионалы собрали политсовет областной организации, чтобы определить план дальнейших действий. Наши источники, присутствовавшие на этом собрании 4 марта, рассказывают: обстановка была накалена. Главе ЛОО Александру Ефремову припомнили его слишком поспешное, по мнению многих, объявление бывшего президента Виктора Януковича предателем. Хватало и желающих втянуть партию в противостояние на стороне пророссийских сил. После жарких дискуссий регионалы решили пока не пускаться в рискованные политические авантюры.
Ведь главной повесткой дня была тактика луганчан на съезде Партии регионов в Донецке, намеченном на 15 марта. Осознавая общие упаднические настроения, царящие в партии после бегства Януковича, «луганская команда» ПР решила поставить перед собой краткосрочную цель: сделать Александра Ефремова всеукраинским лидером этой обезглавленной, но все еще перспективной политической силы. За это решение политсовет проголосовал единогласно.
И если по кадровым вопросам у дисциплинированных и сплоченных местных регионалов претензий традиционно не было, то будущая идеологическая платформа партии снова стала поводом для разногласий. Впрочем, это уже больная тема намеченного на субботу всеукраинского съезда.
Грубо говоря, что сегодня «Регионы» в принципе могут предложить своему разочарованному избирателю? Учитывая текущую ситуацию, выбор невелик.
Во-первых, ПР должна оставаться в оппозиции к действующей власти. Во-вторых, если партия до сих пор претендует на статус всеукраинской силы, нужно не только стать на защиту государственности перед лицом военной и других системных угроз, но и предложить свой проект развития страны. В-третьих, отстаиваемая регионалами повестка должна быть привлекательной для базового электората и при этом реализуемой на практике.
Другими словами, спасительной соломинкой для партии должна стать идея федеративного устройства Украины с расширением полномочий регионов в вопросах культуры, языковой политики и экономики.
Причем регионалы должны доказать и Киеву, и родному Юго-Востоку, что только имеющийся у партии кадровый потенциал и интеллектуальные ресурсы позволят провести «федеративную» реформу в жизнь. И что реализация этой стратегии – залог сохранения Украины.
Напоследок, оценим шансы Александра Ефремова избраться главой партии. Определенно, они есть. Луганчанин может стать компромиссной фигурой в закулисной борьбе влиятельных региональных кланов: дончан Ахметова, харьковской команды и днепропетровцев. Голоса многочисленной луганской фракции понадобятся будущему кандидату от ПР на пост Президента (напомним, что выборы назначены на 25 мая), и почему бы не заручиться поддержкой «равноудаленных» луганчан?
В общем, рановато еще луганским регионалам разбегаться по новым политическим проектам – момент истины должен наступить уже в середине марта. Правда, не будем забывать, что на следующий день после съезда Партии регионов – на воскресенье 16 марта – марионеточная крымская власть назначила свой сепаратистский референдум. И велика вероятность, что донецкий съезд может быть сорванным из-за очередного форс-мажора.
Тем не менее, восстать из пепла птицей Феникс регионалы еще способны. Главное, чтобы хватило воли, выдержки и смелости. То есть качеств, которые руководители этой партии давно не демонстрировали своим избирателям.
Сергей Караваев