Почему сейчас переполнены неврологические отделения
Стрессовая ситуация – это еще не самое страшное, говорят психологи. Иногда гораздо хуже оказываются ее последствия, так называемое посттравматические стрессовое расстройство (страшноватая аббревиатура ПТСР) – настоящий психологический бич современности
В каждой стрессовой ситуации мы выступаем в какой-то роли, и, в соответствии с ней, психологи определяют «направление» ПТСР. Основных – четыре: жертва, участник, свидетель и комбатант (участник боевых действий). Жертва – на меня напали, у меня стресс. Участник – я напал, от меня отбились, у меня стресс. Кто-то наблюдал за этим – у него тоже стресс. И, конечно же, комбатанты – наиболее уязвимая категория.
Бомба замедленного действия
После того как стресс прошел, человеку обычно кажется, что, в общем-то, ничего и не произошло – часто последствия бывают отдаленными, начинают проявляться через три-пять дней после событий, неделю. Случаются и пролонгированные случаи – как у людей, вернувшихся с войны: они живут нормально полгода-год, а потом вдруг понимают, что что-то в их жизни идет не так…
Что же именно? Какие симптомы и проявления есть у ПТСР?
Прежде всего, нарушения сна, артериального давления – оно становится нестабильным: и не гипертония, и не гипотония, а давление меняется – то упало, то подскочило. В этом же перечне – сердцебиение, панические атаки, ипохондрические состояния, когда человек начинает прислушиваться к себе, идет к доктору, жалуясь, как у него напух пальчик.
Многие люди, переживающие ПТСР, особенно жертвы, пытаются найти объяснение своим состояниям «незаконченностью их дела». Они обращаются в правоохранительные органы, думая, что когда наступит справедливое возмездие, их проблемы кончатся. Психологи утверждают: это иллюзия. Но люди продолжают топтаться на головах правоохранителей, требуя ускорить расследование, как можно быстрее наказать виновных. Но вот обидчик – в тюрьме, а плохое состояние никуда не девается. И здесь начинаются панические атаки.
Это расстройство соматической системы, которые трудно однозначно классифицировать: здесь и чувство тревоги, прямого страха, повышение давления, появление эпитехий – покраснений, пятнышек на коже… Люди думают, что это аллергия, но нет – это проявление панических атак.
Гормоны против нас
Связано это с нарушением обмена кортизола – гормона, отвечающего за более медленные обмены стимулирующих веществ в организме. Так, если у человека недостаток гормона удовольствия, а обмен кортизола нарушен, счастливое состояние еще долго не придет к страдальцу. А если у него произошел всплеск адреналина, то затихнет он нескоро, будет гулять в крови и будоражить ум и тело. К слову, такие «застрявшие» в адреналине будут очень агрессивными. Психологи говорят, что это частая проблема комбатантов. Примечательно, что, по данным специалистов, реакции (при ПТСР) людей, вернувшихся с Великой
Отечественной войны, из Чечни или Афганистана, ничем не отличаются.
Комбатантов принято условно делить на два типа: активно-оборонительный и пассивно-оборонительный. Представители первого – адаптивны, то есть могут встраиваться в общество, заниматься чем-то другим, кроме непрекращающейся «войны» (происходящей, по большей части, у них в голове). А как только и в реальности начинаются подобные действия, они с радостью идут туда, ведь подобная ситуация была началом формирования их расстройства, и это тянет комбатантов, словно магнит.
«Военные» второго типа дезадаптивны, уходят в другую реальность: пьют, употребляют наркотики, играют, бродяжничают.
Дежа вю
Кроме того, ПТСР характерны так называемыми флешбеками – «вспышками из прошлого». Люди, попадая в ситуацию, схожую с той, которая привела к расстройству, оживляют ее целиком, начинают демонстрировать те же реакции. Более того, «зацепить» человека может даже какая-то мелкая деталь, и в его памяти возродится весь комплекс условий, приведших к сильнейшему стрессу. Происходит флешбек, и у человека вновь «включается» поведение, которое он транслировал при травмирующей ситуации.
При этом у 10 процентов страдающих ПТСР моментально развивается реактивный психоз: человек постоянно поддерживает себя в «боевом» состоянии, видит врагов, пытается действовать. Неважно, кем он был ранее – маргиналом, комбатантом. Преступник ведь тоже не был таким всегда – он совершил преступление, например, подрезал кого-то. Травмирующим стало именно убийство, с этого всё началось! И человек будет искать, как сделать это еще раз, при этом его тяга может приобретать формы мании, психоза.
О жертвах и свидетелях
Жертвы при ПТСР обычно транслируют депрессии, доходящие до дезадаптации. Это состояние, когда они говорят: «Всё, я не хочу никуда выходить, мне уже всё равно, пусть приходят сюда и убивают меня. Я буду просто лежать и ждать». И действительно – лежат на диване, плюют в потолок. К этому добавляются фобические состояния: панические атаки, повышенная тревожность, расстройства сна. В некоторых случаях у жертв, долго находившихся в травмирующем состоянии, впритык со своим мучителем, развивается так называемый «Стокгольмский синдром» – оправдание, сочувствие к агрессору.
ПТСР у свидетелей стрессовых ситуаций развивается по-разному, в зависимости от того, к какому психологическому типу относится человек. Чаще всего, спусковым крючком становится чувство вины, ощущение, что человек ничего не смог сделать в этой ситуации. Возникает сильнейший внутренний конфликт между «должен был совершить поступок» и «не сделал этого». Яркий пример – фильм «Остров»: классическая история, где герой, испытавший сильнейшее чувство вины, постарался выйти из ситуации, уйдя в монастырь, став священником. Это пример успешного «решения».
Но есть множество других примеров, когда человек испытывает муки вины, его состояние тотально ужасное, ему кажется, что никто его не понимает, донести другим своего состояния он не может… К этому добавляются постоянные флешбеки, чувство брошенности. В таком случае специалисты рекомендуют только один выход – обращение к психотерапевтам.
Универсальный рецепт, как уберечься от ПТСР, выработать крайне сложно. Психологи сходятся во мнении, что можно посоветовать сохранять психику в адекватном, ровном состоянии. Но замечают, что есть люди, склонные к сильным стрессам.
Независимо от «силы» ситуации, в которую человек попадает, он испытывает стресс. Здесь – вопрос так называемой психической конституции.
Быстро, качественно, бесплатно
Сегодня Украинский союз психотерапевтов проводит акцию: он призвал всех специалистов, членов УСП, к волонтерской деятельности в социально-психологическом проекте. Люди, испытывающие сильные стрессы, чувствующие, что у них началась депрессия, страдающие от болезненных симптомов, могут обратиться к психологам и – совершенно бесплатно! – получить психологическую помощь.
На сайте УСП (и на их странице в фейсбуке) опубликованы имена, фамилии и телефоны психологов, участвующих в акции. Это всеукраинская инициатива, принимать в ней участие могут люди со всей страны. Из Луганска согласились помочь нуждающимся около 15 специалистов. Психологи говорят, что подобные акции – самая лучшая профилактика психологических проблем, ведь все люди разные, они индивидуальны, а давать советы «для всех» – значит, повторять общие места.
Экспертное мнение
Людмила Щеголькова, луганский врач-психотерапевт, член Украинского союза психотерапевтов
Что я хотела бы сказать, скорее, в целях профилактики. Конечно же, сейчас у многих людей идет противостояние, как во время гражданской войны: ты белый, ты красный, ты колорадский, ты жовто-блакытный… Людей разделили по цветам, национальностям… Мне в этой связи очень нравится древнее индийское приветствие, которое на санскрите звучит «Намасте», а в переводе означает: «Я приветствую божественное в тебе!» Потому что кем бы ты ни был – патриотом, милиционером, стоящим на баррикадах маргиналом, – в каждом из нас есть что-то божественное. Но людям нужно это объяснять, хотя бы просто натолкнуть их на эту мысль.
Ксения Лищинская, луганский психолог, член Украинского союза психотерапевтов
Люди сейчас должны сместить свой угол зрения с политической проблемы на общечеловеческую, это очень важно. Я вижу технологии, которые сейчас применяются, и, когда людей смещаешь в другую плоскость, сторону, они переключаются, видят то божественное, о чем говорила Людмила. Они понимают, что мы все одинаковые, просто попались в ловушку, сложную ситуацию, но и в этой ситуации нужно оставаться людьми, помогать друг другу.
Конечно, если у человека уже есть симптомы ПТСР – у него один путь: к специалисту. Сейчас неврологии просто переполнены. Люди попадают туда с симптомами, которые по ошибке диагностируются как сосудистые кризы, а на самом деле это панические атаки… Через неделю их выписывают, они выходят, и на следующий день начинают вновь страдать от той же симптоматики. Так что будьте внимательны.
Справка
Паническая атака (ПА) (вегетативный криз) представляет собой необъяснимый, мучительный для больного приступ тяжелой тревоги, сопровождаемый страхом в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами.
Отечественные врачи долгое время использовали и используют термины «вегетативный криз», «симпатоадреналовый криз», «кардионевроз», «ВСД (вегетососудистая дистония) с кризовым течением», «НЦД – нейроциркуляторная дистония», отражающие представления о нарушениях вегетативной нервной системы в зависимости от ведущего симптома. Термины «паническая атака» и «паническое расстройство» имеют мировое признание и введены в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра. В то же время наличие панических атак не обязательно означает, что у больного – паническое расстройство. Панические атаки могут быть симптомами феохромоцитомы, соматоформных дисфункций, фобий, депрессивных расстройств, эндокринологических заболеваний, сердечных заболеваний, митохондриальных заболеваний и т.д. Или же возникать в результате приёма каких-либо препаратов.
Важно: панические атаки часто путают с сосудистым кризом и сердечным приступом.
Симптоматика ПА:
Паническая атака характеризуется приступом страха, паники или тревоги и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с четырьмя или более из списка ассоциированных с паникой симптомов:
• Сердцебиение, учащенный пульс.
• Потливость.
• Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи.
• Ощущение нехватки воздуха, одышка.
• Удушье или затрудненное дыхание.
• Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки.
• Тошнота или абдоминальный дискомфорт.
• Ощущение головокружения, неустойчивость, легкость в голове или предобморочное состояние.
• Ощущение дереализации, деперсонализации.
• Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок.
• Страх смерти.
• Ощущение онемения или покалывания (парестезии) в конечностях.
• Бессонница.
• Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления).
Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащенное мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций.
Андрей Аношин