В последнее время модные слова «стрит-арт» и «граффити» у луганчан снова в ходу – не меньше, чем слово «Европа». Впрочем, ассоциативный ряд достаточно понятен – в ЕС люди живут продвинутые, рамки и культурные предпочтения у них шире. Подтверждением этому стало отношение жителей Луганска к недавнему приезду француза Lazoo, который расписал фасад жилого дома в центре города, – и все сказали: «Вау!». Но неужто у нас в своем отечестве пророка нет? И откуда эта неутомимая тенденция постоянно прибедняться? Между тем стрит-арт начинается с головы. С того, как мы мыслим и на каком уровне реальности воспринимаем самих себя. Конечно, десятки лет тотальной уравниловки не прошли для нас даром: ведь в СССР даже уличное искусство было «правильным», «идеологически выдержанным». И сегодня большинству из нас все еще трудно поверить в то, что у нас за спиной никто не стоит и не указывает, как нам жить. Собственно, первые граффити, исполненные в духе «минимализма неуверенной руки», были как раз протестом против такого образа мышления. Они ломали ландшафт, в который были вписаны, и кричали в глаза прохожим не только цветами и кривизной линий, но и тем или иным типом лозунгов: «Задумайся!» Между тем в то же время в захудалой, терзаемой голодом, революциями и гнетом Дяди Сэма Латинской Америке уже существовал мурализм – монументальная живопись, когда люди расписывают фасады своих домов, целые города превращая в произведения искусства. Сегодня в Луганске уже и не осталось ребят, которые начинали на родных просторах «бомбить» стены и дома. И «бомбить» в этом случае не означает портить, скорее наоборот – за максимально короткое время художники стараются создать настоящий городской шедевр. Этой весной мой друг Zuk13 (Денис Кузьменко), который и был одним из родоначальников искусства граффити в Луганске, расписывал стену на улице Фрунзе – есть у нас в центре целый уголок любительского стрит-арта. Зак заранее приготовил эскиз, идею, взял аэрозольные краски и занялся рисованием на теплом майском воздухе. Проведенные вместе с ним три часа были достаточно познавательны: прежде всего, людям такое искусство нравится. Даже бабушкам, оставшимся душой при Сталине. Никто не вызвал милицию и не вылил ведро холодной воды нам на головы. Потому что то, что создавал Zuk13, – красиво и наполнено смыслом. «При чем же здесь Европа?», – резонно спросите вы? Все просто. Несколько лет назад Денис, как и многие его знакомые до и после, уехал из родного Луганска, живет и работает в Киеве, где нашлись люди с широкими взглядами, рассмотревшие в нем истинный талант современного художника. Домой он приезжает изредка – и всегда старается оставить здесь пусть небольшой «след». Хотя бы потому, что сегодня граффити по-лугански представляет собой не развитое искусство с богатством стилевых направлений, а лишь забавы футбольных хулиганов, не в самом приличном виде напоминающие луганчанам о том, кто здесь чемпион. Между тем любой европейский город имеет свое лицо, свой аромат, свою неповторимую культуру. И уж если мы сегодня хотим гордо называть себя европейцами, нам придется преодолеть узость собственного мышления, наступить на горло закостенелости и в результате – найти себя. Юлия Маврина, колумнист «РГ»
Інформаційно-аналітичний онлайн-проект про Донбас і не тільки.