В Луганске бодро рапортуют о 98% поддержки идеи о провозглашении «Луганской народной республики». Как «рисовались» эти голоса в условиях полной непрозрачности проведения «референдума», можно себе представить. Однако интересно, что с этими результатами будут делать представители самозваной республики. Конечно, автомат в руках придает человеку «вес» в дискуссии, однако не добавляет ему ни экономических знаний, ни управленческого опыта. Как в «Обитаемом острове» Стругацких: «Ты устроил революцию, а ты знаешь, что такое инфляция?»
Конечно, многие верят в то, что следующим шагом будет присоединение Луганщины к России. А если Россия не возьмет? Что такого привлекательного и особенного для российского капитала в Луганской области? Всё, что было интересного из активов, они и так уже скупили (АМК, Лисичанский НПЗ, «Лугансктепловоз»), а остальное – угольный комплекс, тесно интегрированный в украинскую экономику (и не нужный России), дотационные предприятия, масса привязанного к ним фрустрированного населения… Это не та добыча, ради которой стоит идти на дальнейшее ухудшение отношений с мировым сообществом. Это не геополитически важный и символически ценностный Крым.
В интересах Путина оставить Донбасс в качестве нового «Приднестровья», которое будет беспрерывно дестабилизировать Украину, заблокирует ее вхождение в НАТО (в эту организацию не принимают страны с частично оккупированными территориями), создаст «санитарный кордон» между двумя теперь уже надолго враждующими государствами.
Что если республика ЛУНА так и останется ничейной землей? Что будут делать все эти гениальные Болотовы и Мозговые? Как они собираются выполнять социальные обязательства, заниматься инфраструктурой? Пока город живет по инерции, горит свет, подают воду, платят зарплаты и пенсии, в магазинах полно товаров. Но всё это может в одночасье закончиться в результате игр в референдумы. Крым уже испытывает «временные трудности» (советский эвфемизм для полного п…).
К опьяненной эйфорией толпе «активистов», равно как и к запуганному пассивному большинству, адресовать тот же вопрос бесполезно. Одни – одурманенные пропагандой и собственными комплексами («кто был ничем, тот станет всем»), другие просто запуганы.
Но вот влиятельные люди области – все эти нардепы от Луганщины, люди, имеющие бизнес, управленцы, – куда смотрят они? Окей, затевался весь этот сценарий, как реплика ситуации 2004 года, когда в ответ на Майдан элиты Донбасса подняли подневольное население «на защиту своего выбора». Закончилось всё полюбовно. Но сейчас же ясно, что ситуация вышла из-под контроля, что марионетки с автоматами становятся самодостаточными фигурами, что всё это уже не шутки, это угроза целостности страны, заря новой криминальной революции и передела собственности.
Почему вы молчите? Ради чего вы поддерживаете этот фарс с референдумом? Надеетесь вступить в «Единую Россию», засесть в законодательном собрании нового субъекта федерации и продолжить прежнюю игру? Так не будет этого. Быть элитой непризнанной республики? Боюсь, что это место уже заняли Болотов, Мозговой и Андреев. Свалить в Киев? Там вас будут считать предателями. В большой мир? Ничего хорошего таких эмигрантов ждать не будет. «Бывший народный депутат стал таксистом».
Чем думают «лучшие люди» региона? Георгиевскими ленточками?
© Константин Скоркин, специально для «РГ»