Украинские киноэкраны – не место для арт-хауса, психологических триллеров и мелодрам. Не рады здесь и обладателям «Оскара», каннских пальмовых ветвей и иных престижных кинопремий…
Причину этого кинопрокатчики, привозящие в страну фильмы, объясняют просто – не будут смотреть. Зритель, голосующий рублем, не пойдет на «другое кино». Зато он увлеченно ходит на четыре жанра: комедию, фантастику, ужасы и многогранный экшн, включающий боевики, триллеры и прочее «активное» кино.
Фильмы, деньги, молодежь
Кинопредпочтения луганчан вписываются в общемировую тенденцию. Лидер планетарного проката – «Железный человек 3» – собрал у нас, как и в России, наибольшую кассу.
В украинской десятке наиболее финансово успешных картин в этом году – сплошь Голливуд. Что удивительно, в когорте лучших не нашлось места ни одному российскому фильму. Даже широко разрекламированная «Легенда №17» о Валерии Харламове в нашем прокате провалилась.
Гендиректор кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи объясняет ситуацию тем, что если молодежь – основная аудитория кинотеатров – и клюнет на биографические фильмы, то, скорее всего, о героях нашего времени: братьях Кличко, Андрее Шевченко.
В целом же рынок кинопроката в Украине относительно невелик – около 100 миллионов долларов в год. Для сравнения: в России цифра достигает $1,2 млрд.
Основные усилия кинопрокатчиков направлены на завоевание главного «донора» рынка – молодежи из городов-миллионников. На ее долю приходится около 60% аудитории кинозалов. В основном это студенты и «белые воротнички», а в индустриальных центрах в эту цифру добавляются рабочие.
Больше кинотеатров
Бурный рост открытия кинотеатров (около 15-20% в год), захвативший Украину в последние годы, оказался недолгим. Поэтому ставка, рассказывает гендиректор кинопрокатной компании B&H Film Distribution Богдан Батрух, делается на расширение сети крупных кинотеатров в небольших городах с населением от 100 до 500 тысяч человек.
По другому пути предлагает пойти старейший кинотеатр Украины «Жовтень»: он собирается помогать частным предпринимателям открывать собственные кинотеатры. Директор кинотеатра Людмила Горделадзе назвала основные причины, по которым проект обещает стать успешным.
Во-первых, большие кинотеатры – «памятники советскому строю» – себя изжили.
Во-вторых, с этого года киноиндустрия начала выпускать проекторы для маленьких залов. Теперь приобрести их можно не за 100 тысяч долларов, как раньше, а за 40.
В-третьих, пока кинотеатры всего мира переходят на цифровой формат, половина их украинских «коллег» до сих пор использует пленочные проекторы. Если ситуацию не изменить – в ближайшее время под угрозой закрытия окажутся все «пленочники».
Для открытия двухзального кинотеатра потребуется около 250-300 тысяч долларов. А ежемесячная чистая прибыль, согласно бизнес-плану, должна доходить до 70-100 тысяч гривен. Фактически, кинотеатр может окупиться за 2-2,5 года.
Отечественный производитель
Только за прошедшую осень в прокат вышли пять украинских фильмов – «Ломбард», «Параджанов», «Вечное возвращение», «Иван Сила» и «Тени незабытых предков». Четыре из них, за исключением «Теней», в прокате провалились.
Одна из главных причин этого – непонимание и конфликты между продюсерами и прокатчиками. По мнению первых, кинотеатры просто не хотят крутить украинские фильмы или относятся к ним формально, задвигая на самое «неходовое» зрительское время.
На это Богдан Батрух, владеющий сетью кинозалов «Кинопалац», отвечает, что кинотеатр – структура коммерческая, и имеет право сама принимать решение, что ей показывать. А украинское кино снискало славу непредсказуемого: снятые одним и тем же режиссером «Ломбард» и «Тени незабытых предков» показали диаметрально противоположные цифры проката.
Но в рецепте, как обеспечить украинскому кино хорошую кассу, продюсеры и прокатчики сходятся. Нужно снимать востребованные жанровые (мистика, боевик) фильмы, а не ограничиваться меланхоличными, с «национальным колоритом» драмами, Чернобылем и героями-алкоголиками.
В свою очередь продюсер «Теней…» Андрей Селиванов добавляет, что, снимая кино, нельзя ориентироваться только на Украину: «Нужно делать интернациональное кино, которое будет понятно и в других странах. И продавать его».
Экспертное мнение
На украинский кинорынок фильмы завозятся компаниями-прокатчиками, их в стране около 10. Каждая компания работает с производителями фильмов, голливудскими гигантами – «Columbia Pictures», «20th Century Fox», – закупает кино, рекламирует его, присылает нам.
Мы отбираем фильмы из предложенного списка. Берем то, что смотрят люди – больше фантастики, комедий, экшнов. Другие жанры люди попросту не смотрят. Основная аудитория кинотеатра – от 14 до 40 лет.
В «Оскаре» мы сделали ставку на качественный 2D-показ, фильмов в 3D у нас нет. Это наша принципиальная позиция, к тому же существующее 3D-оборудование еще несовершенно, и после таких сеансов у зрителей начинаются головные боли, появляется боль в глазах…
В нашем регионе люди постоянно жалуются на украинский язык в кинотеатрах. Более того, когда в 2007 году в Украине ввели обязательный украинский дубляж, людей в залах не было вообще. Это примерно как в Китае заставили бы показывать фильмы на русском.
Да, в прошлом году депутаты приняли закон, разрешающий трансляцию фильмов на русском, но в законе есть уточнение – фильм должен быть озвучен на территории Украины. Получается, что компаниям-прокатчикам это невыгодно. По сути, нужно привозить в страну дорогих российских актеров, чтобы они здесь – еще раз – озвучивали фильм. Два дубляжа одного кино.
У нас были эксперименты, мы показывали арт-хаус… Но люди не приходят – возможно, мало информированы. Например, недавно в прокате шел «Капитан Филлипс» с Томом Хэнксом. Уже одно это имя! Но фильм – драма, и людей в зале практически не было.
Минимальную цену билета выставляет прокатная компания, предоставляющая нам кинокопии. В крупных компаниях цены умеренные, мы по ним и работаем – от 10 до 25 гривен на вечерние сеансы. Но мелкие прокатчики, привозящие по 1-2 фильма в год, выставляют минимальный билет примерно 50 гривен. Это отпугивает зрителя.
Из украинского кино мы показывали «Тени незабытых предков», это самый разрекламированный украинский фильм, и он прошел хорошо – люди приходили. Но вот на «Ломбарде», например, людей не было вообще. Фильм интересный, но зрителей не было.
Андрей Аношин
Справка
Из числа всех фильмов иностранного производства, выходящих в прокат в Украине, 71% демонстрируется на украинском языке. Остальные фильмы снабжаются украинскими субтитрами. Об это сообщает Госагентство Украины по вопросам кино.
Так, по состоянию на конец первого полугодия 2013 года, было выдано 159 прокатных удостоверений для иностранных фильмов. Из них 71 фильм был дублирован на украинский язык, 42 фильма – озвучено.
Остальные 46 картин показывались с украинскими субтитрами. Фильмы транслировались либо на русском, либо на языке оригинала.