Крымский референдум «сделали» пенсионеры. Это утверждение все чаще можно услышать в украинской экспертной среде. Традиционно пассивная в политическом плане молодежь позволила «рожденным в СССР» решить за нее, в какой стране всем предстоит жить. Или в квази-стране? «Реальная газета» узнала мнение студентов и молодежи Крыма о происходящем на полуострове
Алина Сущева, студентка, Крым:
Честно говоря, я по сей день задаюсь вопросом, кто эти 93%, которые проголосовали «за» присоединение Крыма к России? Сегодня практически вся молодежь в полнейшем ужасе от количества нововведений и проблем, связанных с ними. Выясняется, что они всегда были против аннексии Крыма, но ничего поделать не могли. Или не хотели.
Главная проблема – навязывание людям гражданства России. Насильно, конечно, пока никто не тянет в паспортный стол, но психологическое давление, безусловно, чувствуется. Это и невероятная бюрократическая тягомотина с новыми документами, которые должны быть сделаны в течение 3 месяцев, иначе вас лишат работы или отчислят из вуза. Здесь и смена часового пояса, денежной валюты, ограничение доступа к информационным каналам и откровенное поливание грязью всего, что происходит в Украине. Работа некоторых банков и выдача зарплат, стипендий, пенсий временно приостановлена. На полуострове ограничена поставка отдельных видов продовольственной продукции. Украина, в свою очередь, ограничила поставку электроэнергии – свет дается по районам, которые каждый день меняются.
Более того, как никогда остро встала проблема «отцов и детей». Огромный разрыв в идеологии людей, которые жили в СССР, и молодежи. Старшее поколение думает, что Россия сохранила лучшее из того периода, и Крым будет процветать, как во времена их юности. Я очень на это надеюсь, но мало в это верю. Уже всем понятно, что в этом году «сезона» не будет, и многие люди не смогут найти себе работу на лето, которая многих обеспечивала на весь последующий год.
Сейчас возникла проблема с дипломами, какие получать: украинского или российского образца? Если студент выбирает украинский, то с ним проводится беседа. Руководство вуза заявляет ему, что Украина крымчанам свои дипломы не выдаст, что будет много проблем при поступлении на 5 курс, что студенты с украинскими дипломами будут приниматься в вузы как иностранные студенты и, соответственно, платить за обучение.
А самое страшное, что если ты не хочешь предавать свою родину, где ты родился и вырос, с которой ты прошел немалые трудности и победы, где ты собирался жениться и воспитывать своих детей, то ты автоматически становишься ограниченным человеком. Твои же, в недавнем прошлом, друзья советуют тебе «валить к своим бандерлогам». Неприятно смотреть, как люди развесили «триколоры», поют гимн другой страны и говорят, что они всегда были россиянами в душе. Однако многие из них, почувствовав опасность, просто оперативно приспособились к выгодным условиям.
Юрий, житель Крыма:
После «референдума» и подписания документов в Москве 18 марта, у населения была эйфория. К тем, кто действительно голосовал за присоединение к России, присоединились последние сомневающиеся и те, кто просто повеселиться хотел. Те, кто был против, просто резко замолчали. (Сосед работает в частном охранном предприятии, им поступил негласный сигнал записывать всех ярых «несогласных»). На фоне этого казалось, что действительно ликует весь Крым. Через пару-тройку дней все успокоились и вернулись к обычному образу жизни. Внимательно следят за новостями, которые становятся все более мрачными. Первые сигналы – перебои с поставкой продуктов – оказались сильно раздутыми украинскими СМИ. До сегодняшнего дня в магазинах есть все, пустых прилавков не замечаю, оптовые базы работают как раньше. На трассе и в городе встречаем фуры с номерами материковой Украины. Скорее всего, продукты, т.к. были замечены разгружающимися в супермаркетах. Бензовозы также курсируют по ЮБК. Так что пока второй миф развенчан, что их не пускают с материка. Хотя то, что 95-й уже приближается к отметке 14 грн./л, – правда.
С водой перебоев нет, по крайней мере, на ЮБК. Свет выключали – да, чистая правда. В общем, настроение у всех позитивное. Но… Первые вестники «покращень» по-российски появились тогда, когда Пенсионный фонд не смог пополнить казначейства, находящиеся на территории другого государства.
Отделения многих банков не работают – это правда. Пенсионерки уже через несколько дней начали возмущаться по поводу пенсий. А тем временем, в Севастополе начали собирать пожертвования с жителей на поддержание штанов. Еще одна деталь: с привычных мест исчезли все гаишники.
Еще до референдума супруга утром встретила по дороге в наш тихий, прибрежный поселок военный грузовик с дагестанскими номерами (105 регион). Рядом с домом – погранзастава. В Алуште – руководство. Как-то утром, примерно 14-го марта, мне сказали, что их (руководство) захватили. Приехали 30-40 человек ночью, отлично экипированы. Потребовали сдаться. После отказа просто вынесли ворота и заняли часть. Утром я пришел убедиться в этом лично – так и есть, стоят. Еще был случай: как-то вечером, ориентировочно в 20.30, на пост КПП нашего кооператива напали пьяные молодчики. При себе имели 2 АК и 2 ружья. Побили стекла в дежурке. Охране, которая вышла на шум, сказали, чтобы залезли в будку и не высовывались, если проблем не хотят.
Сосед из охраны предупредил, чтобы недоброжелатели России помалкивали на улице, т.к. можно нарваться на неприятности. Был случай, когда житель села Малый Маяк перед референдумом сорвал флаг России, после чего бегал с пистолетом по улице и рвал флаг. Через некоторое время его поймали и избили. Через несколько дней пришли домой и еще раз избили.
Еще во время первого появления зеленых человечков было действительно страшно, ведь никто не знал, что они могут сделать и какие у них приказы. Я решил приобрести травматический пистолет у знакомого для самообороны. Продавец – крымский татарин – сказал, что есть штуки посерьезнее: новенький Калашников, «еще в масле», за штуку баксов, плюс два рожка. А также РПГ – 750$ и каждый заряд по 150$.
Юлия Морозова, студентка, Крым:
В общем, поговорив с огромным количеством людей, я пришла к выводу, что есть какая-то магия или заговор людей, которые поддерживают российское правительство. На вопрос «Как вы себя чувствуете после референдума?» или «Ваши ожидания от вступления в Россию оправдываются?» без какого-либо подтекста, они сразу же становятся агрессивными. На все у них, по сути, один ответ: «Путин обещал влить миллиарды в восстановление Крыма», «Зарплаты, стипендии и все соцвыплаты будут на российском уровне». То же самое повторяют российские СМИ.
А тем временем, молодых преподавателей вузов увольняют, якобы из-за отсутствия научной степени. Они не знают куда идти теперь, хватаясь за головы, жалуются: «Если бы я только знала, что так жестко «попрут» с работы в течение всего нескольких недель».
В Крыму появилось много идеологически, да и фактически разделенных семей. У одногруппницы отец вынужден был переехать на континентальную Украину, так как там у него имущество. А мать – в Крыму, ведь здесь осталась ее собственность. Подруга перед серьезным выбором, ведь необходимо закончить учебу и получить диплом.
Атмосфера в нашем университете напоминает хаос. Пары проходят по принципу: «Та все равно нас теперь уволят». А студентам нужно защищать диплом и как-то строить свое будущее. Подруга попыталась перевестись, ей предъявили жесткие требования – нужно сдать 17 предметов, которые в нашем университете не преподавали, всего за 2 месяца. Пришлось оставаться в Крыму.
Люди, которые придерживаются пророссийской позиции, мне кажется, смотрят на ситуацию через розовые очки. «Вот-вот, сейчас, буквально завтра нам всем дадут много денег, и мы заживем», – думают они. Надеются, что уже с апреля поднимут все выплаты. Однако премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поспешил развеять этот миф. Он заявил, что соцвыплаты на уровне всероссийских, в Крыму будут не раньше, чем через 3 года. Интересно будет посмотреть, как изменится настроение людей через месяц-другой.
Ольга, Севастополь:
За моим окном – обычная крымская весна. Пригревает солнышко, цветут деревья, расцветают нарциссы и тюльпаны. Абсолютно ничего не говорит о том, что я живу на оккупированной территории. А вот в период перед референдумом жить было страшновато. Недалеко от моего дома случилась перестрелка – убегающие молодые люди в районе детской площадки устроили перестрелку с милицией и самообороной. Потом возле моей работы неизвестные напали и обстреляли палатку, где собирали вещи для блокпостов самообороны. У коллеги в соседнем дворе милиция вскрыла квартиру с оружием и молодчиками. В городе закрыли школы, отменили все массовые мероприятия. Одно внушало доверие – это патрули самообороны. Я сразу вспомнила свое советское детство, тогда работало много патрулей, и мы жили спокойно, зная,что нас защитят.
Утром 16 марта, в день референдума, я проснулась, пошла к окну. Сразу за окном – избирательный участок. Смотрю, а там толпа людей. У меня сразу смех, позвала маму, показать, как все с самого утра под дулом автоматов идут выполнять свой гражданский долг. Играет музыка, греет весеннее крымское солнце, люди улыбаются и массово идут голосовать, кто-то даже на костылях.
Главная проблема сейчас – это банки. Много депозитов осталось у людей в украинских банках. Правда, власть успокаивает, что это временно и что вот-вот кто-то получит лицензию, других выкупит Россия.
Пенсии выплачивают уже в рублях. Причем, без задержек, правда, теперь через почту. Очереди огромные стоят. Однако обещают, что уже на следующей неделе откроют три отделения российских банков. Сумасшедшие очереди – за паспортами. Основная масса желающих – старики. По местному телевидению регулярно выступают представители миграционной службы и чиновники. Просят не создавать ажиотаж, т.к. украинские паспорта остаются действительными. Для военных организовали отдельные паспортные столы, они получают без очереди. Никаких госпошлин платить не надо, все бесплатно.
Пишут, что старики теряют на пенсиях в рублях. Однако никто мне этого лично не подтвердил. Школы доучатся этот год по прежней программе. Летом проведут курсы для учителей, и с сентября начнем учиться уже по российской программе. До конца этого года и я буду работать по украинскому законодательству, и плавно переходить на российское. Налоги оставили прежние и отменили все штрафы, дают возможность наладить нормальный уклад жизни.
Олег Чанкотадзе