Конфликт-менеджмент:   луганский опыт

Конфликт-менеджмент: луганский опыт

Конфликт-менеджмент:   луганский опыт

По-настоящему успешных руководителей отличает умение создать здоровую корпоративную культуру внутри коллектива. Как с этим справляются луганские компании – выясняла «РГ»

Подавляющее большинство работников украинских офисов (83%) встречались с травлей на рабочем месте или выживанием неугодных сотрудников, причем половине из них приходилось быть в роли жертвы. Чаще всего конфликт случался между боссом и подчиненным или непосредственно между сотрудниками и заканчивался увольнением того, против кого был направлен. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных исследований.

Выход из ситуации специалисты видят в психологическом образовании руководства и сотрудников компаний. На Западе эта практика распространена давно и приносит положительные результаты. Руководители заинтересованы в профессиональном росте своих сотрудников и не
жалеют средств на профильных специалистов и на профессиональные тренинги. В США и Европе позиция HR-менеджера («кадровик», по-нашему) в крупной компании является самой желаемой для специалиста в области психологии и консалтинга.

Луганские реалии

Психологи отмечают, что в луганских компаниях процент агрессии может быть еще выше. Виной тому – особый менталитет, присущий Луганщине и Донбассу в целом, который переносится на стиль управления компанией. Большинство владельцев крупных луганских предприятий сформировались в условиях дикого капитализма 90-х, когда единственным залогом успеха в бизнесе являлась грубая сила. Многие от этого убеждения не избавились до сих пор.

И хотя многие луганские компании уже обзавелись корпоративными тренерами и психологами, часто их роль на предприятии – декоративная. Из компаний, которые по-настоящему занимаются обучением своего персонала, вкладывая в их профессиональное развитие, эксперты отмечают, прежде всего, «Эпицентр-Луганск». Также своих корпоративных тренеров имеет «МЕТРО». «Луганские деликатесы», напротив, своих специалистов не имеют, но приглашают бизнес-тренеров со стороны. Активно занимается развитием персонала Издательский Дом «Бесплатка». Руководители компании пошли еще дальше и приглашают специалистов для проведения тренингов прямо из Москвы. Такой подход дает результат – сотрудники Издательского Дома работают в компании по 10 лет и больше, что является редкостью для Луганска.

Однако далеко не все бизнесмены видят в таком подходе позитив. «Многие луганские предприниматели категорически против тренингов по личностному росту для своих сотрудников, – отмечает психолог Ксения Лищинская. – Некоторым выгодно иметь безынициативных и даже запуганных подчиненных. Ими легче руководить, насаждая свой авторитарный стиль менеджмента». В таких компаниях быстро развивается нездоровая среда. Сотрудники часто сталкиваются с травлей на рабочем месте, т.н. «моббингом» – видом психологического давления, когда сотруднику создают невыносимую атмосферу в коллективе. Происходит это чаще всего за счет претензий к качеству работы или придирок личного характера. В результате страдает производственный процесс и, в целом, само предприятие.

Виды агрессии

Давление с использованием открытой агрессии называют также буллинг, а травлю начальником своего подчиненного – боссинг. Несмотря на то, что все эти термины практически никому не знакомы, видеть «вживую» такие ситуации приходилось практически всем.

Чаще всего моббинг проявляется в несправедливой критике, непомерных нагрузках и придирках к результатам работы, намеренной дезинформации и создании преград в работе, открытой агрессии и неприязни, доносах и жалобах, сплетнях и домыслах о «жертве».

В большинстве случаев травля происходит на уровнях руководитель-подчиненный. Значительно реже весь коллектив может проявлять агрессию против кого-то одного. Совсем большая
редкость, когда коллектив
начинает войну против своего босса. «Помимо того, что у многих наших руководителей достаточно низкий культурный уровень, они к тому же не умеют делегировать полномочия, – замечает луганский психолог Людмила Щеголькова. – Они пытаются все держать под собственным контролем, что часто приводит к нервным срывам самих руководителей, нарушению эффективной работы предприятия и, в конечном итоге, к его развалу».

Последствия конфликтов

В развитии каждой группы, в том числе и коллектива, есть конструктивные этапы, а есть деструктивные. Моббинг, если конфликт не уладить быстро и правильно, – чаще всего ситуация деструктивная. Тот, против кого направлена травля, приобретает опыт насилия, стресс и, возможно, психологическую травму; агрессоры – опыт травли и выживания неугодных, который также деструктивен для личности и коллектива. Те, кто был просто наблюдателями, получают опыт личной беспомощности или опыт пассивного согласия с насилием. По данным нашего опроса, в подобных конфликтах чаще всего происходит разделение коллектива согласно личным симпатиям или пассивное наблюдение со стороны. Иногда коллеги присоединяются к агрессору и значительно реже пытаются защитить жертву травли.

То, что конфликты затягиваются, вполне закономерно вытекает из того, что большинство сотрудников считает, что регулировать такие ситуации должен начальник. Сам же руководитель считает, что вмешиваться не должен. Очевидно, что все это негативно отражается на продуктивности работы коллектива, а также на перспективе развития компании в целом. Это подтверждают и данные опросов. 70% респондентов отметили, что работать в условиях моббинга стало тяжело и неприятно. Еще 23% сказали, что ситуация травли никак не повлияла на работу коллектива, и только 6% заявили о том, что наличие «общего врага» сплотило коллектив.

Георгий Иверский

 

Экспертное мнение

Людмила Щеголькова, врач-психотерапевт, член Украинского союза психотерапевтов

Сотрудники, которые подвергаются агрессии и насилию в коллективах, не спешат менять место работы. У них складывается впечатление, что такая нездоровая атмосфера присутствует абсолютно во всех компаниях, что руководители все одинаковые. Люди становятся инертными, запуганными и безразличными к происходящему вокруг.

Очень важен фактор эмоциональной привязанности к коллективу, месту работы и сопричастности к общему делу. Это те нематериальные ценности, которые двигают прогрессом в любой компании. Конечно, материальное поощрение очень важно, но на одном этом нельзя построить успешное предприятие.

Ксения Лищинская, психолог, член украинского союза психотерапевтов

Большинство проблем, связанных с агрессией и конфликтами в компаниях, вызваны низким уровнем культуры и отсутствием профессионализма, прежде всего, у руководителей. Люди покупают дипломы якобы менеджеров и устраиваются на работу в предприятие. Или владелец бизнеса приглашает своего родственника-мясника возглавить какую-то фирму. О каком росте при этом может идти речь? И у нас такие случаи сплошь и рядом. Руководить компаниями должны настоящие профессионалы, которые никогда сами не перестают обучаться и обеспечивают постоянное обучение для своего персонала. Рано или поздно все мы к этому пониманию должны прийти.

 

Залишити відповідь