Как пандемия “отрывает” луганчан от Украины

Как пандемия “отрывает” луганчан от Украины

По официальным данным Минздрава коронавирусом в Украине переболело почти 2,5 миллиона человек, умерло вследствие этой болезни или осложнений более 50 тыс. украинцев. Однако измерять влияние пандемии на наше общество только такими данными было бы неверно. Пандемия разными способами задела всех украинцев. Так, жители неподконтрольной части Донбасса столкнулись с почти полной изоляцией: от вакцин, пенсий, денежных переводов, возможности повидаться с родственниками. Группировки “ЛДНР” придумывают все новые и новые способы не пускать жителей ОРДЛО на подконтрольную территорию, а те, в свою очередь, решают задачу со звездочкой — достойно жить в условиях пандемии в оккупации. О том, как справлялись с COVID-19 в разных частях страны (в том числе оккупированных), ЧИТАЙТЕ ДАЛЬШЕ в материале журналистов совместного проекта Накипело, Varosh, Реальной Газеты и Дивись.info.

Группировка “ЛНР” теперь “официально” усложнила жизнь жителям оккупированной территории Луганской области, запретив выезжать через линию разграничения чаще раза в месяц. Ограничения ввели якобы для борьбы с эпидемией коронавируса. Местным жителям говорят: в Украине разгул эпидемии, вакцины от COVID-19 нет, вот и ехать туда не стоит. Это ограничение стало еще одним кирпичиком в стене, которую оккупанты пытаются сложить между двумя частями Луганской области.


Нет денег и перспектив. Или что мешает выехать из Луганска

Михаил в 2014 году решил не выезжать из оккупированного Луганска. Там у него была квартира, работа и стареющие родители. С тех пор на подконтрольную территорию ездил только в гости к друзьям. Но сейчас визиты прекратились.

“Я хочу съездить в гости, но нужны деньги. Кроме дороги, нужно обязательно сдать тест на коронавирус или находиться на самоизоляции две недели. Все это стоит денег. Раньше было проще: сел, поехал, погостил два дня, вернулся”, — рассказывает он.

Возможности заработать на поездку у него ограничены. С недавнего времени группировка “ЛНР” ужесточила “таможенный контроль” на пункте пропуска, не пропуская целый ряд товаров. Если раньше у фирмы, где работал Михаил, была возможность отправлять свою продукцию на подконтрольную территорию, то сейчас ее нет. Везти все приходится “через Москву”, а это долго и неудобно. Заказчики не хотят ждать неделю, если можно заказать в другом месте и получать товар через несколько дней. В России продукция не выдерживает суровой конкуренции, а в “республике” она практически не нужна. В первую очередь от этого страдают жители неподконтрольного Луганска — и уходят в неоплачиваемые отпуска. Михаил говорит, что перспектив поиска работы в ОРЛО ровно две: торговля и “народная милиция”.

Кирпичик за кирпичиком. Как группировка “ЛНР” ужесточает правила въезда на неподконтрольную территорию

Новый “указ”, подписанный Пасечником, внес хоть немного конкретики в порой абсурдные правила группировки “ЛНР”. “Реальная газета” уже изучала непоследовательность правил пересечения КПВВ “Станица Луганская”. С начала апреля этого года группировка “ЛНР” разрешала проходить через свой пункт пропуска только один раз в месяц и разворачивала желающих покинуть Луганск раньше 30-дневного срока. В результате планировать поездки стало невозможно: каждая смена “пограничников” на пункте пропуска понимала правила по-своему. В результате кто-то проходил без проблем, а кого-то отправляли назад.

Теперь через линию разграничения “официально” выпускают только раз в месяц. Для того, чтобы выехать чаще, нужны дополнительные разрешения. Мы специально подчеркиваем, что ограничения касаются именно КПВВ “Станица Луганская”. Выехать и въехать на территорию России с неподконтрольного Донбасса можно в любой момент. Несмотря на эпидемию коронавируса.

Живущие на оккупированной территории люди остались без доступа к украинским документам. Вклейка новой фотографии в паспорт, получение ID-карты вместо паспорта “книжечки”, замена документов из-за смены фамилии, переоформление пропуска для пересечения линии разграничения: все эти услуги в Луганске не получить. Получается, что быстрее, чем за месяц получить украинские документы жителям ОРДЛО не получится.

Но и въехать на неподконтрольную часть Луганской области тоже не просто. В первую очередь, для тех, у кого там нет регистрации. Такие люди могут попасть туда только по специальным “спискам”, которые формируют “рабочие группы”. Для этого нужна “уважительная причина”: лечение, учеба, уход за больным родственником или похороны.

Все, кому не повезло въехать на территорию ОРЛО с симптомами COVID-19, подлежат принудительной госпитализации (если у них “местная прописка”), или их вообще не пустят (если “прописка” на остальной части Украины). Кроме того, все прибывшие на неподконтрольную Луганщину, должны отсидеть дома две недели самоизоляции. Как рассказывают вернувшиеся, эту самоизоляцию контролируют изредка по телефону.

А как же вакцинация?

Михаил говорит, что с удовольствием вакцинировался, однако и такой возможности у него нет. Сейчас группировка “ЛНР” дает такое право только госслужащим, военным, их родственникам и медикам – и то далеко не всем. Вакцин не хватает, хотя глава группировки “ЛНР” Леонид Пасечник обещает получить из России до конца года еще порядка 300 тыс. вакцин.

Как пандемия “отрывает” луганчан от Украины

Группировка “ЛНР” с помощью своих медиа посылает недвусмысленные месседжи жителям “республики”:

  • в Украине вакцины нет;
  • Россия помогла “ЛНР” “Спутником V”;
  • вакцинация продолжается.

Например, в сюжете программы “Кстати” на “Луганск-24” утверждают, что Украине не избежать еще одной волны эпидемии, потому что украинцы массово отказываются делать прививки из-за боязни “непредсказуемых” последствий. Как можно больше врачей заставляют работать в “красных” зонах, чтобы получить как можно больше денег из “ковидного” фонда. Авторов передачи даже не смутил тот факт, что на момент выхода сюжета — 20 мая — ни одна из областей Украины в “красной” зоне карантина не находилась.

В ответ на заявление Киева вакцинировать от коронавируса жителей ОРДЛО, главный рупор группировки “ЛНР” — “Луганский информационный центр” — рассказал, что якобы на самом деле ни механизма вакцинировать, ни самих препаратов в Украине нет.  Существующие в Украине вакцины источник называет “ослиной мочой” и противопоставляет “эффективной безопасной и проверенной вакцине”, то есть “Спутнику V”. В конце делается вывод, что группировка “ЛНР” правильно сделала, разрешив выезжать на подконтрольную территорию только раз в месяц.

Как пандемия “отрывает” луганчан от Украины

А вот у группировки “ЛНР” все хорошо. Один за одним открываются пункты вакцинации в разных городах “республики”, а Россия не дает пропасть, поставляя свою вакцину “Спутник V”. В одном из своих письменных обращений Пасечник подчеркивал, что эти вакцины приходят по графику.

Как пандемия “отрывает” луганчан от Украины

Вот только простые жители республики, которые не относятся ни к медикам, ни к родственникам “военнослужащих”, в большинстве своем вакцину получить не могут. Да и в эффективности “Спутника V” многие сомневаются. То есть вакцинация в ОРЛО идет успешно только на бумаге.

Как пандемия “отрывает” луганчан от Украины

Интересно, что вместе с запретом выезжать на подконтрольную территорию чаще раза в месяц группировка “ЛНР” объявила о раздаче денег “русскоязычным” жителям Луганской области. Для получения 15 тыс. рублей (это около 5 тыс. гривен) нужно пересечь линию разграничения и прийти на пункт пропуска группировки “ЛНР” в Станице Лугаснкой. Денежная помощь якобы положена ветеранам, многодетным семьям и учителям русского языка, которые сделали “значительный вклад в развитие русской словесности и культуры”. И это же обещание раздавать деньги по времени совпало с заявлением украинской стороны вакцинировать жителей ОРДЛО на пунктах пропуска. “Республика” делает все возможное, чтобы в нее больше ехали и меньше ее покидали.

На самом деле реальность, которую рисуют пропагандисты в телевизионных сюжетах на неподконтрольной территории, отличается от того, что происходит на самом деле. Так, Киев уже запустил вакцинацию людей с оккупированной территории. Прививаться можно в одном из десяти пунктов на линии разграничения с оккупированным Донбассом и Крымом. Приоритет отдается людям, которые старше 65 лет. В министерстве по делам реинтеграции временно оккупированных территорий говорят, что для процедуры нужно записаться в контакт-центре по номеру 0800 60 20 19: уточнить, из какого вы населенного пункта, и что он временно оккупирован. В ответ должно прийти СМС с уникальным номером, показав который на КПВВ человека быстро пропустят на подконтрольную территорию. Прививают вакциной CoronaVac от Sinovac Biotech. При повторной вакцинации тоже нужно будет позвонить и записаться заранее. Полный список прививочных пунктов можно посмотреть здесь.

Журналисты “Реальной газеты” позвонили в такой пункт вакцинации в Станице Луганской и попыталась записать своего пожилого родственника на вакцинацию. Нас выслушали, перезвонили и назвали дату, когда можно получить первую дозу вакцины. Но из-за ограничения в 30 дней, установленного группировкой “ЛНР”, дата не подошла. Нас попросили перезвонить заранее и записаться на удобное время.

А с 16 июня в Украине вообще отказались от приложения для контроля за самоизоляцией “Вдома”. До тех пор, пока Украина находится в “зеленой” зоне эпидемической опасности, на границе и на пунктах пропуска с оккупированными территориями, не будут требовать ее установку.

Так что Михаилу и другим жителям оккупированного Луганска становится проще выбраться в гости на подконтрольную территорию.

То, что блокировка свободы передвижения на неподконтрольном Донбассе — это грубое нарушение прав человека, уже звучало перед представителями Евросоюза. Из-за фактически закрытых пунктов пропуска жители ОРДЛО вынуждены искусственно прерывать свои вязи с Украиной. На этом фоне Украина ожидает от ЕС новых санкций, которые, возможно, помогут привлечь к ответственности виновных в продолжающихся преступлениях.  


Проєкт «Donbas Media Forum та міжрегіональне співробітництво для виробництва якісного контенту для Сходу України» впроваджується за підтримки Медійної програми в Україні, яка фінансується Агентством США з міжнародного розвитку (USAID) і виконується міжнародною організацією Internews”

Залишити відповідь