Сегодня нам особенно важно, как воспринимают украинские события люди за рубежом. На минувшей неделе в Луганске побывали журналисты, глазами которых увидят положение на востоке Украины читатели «Le Monde diplomatique» – дочернего издания крупнейшей французской газеты «Le Monde». Лоран Жеслин (Laurent Geslin) два года делает репортажи из Украины, Жан-Арно Дерен (Jean-Arnault Derens) – специалист по Балканам. Они провели множество встреч в Донецкой и Луганской областях с политиками, журналистами, общественниками, рабочими, шахтерами. Во время визита они встретились с редколлегией «Реальной газеты»
– Какие впечатления у вас от нынешней поездки?
Лоран: На востоке Украины наблюдается большое недоверие к тому правительству, которое сейчас поставлено Майданом. Я уверен, что это правительство допустило большие ошибки – в частности, отменив закон о языке (Закон «Об основах государственной политики». – Ред.). Ошибкой было и то, что во время Майдана революционеры не обращались к восточным областям. Было несколько поездок, например, в Харьков, – но это очень мало. Нужно разговаривать с людьми этих регионов.
Эту революцию я вижу, прежде всего, как борьбу с коррупционерами, и жители восточных областей тоже могли бы участвовать в этой борьбе.
Кровавые события, которые произошли в Киеве, безусловно, нуждаются в расследовании. Те, кто несут ответственность за эти смерти, должны быть наказаны.
Люди, с которыми мы общались здесь, на востоке, занимают сейчас сдержанную позицию. И несмотря на то, что сейчас много разговоров о сепаратизме, эти люди все-таки хотят остаться в Украине.
– Майдан, революция, на ваш взгляд, – это закономерные события или кто-то со стороны подталкивал Украину к перевороту?
Лоран: Я считаю, это стихийная революция, она не была инспирирована извне. Подавляющее большинство людей на Майдане не получают никаких денег.
Западные страны, Европейский союз были удивлены теми событиями, они их не ожидали.
Жан-Арно: С другой стороны, это относительно классический сценарий революции. Вначале это переполненная чаша народного гнева, а затем появляются группы людей, которые пытаются использовать этот народный гнев в каких-то своих целях. Это авангард, который приходит к власти, эксплуатируя чувства народа.
Но если мы отступим на шесть месяцев назад и посмотрим на позицию Европейского Союза, то мы увидим, что он никоим образом не собирался подталкивать вот эти события. Конечно, все знали, что Янукович – коррупционер, но он не единственный коррупционер на Земле. Есть сейчас на повестке дня и другие важные вопросы – такие, как, например, Сирия. ЕС никак не предполагал затевать подобное тому, что произошло.
Однако для меня, например, остается загадкой, почему Янукович действовал во время кризиса таким катастрофическим образом. Была ли это только глупость режима?
– Для Запада революция, может, и стала неожиданностью, зато совсем не была удивлена Россия, которая молниеносно развернула войска в Крыму.
Лоран: Да, эта военная операция будет вписана в анналы – огромная территория с огромным населением была захвачена очень быстро и без единого выстрела. У России было время на подготовку – эти три месяца Евромайдана. Россия могла предвидеть падение Януковича и подготовить операцию.
Жан-Арно: Запад решил, что Россия останется молчаливым наблюдателем и не предпримет никаких действий в отношении Украины. Запад ошибся, Россия готовила ответные действия. Путин стремился, с одной стороны, дестабилизировать Украину и поставить ее в уязвимое положение. С другой стороны, он всегда мыслит на мировом уровне, и для него Украина – карта, которую он разыгрывает в диалоге с Западом.
– Но Россия вместе с Соединенными Штатами, с Великобританией выступала гарантом территориальной целостности и безопасности Украины, когда подписывался Будапештский меморандум о ядерном разоружении Украины.
Жан-Арно: Это не первый раз, когда Россия не уважает подписанные договоры. Да и не только Россия – любая мощная держава не всегда соблюдает договоренности, но в данный момент не Запад собирается завоевывать Украину.
Лоран: Это соглашения, которые были подписаны в прошлом веке.
– То есть это сигнал любой другой стране, владеющей ядерным оружием: «Не разоружайтесь. Не верьте гарантиям»?
Жан-Арно: Да.
Лоран: Кроме военного столкновения, у Запада есть и другие рычаги влияния на Россию. Нужно помнить о тех деньгах, которые Россия имеет в иностранных банках. Вот вопрос, который я задаю себе: как же Путин выйдет из этого кризиса?
Относительно легко было сделать первый шаг, но дальше все будет сложнее и сложнее. Ведь у России есть свои интересы в Европе, их много. И по большому счету этот шаг не нужен был Путину – он очень рискованно поступил с точки зрения не только внешней, но и внутренней политики.
– Жан, сейчас много говорят о возможности балканского сценария для Украины. Насколько реальным считаете его вы, как специалист по Балканам?
Жан-Арно: Конечно, есть какие-то общие черты. Но глобальный контекст совершенно другой. Балканская война была местным конфликтом – этим конфликтом заканчивалась Холодная война. Так получилось, что война разгорелась на территории страны, которая не принадлежала ни к одному, ни к другому военному блоку. Она была между этими силами, и оба блока, восточный и западный, были заинтересованы, чтобы конфликт не выплеснулся за границы региона.
А в настоящей ситуации невозможно представить, что эта война будет локализована в Крыму. Несмотря на циничную позицию России, которая говорит, что нет никакого военного присутствия в Крыму, кроме пребывающего там законно Черноморского флота, а все эти люди с автоматами и бронетехника – это будто бы только милиция и местные силы самообороны.
Исключена сама возможность договоренности между Россией и Западом, мол, мы друг друга не трогаем, ведем войну только в Крыму, бомбардируем Крым. Это невозможно технически.
– Вы хотите сказать, война, на пороге которой мы оказались, затронет и территорию России?
Жан-Арно: Если что, это затронет всех. Если мы перейдем на детский язык – представим себе две армии, каждая выдвигает по одному бойцу, и победа достается той стороне, в чью пользу решится поединок. Такое невозможно сегодня.
Справка
«Le Monde diplomatique» – французская ежемесячная газета, посвященная политике, культуре и текущим событиям. Издание основано в 1954 году. Тираж составляет 200000 экземпляров во Франции. Помимо этого, газета выходит в переводе на английский и еще 25 языков в 38 странах по всему миру общим тиражом 2,2 млн экземпляров. Еще в 33 странах «Le Diplo», как ее называют французские читатели, присутствует в виде электронного издания.
Александр Белокобыльский