Флаг Украины. Истории спасения

Флаг Украины. Истории спасения

Флаг Украины. Истории спасения
Фото с сайта obzor.lg.ua

Цену воздуха понимаешь, когда его не хватает. Так и со знаменем: слезы на глаза наворачиваются, когда видишь флаг своей страны, вырвавшись из оккупации. Как много значит желто-голубой флаг, лучше других знают люди, рисковавшие жизнью и здоровьем ради спасения этого полотнища. Вот несколько историй из Луганска.

Александр БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ, «РГ»

Знамя из приемной «коменданта ЛНР»

Волонтеры Александр и Виктория Кононовы попали в плен еще летом 2014-го. После Ленинского ИВС, где были и пытки, и инсценировки расстрела, после подвала захваченной Луганской обладминистрации («Дома правительства», как называют его сепаратисты) осенью они оказались в подвале Жовтневого райсовета, который в тот момент занимала «военная комендатура ЛНР».

Здесь Викторию вместе с еще несколькими женщинами привлекали к уборке помещений.

Когда они появлялись со швабрами рядом с зарешеченным помещением под лестницей, где сидели мы, человек 15, мы завидовали относительной свободе их перемещений. Хотя общаться с другими арестантами им запрещали, женщины все равно умудрялись и поговорить шепотом, рассказать новости, и поделиться сигаретами, которых сами настреляли у «ополченцев».

И вот в один из дней Викторию Кононову послали делать уборку в приемной «военного коменданта ЛНР» Грачева. При входе она увидела огромный флаг Украины – метра 1,5 на 2. Его положили перед дверью, чтобы входящие вытирали ноги, но знамя еще почти не пострадало – оно было из очень плотной ткани, чуть ли не прорезиненной.

Флаг Украины. Истории спасения
Тот самый флаг. Крайние слева Александр и Виктория Кононовы. Фото из Facebook Руслана Горового

Виктория знамя подняла, отряхнула и стала складывать. В этот момент услышала голос с характерным российским говором.

– А с него не надо сметать. Надо, чтоб он так и лежал тут, грязненький.

Перед дверью стоял человек в камуфляже.

– Вы считаете это достойным вашей молодой республики? – спросила, глядя прямо в глаза.

Он отвел взгляд:

– Ну… Я не знаю… Так сказали.

И он ушел.

«Первый раз я прапор просто сложила и спрятала на полке в углу там же, в приемной комендатуры. Но через какое-то время его, видно, нашли и снова расстелили у входа. (Это было как раз после ночи, когда нас 39 человек на 16 кв.м. закрыли.) Тогда я его свернула, завернула в пакеты для мусора и забрала в камеру. Там он лежал вместе с другими вещами в наволочке – вместо подушки. В камере со мной он «прожил» около двух недель, а затем вместе с вещами мы его вывезли при освобождении», – рассказывает Виктория.

После этот флаг передали в Национальный музей истории Украины.

«У каждого из ребят, с которыми вместе нас привезли на обмен, был припрятан кусочек жовто-блакитного прапора. У кого-то – ленточка, у кого-то клочок из журнала… Это то, что помогало выжить в плену», – добавляет Виктория.

Мама Таня вернет знамя Луганской таможне

Еще одна история о спасенном флаге – это история Татьяны Борисенко, черниговской медсестры, медика батальона «Айдар». Она попала в плен в сентябре 2014-го, когда пыталась договориться с сепаратистами о том, чтобы забрать с поля боя тела павших товарищей.

Флаг Украины. Истории спасения
Флаг вернется на родину после победы

В интервью о плене, которые у Татьяны брали после освобождения, спасение флага обычно проходит парой строчек: «Когда этот флаг бросил его под ноги к нам, я его спрятала, ребята порасписывались на нем. Они сказали, если этот флаг найдут – меня расстреляют».

Кто был в плену, тот знает, что не так-то просто там «спрятать» хоть что-то. Я попросил Татьяну рассказать подробнее, как удалось спасти прапор.

После нескольких суток в комендатуре, где ее избивали, Маму Таню перевели на подвал в здание захваченной Луганской таможни. Там уже находились пленные десантники из 80 аэромобильной бригады. Это в их подвал бросили под ноги флаг.

«Сначала его прятали разведчики из «восьмидесятки». Потом сепаратисты стали интересоваться, куда делся флаг, а я его под голову положила – как будто подушку сделала из него. Там нам тряпок набросали, таможенной формы б/у… Потом переводили в помещение захваченного автосалона, куда к нам приводили Грэма Филипса, который записывал интервью с нами для Russia Today, потом снова в здание таможни, только в другой подвал… И куда бы нас ни перевозили – флаг был все время со мной. Я его прятала в рукаве куртки, не отпускала от себя», – говорит Татьяна Борисенко.

Но самое сложное было – вынести знамя на освобожденную территорию. Тут-то Татьяне и говорил батюшка, с которым вместе она попала в плен, мол, тебя расстреляют, если увидят флаг.

«Перед самым обменом нам дали гражданскую одежду – переодеться. Форма после этих 24 дней была грязная, порванная. А я схитрила. «Мне форму сдавать надо будет, отчитываться», – говорю. Те пожали плечами: «Ну, если за такое … отчитываться…» На блокпосту их тоже в мои вещи заглянули – я объясняю: «Да форму под роспись получала, если не сдам, в 5-кратном размере платить придется». Копаться никто не стал в грязной форме. В ней и вынесла знамя», – рассказывает Мама Таня.

Флаг Украины. Истории спасения
Росписи на флаге перед освобождением поставили все, кто был в камере

Сегодня флаг находится в школьном музее в родном селе Татьяны Борисенко. Но это – временное его пристанище. После победы Татьяна обещает лично вернуть знамя на его законное место – над Луганской таможней.

Флаг с Луганской ОГА – цел

Герои этой истории попросили изменить их имена. Назовем их Паша и Маша, маркетолог и бухгалтер. Дело было 29 апреля, в день последнего захвата Луганской облгосадминистрации. Супруги подошли, когда милиция и внутренние войска уже отступили. Здание захвачено, толпа скандировала «Рос-си-йа».

https://youtu.be/B3uo_hjQ0o0

«Первым сорвали флаг с флагштока у входа. Его бросили на газоне рядом со зданием. Я видел, как мужчина средних лет подобрал его, спрятал под куртку и ретировался. Потом сбросили государственный флаг с крыши. Какой-то мужик взял его и отнес в сторону, просто сунул в кусты. Кто-то кричал – «сжечь!», «растоптать!» Но мужик как-то успокоил их и отвел. Мы видели, где спрятан флаг и подобрали его», – вспоминает Паша.

Флаг Украины. Истории спасения
На заднем плане видно, что на флагштоке флаг спущен. Его спасет неизвестный мужчина

Они с Машей отошли в сторону драмтеатра, где стояли шеренгой бойцы ВВ и милиции. Супруги пытались говорить с ними, спрашивали, почему те ничего не делают, не защищают здание ОГА, а затем сами вернулись и остановились метрах в 50 от толпы у администрации.

«Это был немножко необдуманный поступок – взыграла злость какая-то во мне, что ли. Я развернул флаг и сняли на видео короткую речь, что вот это все будет недолго, и скоро флаг вернется на место», – говорит Павел.

«Фашисты, бадеровцы!», – понеслось со стороны толпы.

От нее отделились человек 10 и спокойно и уверенно, не как истеричные кликуши, а как «профессионалы», пошли в сторону молодых людей. Паша и Маша поняли, что надо бежать. Те 10 человек – следом. Путь домой пролегал через Театральную площадь, на которой стояла милиция и ВВ.

«Казалось, что наши силовики должны защитить. Все-таки стражи закона. Но милиционер крикнул мне: «беги, парень, беги!» А когда «вэвэшникам», подбежав, сказали, мол, вы тут стоите, а там патриотов бьют, – нам ответили: «Тут надо посмотреть еще, кто патриоты». Кроме десятка преследователей, когда мы пересекали площадь, за нами увязалась еще и машина-«девятка». Пытались сбить, но, видимо не хватило духу», – рассказывает Павел.

Он и Маша свернули во дворы и там оторвались от погони. Дома еще часа два не могли отдышаться, а сердце выскакивало из груди.

Знамя, спасенное ими, осталось в тайнике на родине, в Луганске. Ребята верят, что оно вновь вернется на флагшток над Луганской областной гоосадминистрацией.

Самый большой стяг остается в Луганске

Меньшие флаги и украинскую символику тоже спасали, и тоже с риском. Активистка луганского Евромайдана Юлия Красильникова, выезжая из города 13 мая 2014-го, спрятала флаг, с которым ходила на акции, в летних вещах. Потом, приехав в город в сентябре за теплыми вещами, нашла среди них ленточку, сохранившуюся с ноября 2013, с первого похода на Киевский Майдан. Вывозила, спрятав в кедах.

Флаг Украины. Истории спасения
Один из весенних маршей луганского Евромайдана. Фото с сайта Луганск и луганчане

«Интересней история, как мы спасали огромный наш 40-метровый флаг. 9 марта, на День рождения Тараса Шевченко, в день первого штурма Луганской ОГА этот флаг мы держали, как обычно, перед собой. Когда на нас ломанулась агрессивная толпа с георгиевскими ленточками, нас рассеяли. Они расталкивали, били, рвали все, что попадалось под руки. Все наши бросились врассыпную. А на следующий день позвонил наш друг, который работал в милиции. Он нашел разорванный флаг в ОГА. Флаг валялся где-то в углу, наш товарищ спрятал его в пакет, так, чтобы не видели даже коллеги», – рассказывает Юлия.

Флаг пострадал, от него были оторваны куски. Но его починили, и он вновь участвовал в акциях.

«После последней акции 28 апреля один из активистов забрал его домой – никто же не знал, что она последняя…» – добавляет Юлия.

Сейчас флаг остается в Луганске, он спрятан в надежном месте.

———————————————————-Флаг Украины. Истории спасенияМатеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

Залишити відповідь