«Реальная газета» продолжает серию публикаций о наших земляках, о которых не снимают (надеемся, пока) кино, которых не возят в дорогих авто, но им могут и должны сказать простое человеческое «спасибо» тысячи луганчан. Хотя, скорее всего, пройдут мимо и не узнают…
Облупленный зеленый забор одного из обычных дворов частного сектора в старом Луганске открывает нам путь к добротной, но видавшей виды беседке. В теплой гостеприимной обстановке бродим по переплетениям двух главных «дорог» в жизни легендарного спортивного комментатора и строителя Юрия Ивановича Сипунова.
– Детство мое было босоногим, страшным. Война – это такое, что лучше никому и никогда этого не знать, не проходить через это… Я родился здесь, на этой земле. Фашисты то ли не успели переименовать, то ли им название не мешало, но большинство улиц переименовали, а Совхозная как была, так и осталась. Отец мой – мужик простой, работал на земле, а во время коллективизации его выселили из Беловодска сюда, и он взял здесь участок. Всегда были в хозяйстве лошади, коровы. Кстати, один был конь с 1944 года по 1960, звали его Сережа, до того умный был! Отец – инвалид войны, с изуродованной рукой, говорил ему: «Сережа, ножку!», и Сережа поднимал ногу, а отец подковывал его.
Детям в оккупированном Ворошиловграде было страшно и опасно:
– Помню, в феврале 1943 по Новостроенной и от мелькомбината танки идут, а я кричу маме, как сейчас помню, – «Мама! Танки! Наши танки!», и немцы, как нелюди, нет бы через дверь бежать, так они окна выбивали и из окон прыгали… А два пацаненка перерубили телефонный кабель в переулке – так всех пацанов рядом постреляли на месте…
Спортом увлекся Юрий Сипунов еще в детстве. Как говорит, до фанатизма. Не ходил – бегал! В 15 лет стал чемпионом района в беге среди молодежи и взрослых, хорошо играл в баскетбол. И это на фоне обычной для послевоенного Союза бедности. Первый костюм у Юры появился в десятом классе. Наверное, поэтому он до сих пор дорожит парадной формой одежды, и даже на трибунах стадиона «Авангард», на играх любимой «Зари» его никогда не увидеть ни в чем ином, кроме выглаженной рубашки и пиджака.
– Главное – что выдержали все и с голоду не умерли, – скромно резюмирует тот этап жизни Юрий Сипунов.
В 1956 году он увлекся комментированием спорта. Ему было интересно рассказать о происходившем на игровой арене во всех красках. Почти сразу же стал писать письма в Москву – председателю Гостелерадио Сергею Лапину. Но обращать внимание на письма из провинции в столице не спешили. Когда Юра окончил школу, в 1959 году, мама дала ему денег и наставление – ехать в Москву.
Приехал. Прошел к Дому радио. Ждал или Николая Озерова, или Вадима Синявского. В лицо не знал – только по голосу из радиотрансляций.
…Финал Кубка СССР. Локомотив (Москва) – Динамо (Киев). Знакомый спортсмен помог прорваться к Синявскому. Да еще и отрекомендовал: «Этот мальчик – талантливый комментатор». Легенда снисходительно оглядел оборвыша с трясущимися коленками и огоньком в глазах, но позволил, зайдя в студию, отнять минуту его времени. И Сипунов начал: «Внимание! Говорит и показывает Москва! В Москве на стадионе «Локомотив» в финальном матче играют «Локомотив» (Москва) и «Динамо» (Киев)… Атакует «Локомотив…», – а Синявский, подумал, что молодой нахаленыш заучил текст, хотя это был полнейший экспромт.
– Потом еще Озеров спрашивал: «Юра, а где твой блокнот, где записи?», а я ему показывал на голову и сердце, и отвечал: «Здесь блокнот…», – вспоминает Юрий Иванович.
Смотрины – смотринами, но работы не предложили. Пришлось вернуться домой, поступить в институт на инженера-механика. Попутно выдался шанс стать штатным комментатором на областном телерадио.
– Учитесь сегодня, не откладывайте на завтра, – скажу я в назидание молодым, – говорит спортивный комментатор.
Ведь знает, о чем говорит – в институт он поступил не после школы, а через годы, когда подтянул математику. А начал работать фрезеровщиком на заводе им. Ленина в 1959 году. Стоил тогда такой труд копейки, а работали до стоящей колом от соли рубашки. Через полгода Юру Сипунова взяли строителем. Днем работал, а вечером учился на подготовительных курсах института. На «Сотом заводе» он и его коллеги таскали на себе тяжеленные бетонные перемычки – бригадир экономил, не заказывал кран. Когда бригадиром назначили Сипунова, кран нашелся тут же. Так начинал накапливаться авторитет.
Основные профессии – строителя и механика – дали Юрию Сипунову реализоваться хоть и с размахом, да не полностью. Работал в разных должностях, вплоть до замдиректора отдела капитального строительства издательства «Луганская правда». Всё обеспечение было на нем – часто на личных контактах и системной работе. Юрию Сипунову обязаны своим квартирным счастьем тысячи жителей города Луганска:
– Первый дом (70 квартир) сдали в январе 1974 года возле сквера «Молодая гвардия». Садик на пересечении улиц Оборонной и Советской. Возле Дома быта дом (69 квартир), и рядом – на 184 квартиры, – перечисляет Юрий Иванович. – 168 квартир возле памятника Труженику Луганщины, общежитие на 212 мест, котельная обкома партии…
Последние два объекта Юрий Сипунов заканчивал, не бросал, даже вопреки уговорам Николая Озерова, настойчиво звавшего в Москву.
– Два дома мне не дали чиновники построить, – добавляет Сипунов. – И еще один садик. Уже все документы были готовы – но оказалось, что ради дома придется сносить чиновничьи гаражи, а «дети будут шуметь рядом с моим домом, поэтому не дам землю под детский садик».
В 1980-м Сипунова пригласили комментировать московскую Олимпиаду – благодаря Озерову. Правда, в вещании из Киева. По радио.
Проблемы с сердцем, полученные еще в ранней юности и не позволившие стать спортсменом, вновь дали знать о себе совсем недавно. Схватило сердце. Неотложка. Областная больница. Стентирование. Юрий Сипунов уже более полугода с того дня благодарит за спасенную жизнь как врачей, так и экс-губернатора Владимира Пристюка, который много внимания уделял развитию кардиососудистой хирургии на Луганщине.
По поводу молодых комментаторов Юрий Иванович традиционно честен и категоричен:
– Талантливых мало, а интересных – еще меньше.
Совет, который профессионал может дать начинающим комментаторам или тем, кто только решается попробовать себя:
– Нужно быть беззаветно преданным спорту… Беззаветно!
© Юрий Свидерский, специально для «Реальной газеты»