Децентрализация и Донбасс: факты и мнения

Децентрализация и Донбасс: факты и мнения

Децентрализация и Донбасс: факты и мнения

Пока созданные недавно громады перенимают зарубежный опыт и оценивают преимущества децентрализации, многие города, поселки и села по разным причинам не могут начать этот процесс. Часть из них находится на Донбассе. Реформы в истощенном войной регионе напоминают движение по болотистой местности: сложно сказать наперед, где трясина, а где твердый грунт…

Кира Молчанова

Широкие возможности – большая ответственность

Сегодня в процесс децентрализации вовлечены 4 громады в Луганской области (планируется создать еще 21) и 7 в Донецкой (планируется создать еще 38). При этом процесс идет очень медленно. С одной стороны, действующая местная власть не спешит расставаться с привилегиями, с другой – бюрократические проволочки. И тут возникает вопрос: кто (или что?) именно тормозит децентрализацию: бумажный или человеческий фактор?

Децентрализация и Донбасс: факты и мненияПричины, по которым децентрализация на Донбассе напоминает поиск пути в топях, могут быть разными. Например, недоверие власти, отсутствие желания строить планы на будущее из-за войны или «железная хватка» промышленных конгломераций. Одно дело, когда речь идет об объединении нескольких сел в пределах сельскохозяйственного региона, а другое – когда речь заходит о промышленном Донбассе. Например, планы собственников предприятий по добыче полезных ископаемых могут идти вразрез с планами громады, как это сейчас происходит в городе Часов Яр Бахмутского района Донецкой области. Расположенный там огнеупорный комбинат находится в собственности Валентина Лукьянова. Собственник предприятия не заинтересован в общественных начинаниях громады, объясняя все тем, что скоро на месте города будет карьер по добыче глины. Владелец предприятия, которое обеспечивает 70% местного бюджета, оказался заинтересованным не в развитии города, а своего бизнеса.

Как известно, децентрализация предполагает, что часть местных налогов останется на местном же уровне. Реформированный административный аппарат в громаде сам может направлять деньги туда, куда считает нужным. В результате громады имеют больше возможностей по сравнению с централизованным управленческим аппаратом, который не всегда в курсе, на что нужны деньги в первую очередь. Однако большая власть – это еще и большая ответственность. И далеко не все представители на местах готовы брать её на себя.

Еще одна причина, по которой процесс децентрализации идет медленнее, чем хотелось бы (не только на Донбассе, но и во всей Украине) – это медленное изменение отношения людей к собственной активности. Как оказалось, далеко не все сегодня понимают свои возможности и знают свои права. Очень многие просто не осознают, чего они могут добиться самостоятельно и предпочитают ждать, когда кто-то посторонний изменит их жизнь к лучшему. Но оказывается, что ряд проблем в городе, селе или посёлке можно решить самим, задействовав при этом донорские фонды. Остаётся только эффективно распорядиться полученными средствами.

О перспективах децентрализации

Лучший способ доказать кому-то, что децентрализация способна изменить громаду – это показать успешный пример объединения людей, рационально воспользовавшихся возможностями, которые им предоставили.

Например, премьер-министр Украины Владимир Гройсман ожидает от децентрализации большого позитивного эффекта. «Чрезмерная централизация власти была одной из критических причин медленного экономического развития Украины», – пишет он на своей странице в Facebook.

Гройсман полагает, что без вовлечения местного самоуправления и без стимула для местного экономического развития ускорить рост экономики не получится.

Децентрализация и Донбасс: факты и мненияМинистр регионального развития Геннадий Зубко считает Донбасс регионом, где децентрализация будет проходить медленнее, но все равно состоится. Тормозят процесс утраты, связанные с войной. Речь идет не только о материальных убытках, но и о специалистах, которые покинули эту территорию. Впрочем, министр всё равно видит в Донбассе потенциал.

«Мы способны восстановить этот регион. Вопрос только в средствах. И децентрализация будет способствовать этим процессам. Уже созданы объединённые территориальные общины в Луганской и Донецкой областях. Там происходит рост местных бюджетов. Средства, которые ранее направлялись на временно оккупированные территории, сейчас остаются здесь на развитие инфраструктуры», – рассказывает Зубко.

Это значит, что процветание общин на контролируемой части Луганской и Донецкой областей – это дополнительный стимул для жителей оккупированной территории хотя бы лишний раз задуматься, хотят ли они жить в «народных республиках».

Децентрализация и Донбасс: факты и мненияПоддерживает идею децентрализации и председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский. Процесс создания территориальных громад он считает «делом национальной безопасности».

«Объединенные территориальные громады – это не «удельные княжества» и не наделы для «окормления». Сегодня децентрализация, реформа местного самоуправления и создание способных территориальных громад – это дело национальной безопасности и будущего Украины», – заявил он.

Децентрализация и Донбасс: факты и мненияА его коллега, руководитель ЛОВГА Юрий Гарбуз призывает не торопиться.

«По децентрализации – есть двоякое понимание ситуации. Что касается скорости, то я бы не спешил. Сегодня ни один министр не может сказать, как это будет работать», – заявил он. По его мнению, решения о создании громад должны приниматься взвешенно и после совещания с местными активистами.

Децентрализация и Донбасс: факты и мненияНельзя сказать, что губернатор Луганской области неправ в своей неспешности. Директор офиса реформ в Донецкой области Сергей Попов рассказал об ещё одном донбасском конфликте на почве децентрализации. Так, в Донецкой области есть несколько мест компактного проживания лемков и бойков – жителей западных областей Украины, которых насильно переселили на Донбасс в 50-е годы ХХ века. Сегодня они проживают в нескольких населённых пунктах, которые хотят объединиться в маленькую, но уже имеющую свои контакты громаду. В свою очередь, власти не разрешают создать настолько маленькую общину.

При этом в Ивано-Франковской и Тернопольской областях есть маленькие громады по 2-2,5 тысячи жителей. Получается, что «представители облгосадминистраций ссылаются на один и тот же закон и одну и ту же норму, но за двойными стандартами», – констатировал Попов. Так что процесс создания общин невозможен без диалога власти и населения, специалистов по децентрализации и активистов, лидеров громад и местного бизнеса.

Что же говорят сами жители Донбасса?

С 1 по 26 июня 2017 года Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива провел исследование в неоккупированных районах Луганской и Донецкой областей. В центре внимания было отношение жителей Донбасса к децентрализации.

Большинство жителей Донбасса в целом поддерживают идею децентрализации. Так, за расширение полномочий местного самоуправления высказались 49% жителей Луганской и 50% жителей Донецкой областей.

Децентрализация и Донбасс: факты и мнения

Однако интерес вызывает то, что респонденты по-разному представляют, что произойдет в результате децентрализации. Так, например, часть жителей Донбасса настроены оптимистично: 20% в Луганской области и 14% в Донецкой считают, что смогут эффективнее влиять на власть. Еще 27% и 29% жителей областей ожидают, что улучшится качество услуг для граждан. Однако есть и те, кто видит не такие радужные перспективы. Так, 17% жителей Луганской области и 22% жителей Донецкой области опасаются, что в результате процессов децентрализации ускорится опустошение деревень и поселков. Еще 14% и 29% в обеих областях уверены, что процессы расширения полномочий местных властей приведут к появлению так называемых «князьков».

Децентрализация и Донбасс: факты и мнения

Если рассматривать результаты по каждой области, то жители Луганщины настроены более оптимистично. Здесь негативные последствия децентрализации ожидают только 30% опрошенных, в то время как жители Донетчины настроены негативно в 52% случаев. А вот в уровне оптимизма различий меньше 47% среди луганчан и 43% среди дончан. Треть жителей Луганской области в своём мнении не определилась.

При этом  большинство жителей Донбасса (49%) не почувствовали изменений от использования дополнительных средств, которые местные бюджеты получили в последние годы. Правда, и тут представители Луганской области оказались оптимистичнее: 28% опрошенных здесь заявили, что почувствовали перемены к лучшему, в то время как в Донецкой области так высказался только 21% опрошенных. Тех, кто почувствовал изменения к худшему, – несколько меньше (19% в Луганской области и 24 % – в Донецкой).

Децентрализация и Донбасс: факты и мненияТакже в ходе исследования выяснили, куда бы жители Донбасса в первую очередь направили бюджетные средства своей громады. 63% жителей Луганской области и 56% жителей Донецкой направляли бы бюджет на возобновление работы предприятий, создание новых рабочих мест. Также в приоритетах ремонт и улучшение инфраструктуры (56% в Луганской области и 28% в Донецкой).

За повышение социальных выплат инвалидам, пенсионерам высказались 22% жителей Луганщины и 36% жителей Донетчины, а за улучшение медицинского обслуживания – 25% и 27% жителей обеих областей соответственно. Среди других приоритетных задач, на которые жители Донбасса считают нужным тратить бюджетные деньги — благоустройство города / села (24% и 20,5%) и помощь людям в налаживании мелкого и среднего бизнеса (26% и 17%).

Децентрализация и Донбасс: факты и мнения

Данное исследование можно расценивать как отражение тенденции, которая сложилась на Донбассе в отношении децентрализации. Несмотря на фактическое состояние ведения войны, жители двух областей восприняли процесс расширения полномочий местной власти и ожидают от него позитивных изменений.

Нельзя отрицать, что впоследствии мы еще услышим о разнообразных ошибках, допущенных во время создания громад. Финальный успех или неудача процесса зависят от работы местных общин, умения сотрудничать и договариваться, находить или обучать талантливых менеджеров, искать дополнительные источники финансирования, объяснять, какие преимущества и какие риски влечет за собой децентрализация и т.д. Важно понимать, что происходящие изменения дают общине не только больше прав, но и больше ответственности. Отговорки вроде «Киев не дал денег» вскоре перестанут быть актуальными.


Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Реальной газеты» и Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Добавить комментарий