Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений

Споры вокруг концепции реинтеграции неподконтрольных Украине территорий Донбасса ведутся с того момента, как 13 июня секретарь СНБО Александр Турчинов заявил о необходимости замены АТО новым форматом защиты страны от российской агрессии. После этого президент Украины Пётр Порошенко поручил разработать соответствующий закон, в котором был бы предусмотрен комплекс мер по возврату ОРДЛО под украинский контроль. Широкое поле для обсуждений возникло из-за того, что до сих пор законопроект находится на стадии разработки, и в готовом виде общественности его ещё не представили.

Кира Молчанова

Альтернатива АТО

На данный момент известен короткий документ, описывающий концепцию будущего законопроекта «Про особенности государственной политики по возобновлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей». Это своеобразный «скелет», на котором впоследствии должны появиться «мышцы» правовой конкретики. Важное место в нем занимает новый формат проведения АТО.

Мысль о том, что антитеррористическая операция затянулась, и не может идти больше трёх лет, неоднократно высказывалась как политиками, так и СМИ. Поэтому первоочередное внимание в проекте уделяется именно новому формату защиты от гибридной войны.

Создатели концепции признают, что в своё время режим АТО помог остановить российскую агрессию и провести выборы (президентские, парламентские и местные). Однако, ни по масштабам, ни по характеру, ни по времени проведения АТО в сегодняшнем виде не отвечает заданиям освобождения ОРДЛО. Теперь важно создать необходимые правовые условия для восстановления территориальной целостности Украины с расширением возможностей ВСУ, но при соблюдении Минских договоренностей.

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений
Сергей Рудик

Народный депутат Украины Сергей Рудик (БПП) – один из сторонников новой концепции – предлагает поработать над терминологией и использовать термин «самооборона государства», который согласуется с нормами международного права. Сергей Рудик рассказывает, что концепция деоккупации предполагает создание в нынешней зоне проведения АТО Оперативного штаба, который подчинялся бы президенту Украины как Главнокомандующему ВСУ и начальнику Генерального штаба. Этот штаб должен взаимодействовать с СБУ, МВД и прочими государственными органами. Кроме того, концепция говорит и о возможности введения военного положения и применения ВСУ для восстановления территориальной целостности Украины.

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений
Андрей Парубий

О том, что важно законодательно закрепить возможность оперативно вводить военное положение и реагировать на агрессию извне, говорил и спикер парламента Андрей Парубий. По его словам, законопроект «призван создать законодательную базу, которая бы позволила использовать все силовые подразделений без ограничения демократических процедур, например, проведения выборов. В этом законопроекте фактически описывается компромиссный вариант, вокруг которого смогут объединиться противники и оппоненты военного положения, когда нет ограничений демократических процедур и одновременно законодательно разрешено и регламентировано использование всех военных подразделений», − отметил Парубий.

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений
Антон Геращенко

При этом народный депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко заявил, что возвращать оккупированные территории нужно дипломатическим путем и применяя эффект от санкций против России.

«Мне известны основные положения законопроекта, который готовится СНБО. Задача этого законопроекта – показать народу Украины и всему миру позицию Украины о том, как мы планируем возвращать оккупированные территории Донбасса и Крыма. Сегодня мы понимаем, что вариант с военным возвращением нашей территорий военной силой невозможен, поскольку это повлечет за собой огромное кровопролитие и не даст, возможно, желаемого результата. В первую очередь возвращение наших оккупированных территорий должно базироваться на ужесточении режима экономических и дипломатических санкций против РФ и её высокопоставленных чиновников», – сказал Геращенко.

Назвать оккупацию оккупацией

Один из пунктов концепции – это определение правового режима оккупированных территорий. В «черновике» законопроекта говорится, что на территории, которую не контролируют украинские государственные органы, «распространяется правовой режим временно оккупированных территорий».

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений
Алексей Мельник

Алексей Мельник, эксперт по военным вопросам, который принимал участие в обсуждении концепции законопроекта, говорит, что будущий закон о деоккупации позволит на законодательном уровне, наконец, назвать оккупацию оккупацией. Правда, свои недостатки в законопроекте тоже видит.

«Главное, что этот законопроект определяет страну-агрессора на законодательном уровне и приводит ситуацию, которую мы сейчас имеем, в законодательную плоскость международного права. То есть признание факта агрессии, признание на законодательном уровне государства-оккупанта и введении военного положения на тех территориях, которые сейчас объявлены зоной АТО. Однако это не является объявлением войны России, на самом деле объявление состояния войны вовсе не означает, что Украина объявляет намерения воевать против России, то есть наступательные какие действия проводить », – отметил он.

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений
Андрей Рева

О возможных проблемах, которые могут возникнуть после того, как за оккупированными территориями официально закрепят соответствующий правовой статус, рассказал министр социальной политики Андрей Рева. По его мнению, если в законе будет определено, кто является оккупантом, у Украины появится полное право отменить социальные выплаты тем, кто живет на оккупированной территории.

На «оккупированных территориях ответственность за соцвыплаты, вообще за то, что происходит, ляжет на оккупантов». По мнению Ревы, после этого у Украины вообще не будет юридических оснований сохранять соцвыплаты тем, кто остался в ОРДЛО.

Другие инициативы и единая администрация

Кроме положений, оговаривающих освобождение оккупированных территорий и правовой статус ОРДЛО, в концепции упоминаются и другие положения. В частности, возобновление и развитие гуманитарных и культурных связей с гражданами Украины, которые остались на оккупированных территориях, обеспечение  государственной, информационной и экологической безопасности и т.д.

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений
Павел Жебривский

При этом конкретные механизмы достижения поставленных целей в концепции реинтеграции не прописаны. Возможно, меры по воплощению декларируемых идей в жизнь будут прописаны в законе, который пишется на основе концепции.

Глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский не стал дожидаться публикации закона и уже рассказал о своей инициативе. Он предлагает объединить военно-гражданскую администрацию Донецкой и Луганской областей.

«По моему убеждению, правильно было бы сделать единую военно-гражданскую администрацию на две области. Руководитель этой военно-гражданской администрации должен быть не меньше уровня заместителя секретаря СНБО и в том числе член правительства, чтобы безотлагательно те вопросы, которые есть на тех территориях, прорабатывать. Первым заместителем должен быть военный человек, который, безусловно, должен осуществлять военную операцию», – отметил он в интервью «Радио Свобода».

Кто против?

Ожидаемо, что в России новость о законодательном оформлении реинтеграции Донбасса восприняли как угрозу Минским соглашениям. Так, полпред РФ в контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Борис Грызлов заявил, что законодательная инициатива не предусматривает введения особого статуса для Донбасса и проведения выборов, поэтому несет опасность.

«По имеющейся информации, этот разрабатываемый в Киеве законопроект имеет целью создать некую альтернативу одобренным ООН Минским соглашениям», – сказал Грызлов.

Деоккупация и реинтеграция: собрать мозаику мнений
Денис Пушилин

Вслед за Кремлем, в группировках «Л-ДНР» тоже отвергли новый план по реинтеграции Донбасса, заявив, что рассматривают в качестве меры по разрешению конфликта только Минские соглашения.

«Такой вариант не рассматривается. Это не коррелирует с комплексом мер, предусмотренных Минскими соглашениями», – заявил полпред сепаратистов в Минске Денис Пушилин.

Представитель группировки «ЛНР» Владислав Дейнего полагает, что для перехода к обсуждению других форм урегулирования конфликта нужно сначала отказаться от Минска.

Некоторые украинские политики тоже выступили против ещё не написанного закона. Так, депутат из «Оппозиционного блока» Михаил Папиев теоретическое введение военного положения в Луганской и Донецкой области назвали «попыткой искусственного снижения процента поддержки «Опоблока» на парламентских выборах». Такое заявление нардеп сделал, несмотря на то, что в концепции реинтеграции ничего не говорится о проведении выборов, а сами парламентские выборы состоятся только в 2019 году.

Законодательно оформленное право президента применять ВСУ и другие подразделения против российской агрессии, признание оккупированных территорий таковыми, создание оперативного штаба непосредственно в зоне АТО и шаги, направленные на деоккупацию, а затем – реинтеграцию ОРДЛО в мирную Украину – все это предлагает концепция законопроекта. Однако на данный момент подробности этого законопроекта неизвестны ни прессе, ни большинству депутатов, которые будут закон принимать. Не стоит забывать, что против создателей законопроекта работает время. Исходя из важности документа, его принятие не отложат до осени, а в середине июля Верховная Рада отправляется на каникулы. На завершение документа, его обсуждение и принятие остаётся не так много времени.

—————————————————————————————————————————

Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Реальной газеты» и Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Залишити відповідь