Деньги по-черному

Деньги по-черномуТеневой валютный рынок наращивает обороты

 Черный валютный рынок на Луганщине – это мелкие уличные менялы и крупные оптовики, обслуживающие местный бизнес. У последних с начала февраля значительно вырос объем работы

В начале февраля на страничке исполнительного директора Аналитического центра «CASE-Украина» Дмитрия Боярчука в Facebook появилась запись: «Читайте историю про белорусскую девальвацию 2011 года. Через неделю-другую в Украине расцветет черный рынок долларов».

Пост Боярчука оказался пророческим: уже 7 февраля, после резкого скачка курса доллара, Нацбанк потребовал от компаний перечислять гривну на специальный банковский счет за шесть дней до покупки валюты на межбанковском рынке. Тремя годами ранее белорусская девальвация выглядела похожим образом: не имея возможности удержать национальную валюту, Центробанк Беларуси срочно ввел ограничения на покупку долларов. Но, по факту, спрос на валюту не уменьшился, и в стране буйным цветом расцвел черный валютный рынок.

«Реальная газета» решила проверить, не повторяется ли белорусская история у нас.

 

Ты мне – я тебе

В каждом крупном городе Украины есть место (и не одно), где без паспорта можно купить или продать евро, доллары или рубли. В Луганске это, в первую очередь, центральный рынок: аллея возле «Глобуса» – излюбленное место для проведения «серых» валютных операций. Кроме того, обменники щедро рассыпаны и по другим людным местам: район «Детского мира», восточный рынок, кольцо Мирного… Не чужд луганским валютчикам и прогресс: в Сети на специализированных форумах при желании можно найти с десяток объявлений о покупке-продаже иностранной валюты.

До кризисного 2008 года услуги мелких валютных менял были практически не востребованы: люди могли покупать любые суммы в любых банках. Источник «Реальной газеты» сообщил, что покупали или продавали доллары, в основном, старые клиенты. Но все изменилось, когда в 2009 году Нацбанк ввел ограничение на покупку американской валюты до 80 тыс. грн. в день. А спустя два года и вовсе разрешил продавать зарубежные деньги только по паспортам. Украинцы восприняли нововведения с большим скепсисом, подозревая очередной виток контроля над финансовыми операциями со стороны государства. Не убедили их и постоянные заявления банкиров и регулятора, что финансовые учреждения могут раскрывать данные о покупателях валюты только после решения суда. Это время – начало «золотого века» уличных менял.

Луганчанин, на форуме в интернете представившийся Алексеем, беспокоится о конфиденциальности своих данных. В Сети он разместил объявление о покупке 7 тысяч долларов. «Никто точно не может гарантировать, как потом будет использоваться эта база данных покупателей валюты. Зачем привлекать к себе лишний интерес? А вдруг банк передаст все в налоговую?». Но валютным спекулянтом Алексей себя не считает. Говорит, что иностранная наличность нужна для покупки авто, на которое он копит в течение 3 лет.

 

Горячий февраль-2014

Услуги менял на улицах Луганска и местных форумах стали еще более востребованными вместе с новым витком подорожания доллара нынешней зимой. За период с 24 января по 26 февраля гривна подешевела почти на 20%. Но проблема заключалась не только в вертикальном движении курса. Порой в поисках нескольких сотен долларов взволнованным покупателям приходилось рыскать по всему городу. Так, «Ощадбанк» не продавал больше $100 в одни руки. В некоторых банках вовсе не было валюты – во всяком случае, так говорили клиентам операционисты финучреждений. Напрямую говорить на тему валютных спекуляций банкиры не хотят, но намекают, что проблема с продажей валюты и последовавший за этим ажиотажный спрос – вопрос чисто технический. «Мы не имеем права менять курс в течение дня, – объясняет экономист луганского отделения одного из банков, пожелавший сохранить анонимность. – Поэтому, если на межбанке курс валюты стремительно растет, банки придерживают продажу доллара». Не любят финансисты говорить и о том, что февральские «американские горки» принесли банкам хорошие заработки.

При подготовке материала у «Реальной газеты» возник логичный вопрос: откуда дефицитная валюта появляется у спекулянтов, если банки ее не продают? Оказывается, продают, и очень активно. «Сразу после открытия отделений местные спекулянты выносят из них по $10–15 тысяч за раз», – рассказывает банковский экономист.

То, что менялам продают десятки тысяч, в то время как обычные клиенты не могут купить даже сотню долларов, банкиры объясняют личными связями спекулянтов с сотрудниками финучреждений. Пойманных в сговоре, уверяют банки, тут же увольняют.

Но в целом, февральский долларовый скачок не принес менялам больших заработков. Луганские «теневики» рассказывают, что ожидали куда большего спроса. По их словам, февральская «скупка» валюты населением сопоставима с той, что была в конце 2008-го, но она не дотянула даже до валютной паники осени 2012-го.  Это подтверждает и статистика Нацбанка: НБУ продал на межбанке $1,7 млрд, в то время как спрос со стороны украинцев составил около $650 млн. Это значит, что скупал доллары в основном бизнес.

 

Игра по-крупному

Но уличные менялы, признаются банковские работники, – это самый верхний слой черного валютного рынка. По их словам, есть банки, специализирующиеся на незаконном валютообмене, серые оптовые обменные пункты. Собеседник «Реальной газеты» сообщил, что «существуют люди, готовые по звонку привезти на обмен сумму от одного до пяти миллионов долларов».

Информацию подтверждает и Минэкономразвития. По его оценкам, оборот теневой экономики Украины, основная валюта которой – доллар, достигает трети ВВП страны. В платежном балансе Украины есть графа «валюта за пределами банковской системы». За последние три года ее объем увеличился примерно на $23 млрд.

Бывший исполнительный директор по экономическим вопросам Нацбанка Игорь Шумило бескомпромиссен: «Можно с уверенностью сказать, что большая часть этих денег пошла на потребности бизнеса, а не населения».

Андрей Аношин