Бедность продолжает гнать наших земляков на заработки в Россию – даже сейчас, во время неоконченной «гибридной войны» на Донбассе
Говоря о конфликте на Донбассе, многие упускают фактор «заробитчанства» – до сих пор в России работают сотни тысяч украинцев. Сейчас наши сограждане являются легкой добычей для ФСБ и российских правоохранителей, желающих нажиться на гастарбайтерах, обвиняя их в шпионаже и даже терроризме. При этом многие сепаратисты «ЛНР» и «ДНР»в свое время сами прошли через заробитчанство в России
Микита Пидгора
Несмотря на предвзятое отношение как со стороны простых россиян, так и российской власти, украинцы продолжают искать работу в РФ. Сами статистические данные об украинских трудовых мигрантах становятся инструментом манипуляции российской пропаганды. Пограничная служба России сообщает, что в I квартале 2015 года в страну с разными целями приехало рекордное количество украинцев – 2,1 млн человек. Сколько из них приехало именно на заработки, ведомство не сообщает, однако известно, что эти данные учитывают и беженцев в Россию из оккупированных территорий.
Сегодня Россия становится действительно опасной для трудового мигранта или туриста из Украины. Наши соотечественники могут запросто стать подозреваемыми в шпионаже, как это случилось с сотрудником ПАО «Полтавский завод» или обвиненными в терроризме и подвергнутыми пыткам, как Станислав Клих и Николай Карпюк.
Вряд ли неожиданным следствием антиукраинской пропаганды стала дискриминация украинцев в России, в первую очередь – приезжих рабочих. Под горячую руку попали даже пророссийские беженцы из зоны АТО, которые эвакуировались в Россию.
Российские спецслужбы не упускают возможности использовать эту категорию «заробитчан» в своих интересах. Так, в Тернополе сотрудниками СБУ был задержан гражданин Украины, отбывавший наказание в российской тюрьме, планировавший провокацию в пользу ФСБ. Естественным представляется допущение, что подобной вербовке могут подвергаться наши соотечественники, попавшие в беду в России.
Стройка – самое популярное место работы украинских «гастарбайтеров» (именно так неофициально называют всех трудовых мигрантов, не только наших соотечественников, приехавших в Россию на заработки. Украинцы также находят работу в качестве обслуживающего персонала в домах богатых россиян.
Поводом для эксплуатации наших соотечественников служит отсутствие официального разрешения на работу от миграционного ведомства (патента), а зачастую и вообще не обозначенный статус иностранца. Факты нарушения прав «гастарбайтеров» нечасто становятся известны широкой публике, тем более российской. Находясь на территории чужого государства и подвергаясь трудовой дискриминации, наши соотечественники боятся придавать огласке свой негативный опыт общения с влиятельными работодателями.
После Майдана и начала русско-украинской войны экономическая ситуация в России заметно ухудшилась. Моя собеседница, работавшая в Москве с 2011 года, говорит, что зарплаты стало не хватать для аренды приличного жилья, но владельцы ресторана настаивали на том, чтобы Ольга (назовем ее так) продолжала работать, обещая компенсировать неудобства. Однажды в квартиру, которую Ольга арендовала с такими же «заробитчанками», нагрянула полиция с сотрудниками ФМС, которые искали нелегалов. Только у подруги Ольги документы оказались не в порядке, но на три часа были задержаны все жители квартиры. В отделении полиции, по словам Ольги, им угрожали изнасилованием, но требований никаких не выдвигали. Как стало известно позже, давление со стороны полиции было «оплачено» конкурентами ресторана, в котором работали украинки. Владельцы заведения, испытывая значительные трудности в связи с давлением на свой бизнес со стороны властей, не выплатили зарплату нашим соотечественницам, а тем из них, кто требовал свои заработанные деньги, пригрозили физической расправой. Угрозы не остались на словах – через несколько дней Ольгу и несговорчивую подругу избили в подъезде.
Эта история не единственная, о подобном своем опыте сообщают многие «гастарбайтеры», столкнувшиеся с беспределом со стороны работодателей и российских правоохранителей. В случае с последними, то многие претензии с их стороны вполне разрешимы взяткой. За нахождение на территории с просроченной миграционной картой, задержавший иностранца полицейский может рассчитывать на получение от трех до пяти… тысяч рублей.
Впрочем, рассчитывать на продажность российских ментов приходится не всегда. Особенно наивно пытаться договориться с полицейскими в случае, когда они выполняют заказ «хозяина» – запугать, а при необходимости применить силу против строителей, требующих зарплату. Украинцы, наравне с любыми другими «гастарбайтерами», могут оказаться жертвами как полиции, так и бандитов. Об этом мало кто из пострадавших от российского гостепреимства расскажет – стыдно.
Выбравшие «русский мир» украинские граждане сталкиваются с колоссальными проблемами при трудоустройстве, а о юридической помощи со стороны украинских дипломатов они и не помышляют – многие из пророссийских трудовых мигрантов, поддавшись кремлевской пропаганде, не доверяют «хунте».
«Русский мир» на экспорт
Повар Алексей Мозговой, каменщик 6 разряда Павел Дрёмов, «народный губернатор» Болотов. Это лишь несколько пророссийских террористов Луганщины, завербованных российскими спецслужбами. Каждый из них неоднократно ездил на заработки в Россию. Что касается рядовых членов сепаратистских банд, то их симпатии к «русскому миру» сформировались вследствие неоднократных посещений довоенной России. Основу трудовых мигрантов в Россию, по данным ФМС, составляли молодые и среднего возраста мужчины преимущественно из восточных областей, а основными направлениями – Санкт-Петербург и Москва, города, являющиеся привлекательным фасадом, за которым скрываются экономические и гуманитарные проблемы российских регионов. Отчасти этим объясняются симпатии выходцев из депрессивного Донбасса к сепаратистским идеям «русского мира» и оголтелая поддержка российской агрессии против Украины. Россия в представлении побывавших на заработках жителей Донбасса представала именно такой, какой они её увидели в российских столицах – благополучную и обеспеченную.
Повар Алексей Мозговой, каменщик 6 разряда Павел Дрёмов, «народный губернатор» Болотов. Это лишь несколько пророссийских террористов Луганщины, завербованных российскими спецслужбами. Каждый из них неоднократно ездил на заработки в Россию.
Невольными агентами кремлевского влияния остаются и те заробитчане, которые, оказавшись в зоне проведения АТО, подались на работу в РФ. Обвинять этих людей не приходится – работы в «ЛДНР» для трудоспособных мужчин нет, а альтернативой безработице остается служба в «народной милиции».
Выбирая мирный заработок в РФ, наши сограждане неизбежно становятся материалом для российской пропаганды.
От мобилизации – к врагам
То, что ситуация с украинскими заробитчанами находится в поле особого внимания руководства РФ, подтверждается словами Путина. «Кстати говоря, многие люди уже уклоняются от мобилизации, стараются к нам переехать, пересидеть здесь какое-то время. И правильно делают, потому что их просто толкают туда, как пушечное мясо, под пули» – сказал хозяин Кремля и дал указания ФМС не препятствовать въезду и пребыванию на территорию России граждан Украины призывного возраста. Россия приоткрывает двери для бегства от мобилизации, однако украинцев, решивших воспользоваться гостепреимством со стороны врага, может ждать разочарование. Помимо обвинений в уклонении от призыва, они поневоле могут стать носителями таких пропагандистских установок, как «гражданская война на Донбассе», «единство народов России и Украины» или, к примеру, «третий Майдан». Возвратившись назад, их пророссийские настроения могут спровоцировать конфликт в украинском обществе. Словом, эти настроения уже присутствуют в Украине. Их носителями, как нетрудно догадаться, являются и трудовые мигранты.
Плохо быть бедным
Среди основных причин трудовой миграции из Украины чаще всего называется постсоветская бедность, характерная практически для всех стран соцлагеря: поляки ездят на заработки в соседнюю Германию, румыны – в Италию и Францию. По мнению социолога Валерия Хмелько,«одни не находят работу, соответствующую своим ожиданиям, своему уровню знаний и пожеланий к оплате. Это касается высококвалифицированных специалистов, которые становятся мигрантами. А если говорить в более широком масштабе, то это касается граждан, которые просто не могут найти средства к существованию. То есть на миграцию их толкает банальная бедность. А людям хочется все-таки обеспечить нормальный уровень существования своей семьи».
Украина постепенно встраивается в глобальные мировые процессы. Вовлечена она и в миграционные тенденции, среди которых – постоянство вектора переселения граждан стран «третьего мира» в благополучные страны – Европу и США. Учитывая политическую нестабильность и экономические проблемы, количество эмигрантов (уезжающих навсегда)сможет превысить количество «заробитчан» – трудолюбивых пчелок, наполняющих бюджет.
Проблема в том, что именно бедность продолжает удерживать нас в сфере влияния «Русского мира».
——————————————————————
Матеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).