Бойкое место

Бойкое место

Бойкое местоПонимая теневой бэкграунд экономики Донбасса, возвращение на «царство» олигархов не кажется таким уж невероятным.

Константин Скоркин, для РГ

В СМИ широко обсуждается тема возможного назначения на руководство «особо статусыми» Донецкой и Луганской областей олигархов Рината Ахметова и Юрия Бойко. Известный украинский журналист Сергей Рахманин в «Зеркале недели» пишет: «Путин, по нашим сведениям, подтвердил готовность заменить Захарченко и Плотницкого менее одиозными персонажами. Порошенко, как нам стало известно, проявил интерес к “плану Медведчука”, предполагающему создание в ОРДЛО администраций, которые возглавили бы фигуры, устраивающие и Киев, и Москву. Сам же Виктор Владимирович (Медведчук), судя по всему, подсказал Петру Алексеевичу кандидатов — Рината Ахметова и Юрия Бойко. Говорят, кандидатуры президенту понравились».

Бойкое место
Президент РФ Владимир Путин и Виктор Медведчук

И хотя некоторые наблюдатели отмечают, что эта информация лишь политтехнологический вброс накануне голосования в Верховной Раде о выборах в этих регионах (проведение которых предусмотрено Минскими соглашениями), в самой этой идее можно увидеть образ будущего Донбасса, усиленно продвигаемого в публичном пространстве. Рассмотрим «луганский разрез» этой проблемы во всей его цветущей сложности.

Не первый раз

Тема назначения Юрия Бойко на руководство Луганщиной всплывает не в первый раз. Ровно десять лет назад, в 2006, автор этих строк написал текст «Юрий Бойко – будущий Луганский губернатор? Попытка биографии».

Как и в 2016, тогда фигура промышленника появилась на фоне вакуума власти в самом восточном регионе страны. После реванша Партии Регионов, после Майдана и отставки «оранжевого» губернатора Москаля, в Луганске долго не было первого лица, кандидатура которого должна была устраивать и Киев, и местную номенклатурную группировку Ефремова-Тихонова. Тогда на эту должность претендовало много фигур местного политикума, и выбор был сделан в пользу Александра Антипова – аполитичного технократа, лояльного Луганскому клану. А Бойко стал министром топлива и энергетики в правительстве Януковича в 2006-2007.

Какие доводы выдвигались в пользу Бойко тогда, в 2006? Подчеркивалась тесная связь Юрия Анатолиевича с крупным бизнесом Луганской области, в том числе российского происхождения.

При директорстве Юрия Бойко Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, этот крупнейший промышленный комплекс, построенный при поддержке «друга СССР» – американского миллионера Арманда Хаммера, перешел под контроль российской компании ТНК-ВР (в 2013 вместе со всеми активами ТНК был поглощен «Роснефтью»).

Вторая мощная «визитная карточка» Бойко – руководство в 2002-2005 НАК «Нафтогаз». В эти годы Бойко был «газовым диктатором» Украины: распоряжаясь «Нафтогазом» как личной империей, Бойко выстраивал «особые отношения» с руководством России и Туркменистана. За газовый контракт с Туркменбаши в 2004, незадолго до первого Майдана, Бойко получил от Кучмы звание «Героя Украины».

Лоббистом назначения Бойко на пост главы Луганской администрации тогда была группа Ефремова и Тихонова, с которой у него были самые доверительные отношения (сделка с продажей Лисичанского НПЗ россиянам проходила при кураторстве Ефремова-губернатора). Ефремов даже уступил Бойко контроль над своей пропагандистской структурой ЗАО «ЛОТ», которой руководил Родион Мирошник, ныне руководитель пропаганды в «ЛНР».

Что прибавилось в актив Юрия Бойко за прошедшие десять лет? Юрий Бойко сделал неплохую карьеру в Партии Регионов. Руководил Киевской парторганизацией, с2008 был заместителем главы партии. В годы правления Януковича он был в 2010-12 – министром топлива и энергетики, в 2012-14 – вице-премьером в сфере энергетики и промышленности. В эти годы Бойко связывают с интересами олигархической группировки миллиардера Дмитрия Фирташа.

Бойкое место
Дмитрий Фирташ, Юрий Бойко

После падения режима Януковича Бойко дистанцировался от идущей на дно Партии Регионов – для того, чтобы вернуться в большую политику в виде лидера Оппозиционного блока, объединившего деятелей старого режима, стремящихся к реваншу. На выборах 2014 Бойко провел по трем мажоритарным округам в контролируемой Украиной части Луганской области своих кандидатов. От Северодонецка депутатом стал Евгений Бакулин, который работал с Бойко на Лисичанском НПЗ. От Рубежного – его многолетний деловой партнер и нардеп шести созывов, ветеран Луганского политикума (ему 75 лет), Юлий Иоффе. В Лисичанске депутатом от Оппозиционного блока стал Сергей Дунаев, мэр города, во время «русской весны» поддерживавший сепаратистов. Как видим, позиции Бойко в Луганской области крепки – промышленная агломерация на севере области Северодонецк-Лисичанск-Рубежное остается его вотчиной уже при четырех президентах Украины.

Кому выгодно?

В сепаратистских анклавах идею назначения представителей украинской олигархии встретили в штыки. Глава «ЛНР» Игорь Плотницкий пообещал Бойко арестовать.

«При попытке пересечь границу «Луганской народной республики» он будет немедленно арестован по двум основаниям. Во-первых, как пособник киевских карателей, поддержавший АТО и геноцид нашего народа. И, во-вторых, как подельник укро-олигарха Курченко, присутствие которого, как и связанных с ним лиц, на нашей территории запрещено», – заявил Плотницкий. Такие же угрозы в адрес Ахметова исходили и от главы «ДНР» Захарченко.

Бойкое место
Ахметов, Фирташ

Плотницкого понять можно, он хорошо «врос» в коррупционные схемы, составляющие основу экономики «ЛНР». Прямая опора на режим военной диктатуры вооруженных до зубов боевиков открывает возможности для обогащения, которые и не снились прежним донбасским олигархам. Поэтому никакое назначение «смотрящих» из Киева тут не пройдет. В «идеологическом» смысле это упорство всегда можно объяснить «луганским патриотизмом».

С другой стороны, реальная картина положения дел в непризнанных республиках сложнее. Недавнее расследование украинского журналиста Дениса Казанского показало, что бизнес украинских олигархов процветает на территории «ЛНР»: благодаря отсутствию какого бы то ни было правового поля, отгрузка угля с шахт на не контролируемой Украиной территории приносит сказочные барыши, перед которыми все темы про «пособников бандеровских карателей» и «пособников московских оккупантов» меркнут. По ту сторону добра и зла, где живут Бойко и Плотницкий, таких «идеологических» категорий просто не существует.

Поэтому понимая теневой бэкграунд экономики Донбасса, возвращение на «царство» олигархов не кажется таким уж невероятным.

Природа желания киевской власти решить проблему Донбасса привычным для нее способом достаточно ясна. Если конкретный сюжет с Бойко и Ахметовым и является вбросом, то сама логика такого процесса вполне в духе политики Порошенко. Как-то так он и хочет разрубить «донбасский узел».

Президент Украины является выходцем из той же социальной среды, что и Бойко, просто он принадлежит к условно «патриотической» части номенклатурно-олигархического бомонда, в то время как Бойко – к условно «пророссийской».

Связующим звеном обеих групп является коррупция и склонность к закулисным «договорнякам». Подход к проблемным регионам Порошенко также известен – практика отдачи на откуп регионов олигархам была реализована еще в 2014. Правда, тогда же стало очевидно, что это очень спорная практика. Назначенный губернатором Донецкой области Сергей Тарута с управлением не справился, назначенный днепропетровским губернатором Игорь Коломойский справился с кризисом, но потом своими амбициями создал кучу проблем тому же Порошенко.

На пути к «договорянку» может встать позиция российской власти. Безусловно, разрешение донбасской проблемы в плане реализации Минских соглашений поможет Путину преодолеть ряд внешнеполитических проблем, хотя бы в виде частичной отмены санкций мирового сообщества. Но Донбасс в нынешнем виде – это детище посткрымской политической повестки в России, на которую опирается нынешний сказочный рейтинг Путина.

Любые уступки Украине, пусть даже и в такой максимально благоприятной для России форме, могут восприниматься как отступление от курса «штурм унд дранга», а значит – нежелательны. «Докрымский» Путин ухватился бы за эту возможность решить патовую ситуацию, «посткрымский» российский лидер неуступчив и одержим мессианством.

Политолог Глеб Павловский в свежем интервью «Московскому комсомольцу» достаточно откровенно формулирует суть перемен, произошедших с Путиным: «Судя по всему, у президента возникло, так сказать, авторское отношение к России. Он смотрит на страну как на свое творение. Такое восприятие лишает свободы маневра. Никому нельзя доверить «свое» государство. Путин стремится все решить сам, спешит уладить, пока он еще в Кремле, все проблемы России на будущее. Это ведет к упрощениям и серьезным ошибкам в политике… Ведь мы действительно оказались тогда, в 2014 году, на грани большой и ненужной войны. Не обязательно, на мой взгляд, было устраивать кризис вселенских масштабов. По ходу революции в Киеве Крым сам упал бы в руки России. Безо всякого «вежливого» присоединения… Когда управление в Киеве рухнуло, к власти пришла рыхлая коалиция, все участники которой, буквально все, — наши старые клиенты. Не было никого, кто не являлся бы давним абонентом «кремлевской телефонной сети». Для Кремля это была идеальная политическая ситуация».

Бойкое место
Политолог Глеб Павловский и куратор непризнанных республик Владислав Сурков

По данным российских СМИ, возможную смену лидеров ОРДЛО враждебно встретил и куратор непризнанных республик Владислав Сурков, который старательно выстраивал тамошние «вертикали власти» и их идеологию. Однако тут стоить отметить, что автор публикации о «плане Ахметова-Бойко» украинский журналист Сергей Рахманин называет инициатором этой идеи Виктора Медведчука. Если это так, то у проекта вполне есть дискуссионное, но жизнеспособное будущее. Автор нашумевшей в России книги «Вся кремлевская рать» Михаил Зыгарь пишет о необычайном влиянии Медведчука на своего кума Путина в украинских делах: «К тому же Путин верил только одному человеку в Киеве – своему другу Виктору Медведчуку. Именно Медведчук сформировал новую систему взаимоотношений с Украиной – отныне диалог велся не через президента, а через бизнес… Фактически был сформирован неформальный комитет по управлению украинской политикой из основных украинских олигархов. Руководителем этого совета директоров был Медведчук – он выступал посредником между украинскими олигархами и Путиным». Далее Зыгарь пишет, что самой влиятельной частью этого «совета директоров» были «газовики», то есть группа Фирташа, к которой принадлежит, как мы помним, и Юрий Бойко. Конечно, это описывается «докрымская ситуация», но тем не менее свидетельство важное. К тому же недавно российский телеканал «Дождь» сообщал о скупке земель в Крыму структурами, связанными с Медведчуком и Ахметовым. Так что дружба продолжается поверх границ и фронтов.

Ложный выбор

Чем чревато подобное разрешение донбасской проблемы для самих жителей Донбасса? С одной стороны, приход украинских олигархов к власти в ОРДЛО приведет к усилению позиций Украины в этих регионах, сделает статус «серой зоны» чуть более определенным и снизит вероятность военной эскалации, что само по себе для жителей этих земель большой плюс. С другой стороны – какую Украину могут принести с собою люди, подобные Ахметову и Бойко? Да ту самую, Украину Партии Регионов. Партии, представители которой грабили и разоряли Донбасс на протяжении последнего десятилетия. Партии, которая превратила Донбасс в озлобленный и оторванный от страны анклав, где правят совок и криминал.

Негативное отношение к такой перспективе проукраинских жителей Донбасса очевидно.

Возвращение Донбасса в виде контролируемого пророссийскими олигархами региона, с разрушенной экономикой и озлобленным населением, в состав Украины автоматически вернет страну в ситуацию 2004-14, когда она топталась на месте с «донецкой» гирей на ногах. В этих условиях Донбасс неизбежно станет оплотом всех контрреформистских сил.

Бойкое место
Бойко, Янукович, Путин

Но хочется сказать еще и о тех жителях Донбасса, которые не горят желанием возвращаться в Украину (не боевиков ополчения, а рядовых граждан из своих побуждений ходивших на незаконные референдумы и размахивавших георгиевскими ленточками). Не секрет, что массовая поддержка «русской весны», в том числе, была своеобразным извращенным протестом против режима Януковича. Не принимая повестку, заданную Майданом, взбунтовавшиеся луганчане потянулись к близким их сердцу советским символам и оказались в мышеловке сепаратизма. Единственный способ вытащить их из этой ловушки (опять-таки, речь не о боевиках и не идейных фанатах «русского мира», а обывателях) – убедительно показать, что Украина изменилась в лучшую сторону. А если предлагать им в качестве альтернативы нынешнему непризнанному существованию камбэк олигархов времен Кучмы и Януковича, то реакция будет более чем предсказуема. В этой ситуации откровенный гангстер Плотницкий, право, может показаться лучше, чем эти лощеные господа, выжимавшие все соки из Донбасса десятилетиями.


Бойкое местоМатеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

 

 

 

 

Залишити відповідь