Сессия Луганского областного совета прошла в Старобельске – несостоявшейся столице «повстанческой республики» Нестора Махно. Здесь депутаты попытались сформировать общую повестку дня и консолидировать разные ветви областной власти. Отчасти им это удалось. Но ситуация на Луганщине сегодня мало чем отличается от 1920 года, когда власть в регионе несколько раз переходила из рук в руки
Почему Старобельск?
На 24-й сессии облсовета, назначенной на 18 апреля, депутаты должны были «познакомиться» с новым губернатором и новыми главами УМВД и службы безопасности. Но «майдан» возле СБУ сделал проведение сессии в луганском «Доме с шарами» небезопасным: по информации силовиков, вероятность попытки захвата здания администрации толпой в этот день была высокой. К тому же за несколько дней до сессии коридоры облсовета заняли бойцы внутренних войск с боевым оружием, получившие приказ стрелять на поражение в случае штурма.
«Гора» могла прийти к «Магомету», и «Магомет» решил убежать от «горы». Чтобы избежать кровопролития, руководство облсовета сделало сессию выездной. Депутаты собрались не в бурлящем политизированном Луганске, а в сонном слобожанском Старобельске – под надзором памятника батьке Махно, по-отечески приглядывавшего за площадью перед зданием Старобельской РГА. Спасибо Нестору Ивановичу: на площади не было ни одного митингующего, сессия прошла спокойно.
Приехали далеко не все депутаты: из 120 обладателей мандатов в зале зарегистрировались всего 72 человека. В полном составе проигнорировали мероприятие коммунисты. «Красные», просидевшие «в схронах» все события начала года в стране и в области, напоследок решили конвертировать потенциал луганского протеста в электоральные баллы, и распространили заявление, осуждающее выездной формат сессии. В пику им прозвучало заявление экс-губернатора Владимира Пристюка: областным депутатам полезно знать, чем дышит глубинка, а посему практику выездных сессий следует распространить и на «мирное время».
Вокруг «пороховой бочки»
Сквозной темой, к которой раз за разом возвращался депутатский корпус, стала ситуация вокруг «Советской, 79» – здания СБУ, до сих пор остающегося в руках «зеленых человечков».
– Это пороховая бочка, которая ставит под прямую угрозу безопасность луганчан и накаляет психологическую обстановку в области, – заявил в своем выступлении губернатор Михаил Болотских. – Нужно хотя бы на время забыть о разногласиях и вместе вырабатывать пути мирного решения проблем.
Примечательно, что практически все присутствующие на сессии заявляли о том, что проводили переговоры с сидящими в здании. И сочувствуют выдвигаемым им требованиям: «Мы не поддерживаем экстремизм, но мы также категорически против любого насилия в отношении людей, которые сейчас борются за свои права, зеркально отражая то, что происходило на западно-украинских землях и в Киеве», – зачитал спикер Валерий Голенко обращение депутатского корпуса.
Облсовет поддержал оба вопроса, поднятых в ультиматуме «луганского майдана»:
1. Необходимо до 9 мая принять закон об амнистии и непривлечении к ответственности бойцов спецподразделений «Беркут», «Альфа» и внутренних войск, военнослужащих, а также о правовых гарантиях непреследования активистов и всех участников акций протеста, захватов административных зданий на востоке страны с последующим их разоружением.
2. В ближайшие дни должен быть объявлен Всеукраинский референдум по двум вопросам: о государственном устройстве Украины с максимальной передачей властных полномочий в регионы и о государственном статусе русского языка.
По словам Михаила Болотских, Киев уже дал добро на выполнение первого пункта требований, идет подготовка к административной реформе, ключевой особенностью которой является выборность губернаторов и превращение администраций в исполкомы местных советов.
Тем не менее, люди с оружием всё еще остаются в здании. Не собирается расходиться и майдан перед ним. Уже после сессии в Луганск на переговоры с митингующими прибыл замглавы Администрации президента Андрей Сенченко – но диалог не привел к ожидаемой разрядке.
«Восток» – дело тонкое
Свое решение проблемы «Советской, 79» предложил глава УМВД области Владимир Гуславский. По его словам, переговоры с различными группами сидящих в здании (по словам главного милиционера области, руководят захватом 9 командиров, имеющих друг с другом серьезные разногласия) милиция проводит ежедневно. Внутри находятся не только луганчане, но и жители других регионов, в частности крымчане и гости из Славянска.
Многие из «зеленых человечков», в случае выполнения основных требований, даже готовы влиться в ряды создаваемой при УМВД структуры по охране общественного порядка – батальона «Восток». Проблема в том, что кроме бывших военных и силовиков, по словам Гуславского, в здании СБУ находятся и уголовники-рецидивисты, которые тормозят переговорный процесс.
Ответил глава УМВД и на претензии депутатов по поводу избиения Арсена Клинчаева сподвижниками нардепа Олега Ляшко в его служебном кабинете. Владимир Гуславский заявил, что Клинчаев своим звонком фактически поднял его с постели в полпервого ночи, попросив о срочной аудиенции. Сразу вслед за Клинчаевым в кабинет к Гуславскому вломились и Ляшко сотоварищи. Якобы, Гуславский не мог противодействовать нардепу, но вместе с губернатором Михаилом Болотских они сделали всё, чтобы не дать Ляшко вывезти Арсена за пределы области. Клинчаева «вызволили», но менее чем через сутки его арестовали сотрудники СБУ – за захват здания ОГА 9 марта.
Депутаты скептически восприняли версию Гуславского, впрочем, и сам глава УМВД признал, что внутренняя безопасность Министерства проводит расследование по этому делу.
Был представлен депутатам и новый глава областного СБУ Михаил Грек, чей предшественник и «подарил» собственное здание с оружием захватчикам. По словам Грека, приехал в область он только на днях, в собственный кабинет попасть по понятным причинам не может, никто из предыдущего руководства дела ему не передавал.
Новые люди, новые фракции, новые конфликты
Тем временем, в самой структуре Луганского облсовета произошли серьезные изменения. Во-первых, два депутата заявили о своем выходе из Партии регионов – это зам Луганского городского главы Александр Ткаченко и Владимир Кривуля.
Во-вторых, председатель Валерий Голенко заявил о создании новой депутатской группы «Единство». Руководителем группы избран Председатель Луганского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Сергей Захаров, лидер общественной организации «Русское наследие».
Также в депутатскую группу вошли заместитель Луганского городского головы Заза Зухбая, бывший первый зампред ОГА Эдуард Лозовский, «ЛОТовец» Леонард Свидовсков, таможенник Юрий Севастьянов и экс-председатель Госинспекции Украины по труду Андрей Черкасов. Таким образом, в депутатском корпусе образовалось свое маленькое пророссийское лобби, к тому же ориентированное на Александра Ефремова.
Сергей Захаров объявил с трибуны, что его группа ведет свои переговоры с «повстанцами», и предложил создать антикризисный центр по урегулированию ситуации. По его словам, в ближайшее время напряженность в регионе не спадет. Коллега Захарова по новообразованной “фракции” Андрей Черкасов обрушился с критикой на киевское правительство за отмену социальных выплат молодым мамам (хотя Закон №1200-VII от 10.04.2014 полной отмены не предусматривает. – «РГ»), назвал Ирину Веригину «наследницей Гузара» и призвал депутатов направить кадровые предложения в новый Кабмин (из зала немедленно последовала реплика «Вы определитесь, в оппозиции вы или нет!»).
Прозвучали и обвинения в адрес руководства облсовета в недостаточно радикальной позиции и в узурпации власти от депутата Живаги: «Назначили нас статистами…» Впрочем, большинство депутатов Живагу зашикали.
Тем не менее, наметились линии будущих конфликтов в главном представительском органе Луганщины. Это постепенный дрейф депутатов из фракции ПР, робкие попытки смены руководства облсовета (в случае обострения ситуации, не исключая «крымского сценария»), разжигание заинтересованными лицами вражды с облгосадминистрацией по идеологическим вопросам.
Но пока можно констатировать, что руководству облсовета удается удерживать ситуацию под контролем. Насколько это в принципе возможно в регионе, стремительно возвращающемся в свой 1920-й год.
Сергей Караваев