Сегодня много говорят об убыточности шахт. Над государственными угольными предприятиями вновь нависла угроза закрытия. В то же время Украина стоит перед необходимостью снизить зависимость от дорогого российского газа. Об энергетической безопасности, перспективах Донбасса, путях выхода из политического кризиса «РГ» говорит с Александром Клименко, успешным бизнесменом, владельцем предприятия «Донбассэнергострой» и лидером Украинской народной партии
– Александр Иванович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние украинских генерирующих предприятий и уровень энергетической безопасности страны?
– Украина находится в глубоком энергетическом кризисе. К сожалению, на мой взгляд, стратегического видения у руководства Министерства энергетики и угольной промышленности – нет.
Страна зависит от газа, который мы покупаем по 500 долларов. За эти деньги мы получаем тысячу кубометров газа, который дает 8 тысяч килокалорий.
От угля мы такое же количество энергии получаем за 100 долларов. Поэтому я вижу основу нашей энергетической безопасности в развитии угольной промышленности.
Как перевести твердое топливо в жидкое или газообразное? Эти технологии существуют и успешно используются в мире.
В Луганской области начали строительство предприятия по получению газа из угля. Сегодня проект заморожен. Но это – наше энергетическое будущее. Газификация угля позволит уменьшить зависимость от дорогого импортного газа и одновременно увеличит спрос на уголь.
Я считаю, именно уголь должен стать основой нашей энергетической независимости.
Второе направление – это то, чем занимается мое предприятие «Донбассэнергострой»: реконструкция наших тепловых электростанций, снижение затрат на производство электроэнергии, увеличение производительности ТЭС. Большинство их построено лет 40 назад, а то и больше. Понятно, что многие из них далеки от современных стандартов. Тотальная модернизация с привлечением базовых проектных институтов, которые находятся в Харькове, Донецке, Луганске может стать прорывом!
Это даст огромный эффект, причем кумулятивный: дешевая электроэнергия будет нашим конкурентным преимуществом, мы сможем организовывать целые инвестиционные зоны, привлекать бизнес в наши регионы.
Сегодня ЖКХ завязано на газе. Его цена – это основные расходы теплоснабжающих предприятий. Частично проблема высоких тарифов на централизованное отопление должна решаться за счет газификации угля, частично – за счет современных технологий электрического отопления. В каких-то случаях имеет смысл использовать котлы на водно-угольном топливе. Есть технологии пылеугольного вдувания. Можно использовать пеллеты – топливные гранулы из торфа, древесных отходов и отходов сельхозпроизводства. В Луганске, кстати, успешно работает пеллетное производство.
Все это реально, но стране нужна единая стратегия развития энергетической отрасли.
Мое предприятие «Донбасс-энергострой» занимается разными объектами во многих странах, в том числе в Африке, в Иране. Мы производим альтернативные виды топлива из возобновляемых источников, перерабатываем существующие углеводороды, производим электроэнергию. Но это не тепловые электростанции – это газогенераторы, мазутные генераторы.
– В 2002 году вы баллотировались в народные депутаты по Луганской области, тогда вы фактически обеспечили Краснодон водой, которую до того город получал раз в неделю. Однако победил на выборах кандидат от власти. Почему так получилось?
– Вы помните, возможно, какие использовались технологии. Там в бюллетенях были три Клименко… Сейчас мало кто помнит, что после выборов Генеральная прокуратура таки возбудила уголовное дело, и был привлечен к уголовной ответственности председатель окружного избиркома. Когда пересчитывали голоса, на многих бюллетенях напротив моей фамилии обнаружились штампы «Выбыл»… К сожалению, закон не предусматривал процедуру отзыва, когда депутат уже принял присягу.
Мне приятно было, что шахтерский Краснодон большинством всё же проголосовал за меня.
И еще важно для меня, что 12 лет прошло, а люди до сих пор пользуются водой, которую мы им дали.
– Одна из ключевых проблем Луганской области, считают многие, – то, что здесь не сформировались, как в Донецке или Днепропетровске, свои мощные финансово-промышленные группы. Как вы считаете, почему этого не произошло?
– Когда ты приобретаешь предприятие, ты берешь на себя ответственность за судьбу коллектива – это и выплата зарплат, и умение продать продукцию. Ты декларируешь готовность развивать предприятие. Этого я не видел в Луганской области.
Нельзя сказать, что отсутствие своей финансово-промышленной группы плохо или хорошо. Сейчас главное – найти пути взаимодействия предприятий региона, создать поле для кооперации внутри области.
– Именно на внутриобластной кооперации делал акцент Владимир Пристюк, будучи губернатором Луганской области. Благодаря ему же, кстати, на Луганщине начали масштабный проект по ветроэнергетике.
– Я Владимира Николаевича знал задолго до того, как он стал губернатором. Это строитель по жизни, он реализовал и много социальных проектов, работая председателем ОГА. Я считаю, что люди с таким опытом не должны находиться на скамейке запасных. Когда у человека есть понимание, как нужно действовать, и он получает полномочия от государства, – это обязательно даст результат.
Другой вопрос – насколько это весомые полномочия? Как губернатор может контролировать правоохранительные органы, которые «крышуют» какой-то теневой сектор экономики? Да никак. У него нет для этого рычагов. Как он может повлиять на управление железной дороги, когда предприятия региона не могут отгрузить продукцию из-за банальной нехватки вагонов? Или на казначейство, которое в прошлом году заблокировало средства на счетах?
Ровно с теми же проблемами приходилось сталкиваться и мне, когда я курировал промышленность в должности заместителя главы Донецкой областной госадминистрации в 2005-2006 годах.
Сейчас говорят о децентрализации власти. Предполагается ликвидация ОГА, полномочия будут переданы облсоветам. Главное – чтобы это были реальные рычаги управления, и можно выстроить хорошую конфигурацию. Еще важно дать обществу, громаде инструмент для контроля.
– Александр Иванович, в Донецкой области провозглашена «народная республика», идет антитеррористическая операция, на руках у населения оказалось много огнестрельного оружия. Подобная ситуация сложилась и в Луганске. Как теперь выходить из этого положения?
– Давайте посмотрим на этих людей, которые вышли на улицу. Многие из них – это явно люди с низким социальным статусом. Обездоленные, без работы, без зарплат. Таких людей много, это наша беда – беда Донбасса.
Можно добавить, что большое влияния оказало отсутствие позиции Киева. Вопрос горячих точек по Донецкой, Луганской областям не решен до конца. И решить его только силовым путем невозможно.
Предложили амнистировать этих людей. Хорошо, но им еще нужно предложить работу. За стол переговоров должны садиться люди, которые понимают, где могут быть созданы рабочие места.
По Донецкой области я вижу возможность создания 150 тысяч новых рабочих мест. Это предусмотрено в разработанной мною Стратегии развития Донецкой области. Ее принципы можно применить и на Луганщине.
Относительно проявлений терроризма – тут государство должно четко показать: есть принципы, которые нельзя переступать. То же самое касается сепаратизма.
Если кому-то нравится другая страна, я бы просто посоветовал: езжайте туда, попробуйте устроиться на работу, поживите там месяц-два, а потом решите, где лучше. Я уверен, все вернутся в Украину и скажут: как хорошо, что у нас есть наша земля!
Досье
Клименко Александр Иванович родился в 1965 году в г. Марьинка Донецкой области.
1985–89 гг. – горнорабочий очистного забоя, работал на шахте «Трудовской».
После травмы в забое идет учиться на сапожника, работает начальником отдела в Кураховском Доме быта. Затем переходит в АО «Энергосбытпром», работает начальником отдела, становится председателем правления.
В 1998-2005 гг. – председатель совета акционеров ОАО «Донбассэнергострой».
1999 г. – окончил Донецкий институт экономики и хозяйственного права.
В 2002 г. баллотировался самовыдвиженцем в парламент в округе №107 в Луганской области.
В 2004 г. вступил в ряды Украинской народной партии.
В 2005–2006 гг. – заместитель главы Донецкой облгосадминистрации.
В 2007–2012 гг. – народный депутат VI созыва в составе блока «Наша Украина – Народная Самооборона», член Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности.
В октябре 2013 г. избран председателем Украинской народной партии.
Александр Белокобыльский