Земля по обе стороны линии столкновения


подсолнузи и террикон

Как обстоят дела с правом собственности на землю на свободном Донбассе и оккупированных территориях

Кира Молчанова

Земельная реформа – еще одно изменение, которое должна пережить Украина. Главный вопрос, который будет решаться в ходе реформы, – это снятие моратория на продажу государственных земель сельскохозяйственного назначения. С одной стороны, эксперты прогнозируют, что формирование рынка земли поможет повысить её цену и помочь мелким фермерствам. С другой, именно крупные агрокомплексы являются главными лоббистами разрешения продажи сельскохозяйственных угодий. То есть негативный или позитивный потенциал закона скрывается в деталях, а эти детали, как и сам закон, ещё до конца не прописаны. Но даже если украинцы получат идеальный закон, устраивающий всех, в Украине все равно рискуют остаться территории, где верховенство права не действует. Речь идет об ОРДЛО.

Правовой статус земли и недвижимости в зоне АТО

Налоги. Из-за российской военной агрессии на востоке Украины многие физические и юридические лица столкнулись с проблемами налогообложения земельных участков в зоне проведения антитеррористической операции. Часто объекты хозяйствования и физические лица не знают, освобождаются ли они от земельного налога. Этот вопрос регулируется статьей 6 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» № 1669. Там прописано, что субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность на территории проведения антитеррористической операции, освобождаются от уплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности во время проведения АТО. О каких именно земельных участках идёт речь, говорится в перечне, утвержденном Кабинетом министров.

В законе оговорено, что налоговая льгота предоставляется на период проведения АТО. Там же дано разъяснение этого термина. Однако как будет работать закон, когда АТО заменят другим форматом, пока неизвестно.

Сделки. Следующим проблемным вопросом является возможность заключения сделок относительно земли и недвижимости в зоне АТО. Как известно, право собственности возникает с момента государственной регистрации.

1 января 2013 года в Украине заработала единая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Регистрация всех прав на недвижимое имущество проводится только через соответствующий Государственный реестр. Однако для недвижимости, расположенной в Донецкой и Луганской областях, сделали особую оговорку. Регистрировать недвижимость можно как на свободной территории указанных двух областей, так и в соответствующих органах Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Запорожской, Житомирской, Сумской и Черниговской областей.

Нотариусам же рекомендуется сохранять все документы касательно сделок с недвижимостью в Луганской и Донецкой областях до урегулирования конфликта.

То есть, сдать в аренду, например, земельный участок где-то на неоккупированной территории Донбасса теоретически можно, но тщательно собрав все возможные документы и их копии. Но как быть, если недвижимость оказалась по ту сторону линии разграничения?

«Зеркальное» право

Группировки «Л-ДНР» успели внедрить на оккупированных территориях своё «земельное законодательство». Так, «совмин ЛНР» принял постановление, которым запретил любые сделки по продаже земли. Все земельные участки, которые были собственностью Украины, стали «государственной собственностью ЛНР». Эти земельные участки могут быть предоставлены в пользование или арендованы.

В ОРЛО даже существует система льгот в отношении аренды земли. Так, льготный земельный налог полагается в случае:

  • значительных разрушений строений, которые находятся на земельном участке;
  • использования земельного участка для оборонных или социальных нужд «государства»;
  • нахождения на земле мин и неразорвавшихся снарядов.

Впрочем, группировка «ЛНР» готова выдать земельный участок мелким и средним предпринимателям «при наличии веских оснований для этого». То есть по своему усмотрению.

Каким бы ни был исход земельной реформы в Украине, ныне оккупированным территориям будет сложнее адаптироваться к новым условиям. И чем позже ОРДЛО будет вливаться игру на рынке земли, тем сложнее это будет сделать. С другой стороны, если изменения в земельном законодательстве создадут благоприятные условия для агробизнеса, то фермеры с оккупированных территорий сами захотят интегрироваться в более комфортную для них среду и сами сделают шаг в сторону реинтеграции с Украиной.


Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Реальной газеты» и Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Добавить комментарий