Рассказывать ли детям о войне (и что?)

Рассказывать ли детям о войне (и что?)

Рассказывать ли детям о войне (и что?)
Захваченная сепаратистами БМП Вооруженных сил Украины. Мариуполь, 9 мая 2014 г. Фото Марии Турченковой

В сентябре 2016 года стало известно об изменениях школьной программы, которые приняло Министерство образования и науки Украины. Привлекает внимание программа по истории Украины для 11 класса. В нее добавили изучение Революции достоинства, Антитеррористической операции, процесс Евроинтеграции и многое другое.

Мы поговорили с историками и школьными учителями для того, чтобы узнать какие нововведения ожидают украинских школьников. Эксперты высказали свое мнение относительно нововведений Министерства образования Украины, указали на их позитивные и негативные аспекты.

Антон ВИЗКОВСКИЙ

История Украины ХХІ века

Учительница киевской гимназии №191 Тамара Бондаренко рассказала «Реальной газете» о том, как она будет преподавать историю выпускным классам:

– Выпускные классы в этом году начнут изучение известных всем событий на Майдане и востоке страны с рассмотрения процесса Евроинтеграции и его остановки в 2013-2014 годах. Дальше мы узнаем о Революции достоинства и героях Небесной сотни. После идет освещение событий, связанных с российской агрессией против Украины: временная оккупация Крыма и начало АТО в Донецкой и Луганской областях. Не обходим стороной, Минские соглашения, «Нормандский формат» переговоров и реакцию мировой общественности на агрессию РФ.

Рассказывать ли детям о войне (и что?)
Материалы к учебнику истории

Для поверхностного изучения данных материалов выделяют 4 часа – приблизительно 4-5 уроков. Но выпускникам, которые готовятся сдать внешнее независимое тестирование по истории, дают еще несколько дополнительных часов.

– Еще до принятия новой школьной программы мы проводили встречи с бойцами АТО. Наши ученики плели маскировочную сетку и проведывали в госпитале раненных военных. Однозначно оценить качество исторического материала, зафиксированного в новых учебниках, сложно. Но дети переселенцев просматривали разделы, посвященные событиям на Донбассе, и я не слышала от них недовольства, – говорит Тамара Бондаренко.

В некоторых украинских СМИ обсуждалось, какая терминология уместней при описании событий на Донбассе. Например, какое обозначение использовать: «террористы» или «сепаратисты»? Подобная проблема существует и в школьных программах.

Какие обозначения использовать

Главный редактор издания «Петр и Мазепа» Антон Швец неоднократно писал о состоянии современного образования в Украине.

– Мы должны называть вещи своими именами – это война Украины с Российской Федерацией. А воюющую против Украины сторону – боевиками, которые поддерживаются российской армией, – говорит Антон.

Историк Максим Казаков предлагает создать учебник вне государственного надзора.

– События лучше обозначить как войну на Донбассе/Востоке Украины, а все остальные определения (украинская-российская война, АТО, гражданское противостояние и др.) в таком случае будут гипонимами (понятие, выражающее частную сущность по отношению к другому, более общему понятию. – РГ).

Таким образом существует как минимум две точки зрения: одна совпадает с государственной пропагандой Украины, вторая – критический взгляд на события.

Рассказывать ли детям о войне (и что?)
Выдержка из программы подготовки к ВНО 2017

Еще не время?

Антон Швец считает, что украинские учителя не готовы рассказывать детям о событиях на востоке страны и предлагает провести их профессиональную подготовку для того, чтобы унифицировать преподавание во всех школах.

– Я считаю, что пока рано говорить о каком-либо отдельном преподавании войны, поскольку в системе образования касательно войны не существует единого мнения. Давайте сначала Министерство образования и науки формализует все, а потом будем о войне рассказывать детям, – отмечает Антон.

В тоже время Максим Казаков выступает против изучения событий на Донбассе в школьной программе.

– История как общеобразовательный предмет находится в руках государства, и с ее помощью государство (конкретнее – те общественные круги, имеющие доступ к государственной власти) формирует у своих граждан то видение общественного устройства, которое выгодно ему. Такая социальная роль школьной истории по всему миру. И от нашего государства можно не надеяться услышать правду о событиях на Донбассе – зачем пропаганду, которая лезет отовсюду, копировать еще и в учебники? – объясняет свою позицию историк.

Казаков считает, что препятствий для самостоятельного изучения указанной войны школьниками не существует.

Историки вполне способны исследовать события, которые произошли несколько лет назад. При этом объективно, – если только на это хватит интеллектуальной честности и смелости.

История войны как урок мира

– Французский писатель Селин сказал, что «ни один из режимов не выдержит двух месяцев правды». Ни один политический режим не выдержит правды о своем приходе к власти и правлении в школьной программе по истории. Поэтому врали и при царе, и при Советском Союзе, и продолжают в независимой Украине. Например, в учебнике мы прочитаем об определенных достижениях и про отдельные недостатки президента Кучмы, но не о политических убийствах и теракте во время избирательной гонки 1999, с которых начинается генеалогия расстрела Майдана 2014 года, – говорит Максим Казаков.

Идеальный учебник должен, по его мнению, рассказать обо всем: о несостоятельности государственной власти ни найти невоенный выход из политического кризиса, ни организовать военные действия, о преступлениях, которые совершались со всех сторон, о вмешательстве соседнего государства и сложной идентичности населения Донбасса, об экономическом и политическом счете, который выставляет нашему обществу война.

– Изучение хоть одной войны, как она есть, стало бы совершенным уроком мира, – считает историк. – Если бы наше государство вводило подобное освещение войны в Донбассе, то это было бы совсем другое, гораздо лучшее государство. А вероятность того, что школьники через год-два после изучения новейшей истории пойдут на фронт, была бы меньше.

СМИ освещают события на Донбассе неоднозначно, и общество воспринимает их противоречиво. Возникает вопрос: «Выгодно ли для Украины упоминать все факты войны на Донбассе?» И будут ли учителя преподносить их одинаково?

Первые шаги внесения изменений в школьную программу были сделаны. Хотелось бы увидеть от Министерства образования в будущем расчетливый и обдуманный подходы в формировании школьной программы. Ведь правильное понимание нынешнего украинского конфликта, возможно, позволит предотвратить подобное в будущем.

___________________________________________________________________________

Рассказывать ли детям о войне (и что?)Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

Залишити відповідь