Украинская церковная война. Оборона Тернополя

Украинская церковная война. Оборона Тернополя

Украинская церковная война. Оборона ТернополяОдновременно с войной на Донбассе на Западной Украине развивается религиозный конфликт – громады УПЦ и УПЦ КП сражаются за храмы, а вместе с ними – за влияние. Простым украинцам по обе стороны противостояния, независимо от конфессиональной принадлежности, отведена роль пострадавших. В цикле статей о религиозной вражде автор раскроет логику взаимной ненависти, исследует причины и последствия разделения украинского православия, а также познакомит читателя с непосредственными участниками этих событий.

Никита Пидгора, Часть 1

 

Не сонная Катериновка

Ровно год назад произошли столкновения в селе Катериновка Тернопольской области. Тогда новообразованная громада УПЦ КП (Украинская православная церковь Киевского Патриархата) заняла храм в порядке поочередного служения. Верующие УПЦ (в официальном названии Украинской православной церкви (МП) уточнение «Московского Патриархата» отсутствует)  зашли на территорию церкви, где их встретили бойцы батальона МВД «Тернополь-1» и активисты «Правого Сектора». Со временем в конфликт включились клирики и миряне обеих церквей, ситуация стала неуправляемой и полиция применила резиновые дубинки.

Это самый громкий эпизод межцерковного противостояния на Западе Украины. С началом войны на Донбассе против УПЦ началась пропагандистская кампания в большинстве украинских СМИ. К традиционным обвинениям клириков УПЦ в нелояльности власти и непатриотичности, добавилось финансирование терроризма и шпионаж в пользу российских спецслужб.

Украинская церковная война. Оборона Тернополя
Неизвестные в храме села Колосова

Впрочем, в центре локального конфликта всегда находится храм, принадлежащий громаде УПЦ МП. И громада УПЦ КП, которая хочет, чтобы в этом храме служил их священник. За последние годы около 40 церквей сменили таким образом свою «ориентацию». Волынь, Тернопольщина, Буковина если не охвачены межцерковным конфликтом, то ожидают его. Это ожидание, к сожалению, оправдается – из разных источников нам стало известно, что в регионе готовится «захват-переход» нескольких десятков церквей.

Не грози Правому Сектору

Представители «Правого Сектора» относят УПЦ МП к «пятой колонне». В случае прихода этой политической силы к власти, «московская» церковь лишится государственной поддержки, а к Почаевской и Киево-Печерской лаврах будет открыт доступ «украинской церкви». Спецслужбы, по словам Руководителя Центрального Штаба «ПС», начнут противодействовать врагам Украины по примеру израильских.

Версия «Правий Сектор – Тернопільщина»

«Спонсоры УПЦ МП, такие как Новинский и Бойко, окажутся либо в тюрьме, либо в земле, либо за границей», – говорит Василий Лабайчук. По его мнению, церковная структура Московского Патриархата в Украине всё ещё сильна, но под влиянием перемен, начавшихся вследствие Майдана и войны на Донбассе, УПЦ МП будет ослабевать. В конце концов, эта организация распадется на проукраинскую часть, которая присоединится к единой украинской поместной церкви, и на маргинальную – это меньшинство будет состоять из нескольких десятков приходов по всей стране.

Украинская церковная война. Оборона Тернополя
Василь Лабайчук

«С нашей непосредственной помощью в УПЦ КП перешли парафии Бутына, Башуков, Колосовой, Катериновки, Куликова и Кут, но мы агитируем везде, где действуют московские храмы. Мы оказываем как юридическую, так и информационную поддержку громадам Киевского патриархата», – сообщает  глава Штаба «ПС» «ПС» и добавляет, что референдумы о переходе громады из одной церковной организации в другую полностью прозрачны в правовом смысле.

«Согласно Конституции, источником власти является народ и ни местные депутаты, ни сельский голова не могут единолично решить вопрос церковной принадлежности местной религиозной громады, – говорит Василий Лабайчук, – а подомовой опрос местных жителей («референдум») – это самый адекватный способ разрешения подобных противоречий».

Репортаж НТН о событиях в Катериновке (видео с официального канала УПЦ)

Лидер тернопольских «правосеков» считает, что в межцерковных конфликтах можно обойтись и без насилия. Вместе с тем, Лабайчук утверждает, что на стороне УПЦ МП в качестве как массовки, так и силовой поддержки, выступают не только монахи из Почаева и семинаристы, но и спортсмены с Волыни: «В Катериновку во время конфликта приехало 100-150 человек на нескольких автобусах, а громада УПЦ КП вынуждена была защищаться от сторонников УПЦ МП».

Осажденная крепость

В самом Тернополе лишь один храм принадлежит УПЦ, он же – кафедральный собор, при котором расположено епархиальное управление. Вход на территорию собора свободный, охрана отсутствует. Владыка Сергий руководит Тернопольской епархией с 1991 года. Кстати, его архиерейскую хиротонию возглавил тогдашний митрополит Киевский и всея Украины Филарет (ныне – предстоятель УПЦ КП) в его бытность предстоятелем УПЦ.

Украинская церковная война. Оборона Тернополя
Митрополит Сергий

Тернопольский митрополит считает, что сегодняшний конфликт с УПЦ КП – логичное продолжение религиозного противостояния начала 90-х, когда состоялся массовый переход общин под юрисдикцию автокефальных церквей. Защищать свои храмы громады УПЦ МП могут только в судах, местная же власть разных уровней симпатизирует УПЦ КП. Епархии попросту не хватает сил, чтобы противостоять активным захватам храмов, тем более, что ресурсы оппонентов значительно превосходят возможности верных УПЦ МП, говорит митрополит. Борьба за храмы переместилась в суды, но прямые силовые конфликты могут начаться в любое время. Митрополит Сергий полагает, что межцерковное противостояние на Тернопольщине является, по сути, эпизодом войны против православия.

Украинская церковная война. Оборона Тернополя
Листовки против присутствия УПЦ в Украине

Что касается самого Тернополя, то под стенами кафедрального собора представители «Правого Сектора» время от времени устанавливают пикет и проводят агитацию против Московского Патриархата. В листовках, которые раздают активисты, утверждается, что «московская церковь» спонсирует войну в Украине. Прихожане Киевского Патриархата, с которыми автор пообщался в Тернополе, уверены, что церковные деньги идут на поддержку сепаратистов «ЛНР» и «ДНР». Другие претензии – богослужение «на русском языке» и сама каноническая связь УПЦ с Русской православной церковью.

Картинка для российских СМИ или для ООН?

Глава пресс-службы тернопольской епархии УПЦ КП отказался от общения с журналистом нашего издания. Впрочем, с позицией этой стороны конфликта можно ознакомиться на соответствующем сайте. В заявлении о событиях годичной давности в Катериновке сообщается, что на сельском референдуме большинство жителей (148 из 202) высказались за переход местной громады в УПЦ КП, что вызвало обеспокоенность в Московском Патриархате.

«Каждый новый случай перехода прихода УПЦ МП под святительский омофор Святейшего Филарета, Патриарха Киевского и всей Руси-Украины, всегда вызывал бурную реакцию, как у духовенства УПЦ, так и у представителей различных пророссийских сил… Неоднократно можно было услышать, что местная власть, в сотрудничестве с духовенством Киевского Патриархата и «Правым Сектором», совершают вооруженные захваты храмов «канонической Церкви», грубо нарушая этим права верующих и начинают новые гонения на христиан. На самом деле, всё происходит с точностью до наоборот. Очень часто сами прихожане в поисках защиты и поддержки вынуждены обращаться к патриотическим организациям», – сообщается в заявлении.

Украинская церковная война. Оборона Тернополя
Сотрудник ОБСЕ на Тернопольщине

Столкновение у катерининского храма в тернопольской епархии УПЦ КП считают спланированной извне провокацией Московского Патриархата. Главная причина этой провокации, по сообщению сайта, в присутствии в регионе в те дни мониторинговой миссии ОБСЕ. «Для антиукраинских сил чрезвычайно важно создать «правильную» картинку для иностранных наблюдателей и СМИ», – считают в епархии УПЦ КП. Права верующих, по мнению духовенства УПЦ КП, нарушаются из-за того, что «украинцам не оставляют выбора, заставляя оставаться прихожанами российской Церкви в Украине и молиться на чужом русском языке за своих убийц и оккупантов».

Специальная мониторинговая миссия, о которой говорится в заявлении тернопольской епархии УПЦ КП, фиксирует подобные противостояния уже несколько лет. На сайте ОБСЕ можно ознакомиться с сообщениями о встречах наблюдателей с духовенством и прихожанами обеих церквей. Конфликт также отражен в главе IV главе доклада Верховного комиссара ООН по правам человека за 2015 год. В части «В» этой главы среди прочего сообщается, что в Тернопольской и Ровенской областях «некоторые люди хотят присоединится к УПЦ КП, в то время как другие – хотят остаться в УПЦ, что и приводит к напряженности, особенно в сельской местности, где есть только один храм. В докладе отмечается, что представители обеих сторон обеспокоены угрозами и провокативной риторикой, направленной против них по причине принадлежности к той или другой церкви. В докладе упоминается, что верующие подвергаются угрозам и принуждению к смене религиозной принадлежности.

Украинская церковная война. Оборона Тернополя
Активисты «Правого Сектора» у храма УПЦ в Тернополе (фото «Правого Сектора»)

 

Украинская церковная война. Оборона Тернополя«Со слов местных жителей полиция и власти сосредоточены на предотвращении физического насилия и столкновений, а не на предотвращении запугиваний и дискриминации. Вызывает беспокойство, что в некоторых сёлах местные жители и приезжие препятствуют доступу к местам молитвы и отправлению религиозных треб, включая крещение, венчание и воскресные службы, представителям обеих деноминаций», – сообщается в 120-м параграфе этого доклада. Далее в документе указывается на обязанность украинских властей не только гарантировать право верующих и их общин открыто исповедовать свою религию, но и принимать эффективные меры против дискриминации верующих со стороны государства, организаций или групп людей.

Когда Христос важнее политики

Конфликтующие церкви обрушивают друг на друга резкую критику с 1992 года. Жертвами противостояния становятся простые украинцы. Особенно трагичны последствия вражды в маленьких городах и сёлах. В последнее время главным авторитетом там стал телевизор, а приемлемым языком – язык ненависти и вражды.

Для Киевского Патриархата, структура которого укреплялась благодаря мобилизации патриотов «под свои хоругви», с победой Майдана началось время больших возможностей. Близость к власти и реальное влияние позволяют без проблем получать земельные участки для новых храмов, а сам предстоятель УПЦ КП стал чуть ли не лидером объединительного процесса церквей. Впрочем, такое его влияние распространяется только в Украине – для поместных православных церквей Киевский Патриархат остается расколом, а патриарх Филарет – его создателем и лидером.

Дискуссия духовенства УПЦ и УПЦ КП, программа 17 канала

Для верных УПЦ принадлежность к каноничной церкви, находящейся в единстве со всеми поместными церквями, самый важный аргумент против каких-либо перемен статуса или юрисдикций. По словам священника УПЦ, который лишился прихода из-за конфликта с громадой УПЦ КП, Христос для него – важнее политики. Заметим, что для православных УПЦ МП все таинства, совершаемые в КП – недействительны, включая таинство священства. Иными словами, священники и епископы УПЦ КП в глазах верных УПЦ МП остаются простыми мирянами, которые «укрепляют раскол в православной церкви».

Эти противоречия могут казаться нелепыми человеку, который далёк от церковной тематики, но для православного христианина это наиважнейшие вопросы. Когда мировоззренческие разногласия проецируются на «грешную землю», именно простые прихожане становятся главными пострадавшими в войне политиков и тщеславных церковных иерархов.

Продолжение следует.

 

Залишити відповідь