«С учениками из Стаханова занимаюсь по Скайпу», – преподаватель КПИ

«С учениками из Стаханова занимаюсь по Скайпу», – преподаватель КПИ

«С учениками из Стаханова занимаюсь по Скайпу», – преподаватель КПИ«Большинство местных жителей интересуют цены в магазинах и тарифы ЖКХ. Там не до науки», – бывшая сотрудница Стахановской гимназии, а ныне преподаватель престижного Киевского политехнического института.

Валентина Троян

Когда побеждают «орки»

«С учениками из Стаханова занимаюсь по Скайпу», – преподаватель КПИ
Сегодня Людмила Булыгина преподает в Центре довузовской подготовки Киевского политеха. Фото hromadskeradio.org

Людмила Булыгина 18 лет возглавляла в Стаханове учебный компьютерный центр. В нем готовили специалистов разных ІТ-направлений. Центр закрыли, когда он перестал окупаться, и Людмила Булыгина устроилась в Стахановскую гимназию №7 учителем информатики.

Себя Людмила Булыгина не считает учителем. Говорит, скорее коуч. О том, насколько эффективным был такой подход к работе, свидетельствуют результаты конкурсов в ІТ-сфере, в которых принимали участи ее подопечные. Ее бывших учеников можно встретить в 21 стране мира. В основном это успешные представители ІТ-бизнеса.

Но о победах и успехам подопечных Людмилы Булыгиной мы говорим с ней уже в аудитории Киевского политехнического института. Вот уже год, как он стал ее новым местом работы. Переехать в столицу заставила оккупация Стаханова. Тогда, весной 2014 года профессиональное будущее ее учеников оказалось под угрозой, вспоминает педагог.

– Я это помню еще со времен Майдана, когда все началось. Мы с детьми очень много об этом говорили – мы понимали, что нам придется уехать всем. Это были два безумных месяца, когда ты понимаешь, что тебя реально побеждают «орки», как в игре компьютерной… Но побеждают – так бывает, их много, – признает педагог.

«Сьома гімназія є територією України»

В тот момент на весь Стаханов было две гимназии, директора которых до последнего оставались верными Украине. Это Стахановская гимназия №7, в которой работала Людмила Викторовна и гимназия № 28. Директора этих учебных заведений дружили и делали все возможное, чтобы не втягивать учеников в хаос, царивший в тот момент в городе.

Кстати, именно эти две гимназии вопреки угрозам захватчиков не вывели учащихся, на так называемый «парад Победы» под флагами России и фейковой «ЛНР».

 

День Победы в Стаханове 9 мая 2014 года: уже без украинских флагов

– В школе директором на педсовете очень четко была дана установка, она сказала: «Я вам нагадую, тим, хто ще не зрозумів (а там були ті, хто не зрозумів), що сьома гімназія є територією України, ми – українська гімназія і ми будемо такою, поки я тут». Как понимаете, ей пришлось уехать одной из первых, – вспоминает последние дни работы в еще украинской гимназии Людмила Булыгина.

По ее словам, большая часть коллектива выехала, небольшая часть осталась и ждет, что все будет как прежде.

– Это же все очень быстро произошло. Это сейчас, кажется, что был какой-то длительный процесс… Нет. Пришли и захватили. Я помню тот же референдум. Когда его пытались организовать на территории школы, директор никого не пустила в школу. А потом уже… потом уже пришли люди с оружием. Пришли во время урока. Это было перед выборами. Забрали все, что относилось к выборам, погрузили и уехали. Очень сложно возражать против автоматов.

Предпочтение – тем, кто за единую страну

Людмила Булыгина поддерживает контакты с тремя своими учениками, которые остались «там». Одного мальчика с согласия родителей будут вывозить в Киев, уже присмотрели для него столичный лицей с проживанием. Еще двое возрастом помладше пока остаются на оккупированной территории. Но их она продолжит учить – по Скайпу и, вероятнее всего, эти дети тоже найдут себя в столице.

Желающих продолжить обучение по Скайпу , по словам Людмилы Булыгиной, было гораздо больше. Но она решила для себя заниматься только с детьми проукраински настроенных родителей. Дело не в какой-то личной неприязни (дети не должны отвечать за поступки родителей), а в том, что она не представляет результата этих занятий. Ведь с аттестатом «ЛНР» и дипломом вуза псевдореспублики им не стоит даже думать о карьере за рубежом. Да, собственно, в Украине тоже.

Большинство же проукраински настроенных родителей готовы сделать все, чтобы ребенок смог выехать на территорию Украины и продолжить там обучение.

«Они ходят в основном по репетиторам, занимаются предметами, которые им нужны. Это математика, физика и иностранный язык. В школу они ходят условно», – рассказывает Людмила Викторовна.

На «российские стандарты» не перешли

Коллектив седьмой гимназии поменялся полностью, говорит Людмила Булыгина. Туда пришли работать учителя из интерната №3 – их помещение заняли «ополченцы». До сих пор в учебном заведении не могут определиться, по какой программе, и по каким учебникам проводить занятия.

«С учениками из Стаханова занимаюсь по Скайпу», – преподаватель КПИ
Сегодня 7-я гимназия «зависла» между украинскими и российскими стандартами

С начала нового года в «ЛНР» решили вернуться, вопреки заявлениям о «российских стандартах», к обучению по украинской программе. Но учебники в дефиците – во время прошлогодней эйфории и по случаю «рождения» так называемой «ЛНР» их сожгли. Учебники из «гумконвоя» тоже оказались неподходящими ни для российской, ни, тем более, для украинской программы.

«Это учебники в основном старые, из Балашихи, из других городов, – списанные из библиотек. Их привезли с мыслью, что сейчас по-быстрому перейдут на российское образование, все как-то закрутится. А потом поняли, что не очень все получается».

Заложники нерешительности родителей

Удивительно, но в «ЛНР» заработала даже Малая академия наук. Защита состоялась в Луганске. Руководитель Луганского филиала МАН выехал на подконтрольную Украине территорию, а ее зам осталась и продолжает деятельность МАН на захваченной. Дети из Стаханова ездили на защиту в Луганск, даже давали автобус от города.

Победители были зачислены автоматически в вузы «ЛНР» на бюджет. Среди них и бывшие ученики Людмилы Булыгиной. Выбор детей она не осуждает. Напротив, говорит, выхода у ребят нет. Родители этих детей не намерены вывозить их с захваченной территории. И то, что они не опускают рук, даже в тех условиях тянутся к знаниям – уже о многом говорит.

большинству жителей Стаханова политика безразлична

В Стаханове осталось много талантливых детей, у которых теперь нет возможности раскрыть свой потенциал полностью. Людмиле Булыгиной самой больно от того, что она уехала, а дети остались «там». По сути, они стали заложниками нерешительности своих родителей.

«Я думаю, это родители, которые ничего не видели, всего боятся и надеются как-то пережить. Ну, по крайней мере, по тем детям, которых я знаю, это мамы, которые боятся всего: и отпускать детей, и переезжать. Их позиция: «Мы тут посидим, а там будет видно. Люди ж как-то живут. Вот и мы поживем».

Если же говорить в целом о настроениях в Стаханове, то педагог уверена, что большинству жителей политика безразлична:

«Большинство – это люди, которым все равно. Они не задумываются над какими-то принципами. Они живут, потому что живут. Их волнуют только цены на рынке, цены на коммунальные услуги и так далее».

Люди с четкой проукраинской позицией есть, но их, по мнению Людмилы Булыгиной, процентов двадцать.

Возвращаться даже в освобожденный город она не планирует, но обещает приехать в гости, как только над Стахановским горсоветом поднимут украинский флаг.