Сеть раздора

Сеть раздора

В Украине действуют десятки курируемых ФСБ сетевых сообществ сторонников «ДНР» и «ЛНР»

Сеть раздора

Евгений Арсеньев

Сегодня в социальных сетях существует более полутора тысяч антиукраинских сообществ и групп, которые информационно поддерживают пророссийских сепаратистов и сеют ненависть к любым проявлениям всего украинского. Например, в соцсети «ВКонтакте» по запросу «Новороссия» можно найти свыше 900 пабликов. В самом большом из них 78167 участников. По запросу «ЛНР» найдем 131 сообщество, по запросу «ДНР» – 397. В «Одноклассниках» по тем же запросам поисковик выдаст порядка 300 групп.

В соцсети «ВКонтакте» по запросу «Новороссия» можно найти свыше 900 пабликов. В самом большом из них 78167 участников. По запросу «ЛНР» найдем 131 сообщество, по запросу «ДНР» – 397. В «Одноклассниках» по тем же запросам поисковик выдаст порядка 300 групп

Есть среди них и многочисленные местные группы, ориентированные на жителей определенных районов и населенных пунктов. Большая часть, понятное дело, охватывает жителей временно оккупированной части Донбасса.

Но и на контролируемой украинской властью территории такие сообщества все еще можно найти (к слову, в «ЛНР» также действуют местные проукраинские группы – но речь в данном случае не о них). Справедливости ради, стоит отметить, что участников в таких группах немного – обычно по несколько сотен.

Фабрика ботов

В принципе, интернет-пользователи имеют возможность ознакомиться с разными сепаратистскими сетевыми ресурсами, ориентированными на представителей различных регионов. Бросается в глаза несомненное сходство их содержания. Везде фимиам Путину и анафема всему европейскому, американскому, украинскому, а теперь еще и турецкому. Месседжи одни и те же, одинаковые мнения, одни и те же слова, одни и те же картинки. Год назад все хором твердили о крушении Украины как о свершившемся факте, теперь тем же хором практически в одних и тех же выражениях славят «великую миссию» России в Сирии.

Последний тренд – тотальная истерика по поводу обесточенного Крыма и сбитого турками российского истребителя, с неизменным ликом сурового Путина, который всем покажет кузькину мать. Все как один участники антиукраинских сообществ испытали приступ отвращения к турецким курортам (на которых большая часть никогда не была) – в пабликах развернута агитационная кампания. Слова «ополченцы» и «ополчение» все как-то вдруг и дружно выкинули из лексикона, но вместе с тем синхронно перепечатали текст «рупора» боевиков А.Жучковского о том, сколько миллиардов Россия тратит на поддержку сепаратистских банд в Украине (местные боевики боятся, что Россия их сольет). Если убрать со страниц этих виртуальных сообществ местные новости и не несущие смысловой нагрузки переклички ботов – останется голый костяк российского имперского мышления. И элементы информационной войны – нагнетание нелепых слухов и страхов вроде белиберды о запрете на выезд за пределы Украины мужчинам до 45 лет, приказа ВСУ стрелять по всему, что движется, и прочей ахинеи.

Сеть раздора
“АнтиМайдан Харьков” транслирует “Вести недели с Дмитрием Киселевым”

«Сегодня на территории области (в том числе, на оккупированной части) действует порядка 30 пророссийских сетевых сообществ, – рассказал сотрудник одного из подразделений СБУ. – В общей сложности, ими руководит от 15 до 20 человек, находящихся на оккупированной территории. Отсюда – сходство контента. Концепция-то одна. Если группа создается для украинской территории, то ее создатели и (за редким исключением) администраторы находятся на территории России и являются сотрудниками ФСБ или контролируются ими. Если речь идет о локальных группах для «ЛНР», то этих людей все равно опосредованно курирует ФСБ РФ. Многие группы создавались еще в 2014 году специально под неудавшийся проект «Новороссия», хотя в основном старые сепаратистские группы нами заблокированы. Но некоторые функционируют. Их создатели стремятся максимально охватить влиянием активную часть Интернет-пользователей до 40 лет, представляющих по возможности разные слои населения».

Правоохранительные органы Украины имеют и законодательные, и технические возможности, позволяющие пресечь функционирование подобных Интернет-ресурсов, и эта работа активно ведется. Лица, которые создают такие ресурсы и участвуют в их работе, привлекаются к ответственности за содействие террористической организации (ст. 258-3 КК Украины) или по ст. 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины).

Редакторы – местные

Функционирование сообществ обеспечивает вертикаль «создатели – редакторы – администраторы».

Возглавляют процесс создатели, находящиеся в России. Они назначают администраторов, редакторов, создают и по необходимости меняют контент. Администраторы назначают редакторов сообществ, размещают новости, выставляют фильтры и цензуру. Их задача – следить за тем, чтобы на странице никто не писал ничего хорошего об Украине и ничего плохого – о России, о «ДНР» и «ЛНР». При появлении «неправильных» точек зрения их немедленно удаляют или троллят, тем самым создавая у простых пользователей иллюзию полного единства мнений: буквально все боготворят Путина, ненавидят «хунту» и «гнилой Запад».

Сеть раздора
В Северодонецке пользователи “новороссийской” группы Вконтакте поддерживают Ким Чен Ына

Кстати, о единодушии и массовости. Количество участников сепаратистских пабликов – еще один способ воздействия на коллективный мозг целевой аудитории. В самом большом – ЛНРовском сообществе «ВКонтакте» 27322 участников, в «Одноклассниках» – 74840 участников. И на всех – одно мнение.

Как единичному пользователю устоять перед стереотипом «большинству виднее»? Самостоятельную точку зрения сохранить трудно. А между тем наш собеседник из СБУ уверяет, что при желании такое количество аккаунтов фейковых участников можно насоздавать в течение суток, не выходя из комнаты. Социальная сеть «ВКонтакте» насчитывает 75 млн. российских аккаунтов, из них минимум половина – это фэйки.

Была бы на то воля российских манипуляторов – они бы, конечно, изготавливали весь продукт самостоятельно и в готовом виде вкладывали в голову «целевой аудитории». Но особенность подобных сообществ в соцсетях состоит в том, что они не могут существовать без информационного обмена с живой местной средой. Поэтому руководители стараются подыскивать редакторов групп среди жителей того района, на который направлено пропагандистское воздействие. Обычно в сетях их и находят.

Возглавляют процесс создатели, находящиеся в России. Они назначают администраторов, редакторов, создают и по необходимости меняют контент. Администраторы назначают редакторов сообществ, размещают новости, выставляют фильтры и цензуру. Их задача – следить за тем, чтобы на странице никто не писал ничего хорошего об Украине и ничего плохого – о России, о «ДНР» и «ЛНР».

Задача редакторов – размещать готовый контент. Через администраторов они получают от россиян информационные задания на день и отрабатывают их. Озвучивают определенные кураторами темы дискуссий, заранее подготовленные мнения, готовые итоги дискуссий. Те же принципы лежат в основе организации работы СМИ «ЛНР». Полученный контент редакторы разбавляют местными сообщениями, объявлениями и т.п.

Сеть раздора
Сайт “Живой Старобельск” (http://livestarobelsk.ru/) собирает для “ЛНР” досье на проукраинских жителей города

Но этим их работа не ограничивается. Нередко, помимо редакторских функций, им поручается сбор разведывательной информации, что вообще-то чревато для них серьезными последствиями. Это касается в первую очередь, территорий Донбасса, находящихся неподалеку от линии разграничения. Российские доброжелатели хотят, чтобы их информировали о дислокации и перемещении украинской техники, наличии ремонтных баз, о личном составе подразделений и прочих вещах, за которые можно, грубо говоря, надолго «сесть» по обвинению в содействии террористической деятельности или в госизмене.

В Луганской области известны случаи, когда по поручению кураторов местные интернет-воины пытались собирать такую информацию, в том числе, вовлекая в это дело других пользователей.

Добровольцы и наемники

Получают ли сетевые воины деньги за свою работу? Тут тоже не все просто. Условно их можно разделить на две группы, назвав для ясности «бесплатные» и «беспринципные».

Первая группа – бесплатная рабсила. Люди с навязчивыми идеями: «Путин придет – порядок наведет», «Не буду получать загранпаспорт – дождусь, пока везде будет Россия» и т.п. Приобщаясь к чему-то, по их мнению, великому (например, к культу личности президента соседней страны) они чувствуют себя увереннее в этом опасном мире, который их не ценит и не понимает. А вообще им страшно жить. Они обидчивы. С ними трудно. Они на своей волне.

Сеть раздора
У “Одесской народной республики” более 16 тысяч подписчиков

Вторая – меркантильные граждане, для которых работа в антиукраинских пабликах не более, чем зарабатывание денег. С таким же успехом они могли бы сбывать наркоту или заниматься мошенничеством. Но сидеть за компьютером легче и вроде как интеллигентнее. Они получают оплату за труд, плюс отчисления от рекламы. Эти трезвомыслящие (по-своему) и беспринципные люди, как правило, ищут неадекватных и странноватых фанатов «русского мира», т.к. их бескорыстная и бестолковая нелюбовь к Украине при правильной организации для корыстных становится хорошим источником доходов. Информационная война – тоже бизнес.

Читайте также: Завтрашние новости «ЛНР»

Залишити відповідь