Сергей Захаров: история в черно-белых тонах

Сергей Захаров: история в черно-белых тонах

«Украинский Бэнкси» до сих пор не знает, кто его «сдал» боевикам «ДНР». Сейчас донецкий художник рисует графическую новеллу – историю своего плена

 Сергей Захаров: история в черно-белых тонахКнига, которая показывает, а не рассказывает. История, в которой мало текста, но много изображений. Многие привыкли называть это комиксом, но художник Сергей Захаров предпочитает называть это графической новеллой. Новая книга донецкого художника Сергея Захаров, пережившего похищение, плен, и пытки в подвалах «ДНР», готовится увидеть свет. По словам автора, нас ждут 300 страниц переживаний художника там, куда лучше не попадать.

Игорь Рец

Донецк в черно-белом цвете

Мы встретились с Сергеем Захаровым у входа в арт-центр на Воздвиженке. Здесь проходитпрезентация первых набросков новой работы художника – графической новеллы про жизнь в оккупированном боевиками городе. Украинский Бенкси неспешно рассказывает о пытках, и о том, как они переносились из воспоминаний на бумагу.

Сергей Захаров: история в черно-белых тонах– Меня приковали наручниками к другому заключенному. Так как у меня была травмирована левая рука, то приковали правую. И парню второму тоже правую… Мы были так прикованы десять дней, – описывает Захаров рисунки за его спиной.

Сергей Захаров: история в черно-белых тонахПленник, к которому приковали художника – украинский военный. О его дальнейшей судьбе Захаров не знает ничего.

Сергей Захаров: история в черно-белых тонахНа другом фото пытки – хладнокровный боевик, сжавшийся пленник. Штрихи размашистые, небрежные, кажется, что время на рисунке застыло вместе с напуганным пленным.

Сергей Захаров: история в черно-белых тонахРисунки будущей новеллы черно-белые, мрачные, местами вовсе жуткие. Они словно пропитаны гнетущим бытом невольников, многие из которых не дождались освобождения. Художник рассказывает, выплескивать воспоминания на бумагу не страшно. Страшно молчать. Именно поэтому, сразу после освобождения из плена, Захаров взялся за карандаш.

Необходимость творить

– Когда я находился в заключении в Донецке, то постоянно думал о том, как рассказать об этом другим, – говорит Захаров.

Сергей Захаров: история в черно-белых тонахТак родилась идея написать целую книгу. По словам Захарова, текст не может передать того, что передает рисунок. Благодаря скетчам, удается передать именно то, что на самом деле видел человек.

Сергей Захаров: история в черно-белых тонах
Карикатуры на лидеров боевиков на улицах оккупированного Донецка. Для этого нужно обладать мужеством

На презентации лишь первые рисунки. Захаров не спешит раскрывать все секреты новой книги. Но, по его словам, туда войдут не только увиденное лично им, но и истории других пленников. Все это художник передаст через графику, все это будет вынужден пропустить через себя.

Сергей Захаров: история в черно-белых тонах
Еще одна работа арт-подполья, взорвавшая интернет

По мнению Захарова, искусство – это отличный способ терапии. Хорошая возможность справиться с жуткими воспоминаниями, научится жить с ними. По его словам, такая терапия нужна всем, и странно, что ее не используют повсеместно. Даже, если человек не является художником, даже, если у него не было раньше тяги к этому, то он должен просто взять карандаш, и попробовать передать свои переживания на бумагу. В действенности этого метода уверен Сергей Захаров. Художник, который пережил два плена, пытки боевиков, сумел выжить и не сломаться.

Подпольное искусство

За время подпольной работы, Захаров выработал для себя четыре важных правила, как не быть пойманным. Они, по словам художника, позволят человеку искусства избегать машины власти, при выражении своего уличного протеста. Мы публикуем их.

  1. Нужно выбирать заброшенные места для рисунка. Если вы собрались разместить в публичном месте, то лучше принести готовый рисунок и приклеить его. Рисовать на месте – небезопасно.
  2. Нужна тщательная подготовка и наблюдение. Патрули, наличие камер, все это должно быть учтено.
  3. Исключить использование мобильной связи для коммуникации. Она, по словам художника, активно мониторится на оккупированной территории.
  4. Максимально ограничить круг «посвященных».

Эти советы, утверждает Захаров, снизят риск быть пойманным. Но не исключат его. Личный опыт донецкого художника – тому подтверждение. Он до сих пор не знает, кто именно его сдал. Быть подпольщиком на оккупированной территории – чрезвычайно опасное дело. Которое для некоторых может стоить минимум – здоровья, а максимум – жизни.

Сергей Захаров: история в черно-белых тонах  Сергей Захаров: история в черно-белых тонахСергей Захаров: история в черно-белых тонахСергей Захаров: история в черно-белых тонах Сергей Захаров: история в черно-белых тонах

——————————————————————

Сергей Захаров: история в черно-белых тонахМатеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).

 

Залишити відповідь