В ожидании «Черного Лебедя». Родина глазами луганского американца

В ожидании «Черного Лебедя». Родина глазами луганского американца

В ожидании «Черного Лебедя». Родина глазами луганского американцаБольшая редкость – независимый взгляд на то, происходит на неподконтрольных правительству территориях Донбасса. Те, кто живут там, не могут говорить беспристрастно. Журналистов, которые хотели бы дать объективную картину, группировки «ЛНР» и «ДНР» не впускают. Счастливую возможность подарил нам бывший луганчанин Дмитрий Серебренников.

Когда-то, в позапрошлой жизни, Дмитрий занимался журналисткой, публиковался во многих луганских изданиях, в том числе и в «РГ». Его темами были и политика, и экономика, и культура, и тексты всегда соответствовали журналистским стандартам. Впоследствии, окончив Луганский национальный аграрный университет он уехал сначала в Европу, где продолжил образование по своей аграрной специальности, затем в США.

Недавно он побывал на родине – в Луганске. Отчет о поездке, хоть и написанный для соцсетей, – вполне журналистская работа. Она тем ценнее, что автор – луганчанин, много лет проживший на Западе.

«В мае я провел несколько дней в своем родном городе Луганске – формально это украинская территория, которая сейчас находится под вооруженным контролем местного сепаратистского «правительства» (назначенного Россией)», – пишет Дмитрий Серебренников.

Текст ориентирован на американских читателей, поэтому некоторые вещи для украинцев выглядят «общими местами». Мы предлагаем вашему вниманию фрагменты репортажа, снабдив их комментариями и дополнениями, которые касаются взгляда из-за рубежа на ситуацию на Донбассе.

Это была третья поездка Дмитрия на неподконтрольную правительству территорию, как он пишет, с начала российско-украинской войны. Первый отчет он писал осенью 2014 года, сразу после прекращения самой жестокой фазы конфликта, когда областной центр остался на несколько месяцев без доступа к централизованному водо- и электроснабжению.

«Сегодня в городе относительно спокойно. Частично из-за действующего соглашения о перемирии, отчасти – потому что линия фронта отодвинулась от городской черты. Между тем война еще далека от завершения. Обстановка достаточно спокойная, чтобы оставлять мировые СМИ безразличными», – отмечает автор, указывая, что в то же время столкновения периодически происходят по всей линии разграничения.

Контроль безопасности и границ

«Россия активизировала свои усилия по созданию лояльного к ней анклава, который формально остается на Украине, но фактически живет по московскому времени. Пограничный контроль в настоящее время является неотъемлемой частью этого процесса», – считает Серебренников.

Результат упомянутых усилий – выстроенная система «правоохранительных органов» и «органов госбезопасности», к последним относится и «пограничная служба МГБ». Кроме того, в группировке «ЛНР» создана «законодательная база», регламентирующая пересечение «границы» вплоть до перечня запрещенных к провозу товаров (например, по мясу вначале было установлено ограничение в 2 кг, а теперь его ввоз запрещен вообще).

И если раньше отсутствие четко прописанной процедуры и правил оставляло массу возможностей для произвола и злоупотребления властью, то теперь все это происходит централизованно.

В ожидании «Черного Лебедя». Родина глазами луганского американца

«Поддерживаемое Россией «правительство» на востоке Украины создало собственную систему паспортных/охранных проверок, создающих видимость въезда в иностранное государство. Это новшество сделало въезд и выезд довольно обременительными. Теперь люди должны ждать в два раза дольше, чтобы пройти проверку. Иногда это означает часы, проведенные под открытым небом в месте, где артиллерийская канонада такое же обычное дело, как пение птиц», – описывает ситуацию бывший луганчанин.

Экономика

Голод – непосредственная угроза для всех, кто оставался в городе во время обстрелов, – теперь довольно далеко.

«Рынки и магазины изобилуют едой. Большая часть из них сейчас поступает из России, в то время как произведенная Украиной продукция поставляется либо контрабандой, либо через Беларусь (посредством косвенного импорта). Большую проблему составляют цены. Продукты питания, особенно мясо и молочные продукты, часто стоят так же дорого, как в Киеве или Москве, в то время как доходы несопоставимы», – констатирует Серебренников.

Тут нужно уточнить, что цены в Киеве и в Москве на самом деле различаются, и относительно доходов в ОРДЛО – весьма существенно. Цены ближе к московским. Поэтому, выезжая по любым надобностям на подконтрольную правительству территорию, люди и везут продукты, предметы личной гигиены и проч.

В ожидании «Черного Лебедя». Родина глазами луганского американца

«Поставки воды и электричества в основном восстановлены, но опять же далеки от стабильности: отключения происходят регулярно, а воду часто отключают, поскольку химикатов для дезинфекции не хватает», – описывает реалии неподконтрольных территорий гость из-за океана.

В полной мере назвать этот текст журналистским не соглашается и сам автор. Он говорит, что не ставил задачу дать глубокий анализ. Поэтому в его публикации нет подробных данных о том, как обстоит дело с работой предприятий, сравнения «официальных» данных группировки «ЛНР» с тем, что в действительности работает/не работает в ОРЛО.

Он упоминает о том, что практически у каждого жителя Луганска есть знакомые, которые не могут найти работу, но «никто не знает, сколько людей лишены работы, потому что никто не знает, сколько людей на самом деле живет в городе сейчас».

«Местные жители шутят: чтобы узнать, сколько людей осталось/вернулось в город, нужно выйти на улицу ночью и посчитать, сколько окон светится. Я попытался это сделать, и по моим наблюдениям, лишь треть довоенного населения постоянно проводит ночь в городе. То есть сейчас население значительно ниже 200 000 человек», – пишет Серебренников.

Напомним, тема «Люди возвращаются» – один из приоритетных векторов российской пропаганды в «ЛНР». И, по многочисленным сообщениям «органов власти» на неподконтрольных территориях, вернулись едва ли не 90% жителей Луганска.

Идеология и доступ к информации

Как известно, местное «правительство» в Луганске стремится установить полный контроль над всеми источниками информации – ТВ, прессой, интернетом.

С другой стороны, утверждает Серебренников, многие свободные люди по-прежнему невосприимчивы к этим мерам каменного века. Они пользуются Интернетом через Tor и смотрят спутниковое телевидение. Слухи, «сарафанное радио» также прекрасно работает, если что-то важное происходит, но не попадает в новости.

«Просто поразительно, что такое множество людей сохранило ясность ума, противостоит лавине антиукраинской пропаганды и критически анализирует информацию! Проблема в том, что очень сложно провести точные подсчеты, чтобы понять истинный баланс мнений в регионе. Независимые опросы давно невозможны, а те, что проводятся от имени местной «администрации», показывают «единодушную поддержку» дальнейшей интеграции в российское государство» – говорит побывавший на родине «американец».

На самом деле попытки провести независимые социологические исследования делают и украинские, и зарубежные социологи. Так с помощью телефонных звонков осенью 2015 года проводил опрос на неподконтрольной территории Киевский международный институт социологии. Он пытался выяснить, готовы ли к ненасильственному сопротивлению жители ОРДЛО.

Читайте также: Когда ждать «цветной революции» в Донбассе?

А в конце минувшего года исследование проводил берлинский Центр восточноевропейских и международных исследований (ZOiS). В рамках изучения общественного мнения по разные стороны линии разграничения, немецкие социологи опросили по телефону жителей неподконтрольных территорий.

В ожидании «Черного Лебедя». Родина глазами луганского американца

Результаты любопытные, безусловно. В то же время на 100% доверять им вряд ли стоит. Поскольку жители неподконтрольных территорий живут под постоянным прессингом не  только пропаганды, но и карательных органов («МГБ»). Любое высказывание «за» возвращение в состав Украины может быть чревато серьезными неприятностями. Особенно – в разговоре по телефону с незнакомыми людьми.

Поэтому, возможно, процент поддержки Украины на самом деле более высокий. Но доподлинно мы этого узнать никак не сможем.

Что принесет будущее?

«Это самый трудный вопрос. Распространенное мнение гласит, что конфликт будет заморожен на годы, пока таинственный Черный Лебедь не расправит крылья. Что должно произойти, чтобы положить этому конец?» – задается вопросом Дмитрий Серебренников.

Смерть/свержение Владимира Путина, нынешнего российского царя и ключевого идеолога/вдохновителя восстановления СССР, наверняка сорвет план полномасштабного присоединения по образцу Крыма, считает автор.

В то же время это не дало бы гарантии, что Россия отступит к своим границам, которые признаны международным сообществом. Потому что Империя мертва, когда она не расширяется. Больше того, для России было бы еще более важно продвигаться дальше, потому что оккупация в ее нынешней, пишет Серебренников, форме связана со множеством политических, экономических и технических проблем.

«Один из примеров – безопасное водоснабжение. Сегодня потребители в Луганске используют воду, поставляемую с подконтрольной Украине территории. Если огонь возобновляется, насосные станции всегда под угрозой. И если они уничтожены, а новые территории не захвачены, то не остается альтернативного источника воды, чтобы быстро восстановить снабжения», – отмечает экс-журналист.

Таким образом, на его взгляд, оптимальным решением для России было бы либо отступить, – либо наоборот попытаться захватить всю необходимую территорию с важной инфраструктурой.


 

В ожидании «Черного Лебедя». Родина глазами луганского американцаПроект профінансовано з коштів Польсько-канадської програми підтримки демократії, фінансованої у рамках Програми польської співпраці для розвитку Міністерства закордонних cправ Республіки Польщі та Уряду Канади

Залишити відповідь