Россия оставила «новороссов» без бензина


БензинНа заправках оккупированных частей Луганской и Донецкой областей нет бензина. «Власти» причин не объясняют. Топливный кризис может говорить о переделе рынка и смене политического расклада в «республиках»

Алексей Добров

Монополия меняет хозяев

На прошлой неделе цена бензина в Луганске взлетела с 46 рублей до 53 за литр, а затем он исчез из продажи вовсе. На АЗС по всей оккупированной сепаратистами территории горючее если и было, то отпускали его по талонам – военным и администрации.

Купить топливо можно было только у спекулянтов рублей по 60 и выше. Но и их найти непросто – вдоль дорог с контрабандным бензином в канистрах, как часто можно увидеть в приграничных регионах Украины, торговцы в «ЛНР» не стоят. Там это рискованный бизнес – рынок был взят под контроль вооруженными представителями «ЛНР» еще прошлой осенью.

Людей, которые везли бензин из России и с подконтрольной правительству территории Украины, бросали на подвал за спекуляцию, зачастую конфискуя транспорт. Таким образом была рынок был зачищен от «самодеятельности», и топливом торговали только те, у кого были связи в «Доме правительства».

Старая схема разрушена, а новая не появилась

По сведениям из источников, близких к рынку нефтепродуктов «республики», деньги наличными заносили «министру топлива и энергетики» Дмитрию Лямину, которого в конце октября за коррупцию задержало «МГБ ЛНР».

Считается, что тот передавал мзду наверх – «главе ЛНР» Игорю Плотницкому. Подтверждений этой версии нет, но попытки Плотницкого освободить Лямина после задержания и отстранить главу «МГБ» Леонида Пасечника могут быть косвенными доказательствами их связей.

«Старая схема разрушена, а новая не появилась. Люди, которые занимались торговлей бензином, боятся идти договариваться, например, в «МГБ» – потому что их могут обвинить в коррупции и отправить следом за Ляминым на подвал», – объясняет ситуацию источник.

Бензопровод из РФ в «Новороссию»

На сайте «Госкомстата ЛНР» указано, что на этой территории действует 105 АЗС. По словам эксперта, реальное количество АЗС минимум вдвое больше. То есть топливо там продавали, скрывая доходы от «Госкомитета налогов и сборов ЛНР». Как сообщалось, помимо прочих налогов, за ввоз на территорию «республики» сепаратисты установили акциз – 150 долларов США с тонны.

Кроме «теневых продаж», наш источник отмечает: большая часть бензина в «республику» ввозилась из РФ контрабандой.

Контрабанда топлива из России – традиционный для Луганской и Донецкой области бизнес. Его везли бензовозами через поля, перекачивали по трубопроводам между соседними приграничными селами.

подобный бизнес, особенно освобожденный от акцизов, – сверхприбыльный

О контрабанде в последнее время не много сообщений от российской полиции и пограничников. Последний случай, о котором сообщало погрануправление ФСБ России по Ростовской области, был в июле. Всего за первые 7 месяцев пресечена контрабанда 100 тонн топлива – очень немного: в «ЛНР» за месяц только декларируют продажу 416 тонн. В действительности же продают минимум вдвое больше.

Глухие упоминания можно найти в СМИ и сейчас. Например, в недавнем репортаже «Новой газеты»:

«– За бензином приезжают, – говорит Анатолий. – У нас литр 92-го стоит 33-34 рубля, а там больше 50…

На некоторых АЗС замечаем большие бензовозы. Всего в тот день мы встретили семь таких машин, но на самом КПП ни одной цистерны не было.

– Видимо, где-то в окрестностях есть контрабандный канал поставки российских ГСМ в сопредельное государство, – предполагает Анатолий, показывая на бензовоз, свернувший в районе села Надежда на проселочную дорогу и дальше в степь вдоль посадки».

Надо ли говорить, что оптовая цена топлива в России еще ниже розничной? То есть подобный бизнес, особенно освобожденный от акцизов, – сверхприбыльный.

Синхронный кризис говорит о политике

После долгого молчания о проблеме «глава ЛНР» Игорь Плотницкий 10 ноября заявил, что в Луганск завезли партию ГСМ, стоимость которого не будет превышать 50 рублей, передает EastKorr.

«Сейчас уже получили топливо по 46-47 рублей, и просьба всем кто контролирует территории, цена не должна быть выше 50 рублей за 1 литр топлива», – прокомментировал Игорь Плотницкий.

Легко спрогнозировать, что завезенное дешевое топливо будет мгновенно раскуплено. «Республику» ждут огромные очереди на АЗС, где, скорей всего, введут ограничение на продажу – литров по 10-15, как это бывало в советские времена.

в «ДНР» бензин не мог исчезнуть из-за «борьбы с коррупцией» Луганске

Примечательно, что перебои с горючим начались и в другой самопровозглашенной «республике» – «ДНР».

При том, что в «ДНР» не наблюдалось «борьбы с коррупцией», как в Луганске. И на ее рынок не мог повлиять арест луганского «министра топлива и энергетики» Дмитрия Лямина.

В том, что в Донецке есть свои «схемы» с контрабандой и т.п., сомневаться не приходится. Упомянутое село Надежда Ростовской области из репортажа «Новой», куда сворачивали бензовозы, находится как раз на границе с «ДНР». Но донецкие торговцы ГСМ заносили деньги явно не Лямину в Луганск.

Такой одновременный топливный кризис заставляет предположить, что его причиной стали какие-то более глобальные процессы. И что вентиль прикрутили по другую сторону границы – в Российской Федерации.

Возможно, это означает, что те, кто контролируют поставки горючего со стороны РФ, решили поменять «дистрибьюторов» в республике. А замена кураторов на таком прибыльном и стратегически важном направлении однозначно повлечет и смену расстановки политических сил в «республиках». Даже если номинально «первых лиц» и не поменяют, это обязательно скажется на их будущем.

Радіо Свобода

, , , , ,

Добавить комментарий