Послевкусие от переворота. Взгляд изнутри

Послевкусие от переворота. Взгляд изнутри

…Абсурдным не казалось уже ничего. Но именно тишина из официальных источников угнетала…

Наталья Морозова

Примерно как в группе “Анонимных алкоголиков” мне хочется поговорить о том, что я чувствую во всей этой ситуации. Я чувствую себя обманутой в своих лучших чувствах или просто обманутой, но с тем же самым смыслом. Три дня мы пытались понять, что происходит в городе, в котором я живу. Поначалу мы делали это привычно – включая местный телеканал и радио – официальные средства вещания. Но вещание было отключено, и  это была та ситуация, когда ты оказываешься на хрупком льду, слыша предательский треск. Что, вообще, происходит?  Чего ждать?  К чему готовиться?  Паковать вещи и запасаться свечами или сразу отчаливать к другим берегам?

Звучит как абсурд, но при мне с детского кружка забрали пятерых детей в таком темпе, будто каждая минута промедления привела бы к необратимым последствиям. И все три дня классы были почти пусты, а детей на кружках было меньше в разы. И снова радио и телевещание молчали, транслируя бравурные песенки в первом случае и серый фон во втором. Чего ждать? Чем кроме вечера с выключенным телевизором это может обернуться?  Украинские сайты соперничали в остроумии и затейливости предположений. Абсурдным не казалось уже ничего. Но именно тишина из официальных источников угнетала.

Родственники позвонили узнать, как мы, и озвучили десяток версий происходящего одна абсурднее другой. Абсурдным это казалось ровно в тот момент, когда родственники попытались перечислить всё, что знают и что им удалось извлечь из недр интернета. Версии были почти противоположными, забавными этой полярностью предположений и пугающие полной неопределённостью. Никто вокруг не знал толком ничего, но отчетливо просматривалось какое-то вымученное волнение от всей ситуации. Мне кажется, все просто устали волноваться и ждать чего-то. Это какая-то общая усталость ждать плохих новостей.

Сайт “главы республики” был оптимистичен. Общий смысл сказанного “главой” сводился к тому, что жизнь идёт в штатном режиме, я есть, работаю и уезжать никуда не планирую. Хватит, мол, сочинять. А Корнет заврался, и своё ещё получит. В общем, не волнуйтесь и напрасно не сочиняйте ничего. И все бы ничего, но это сообщение мы посмотрели днем позже после того, как его выложили. И мы даже почти успокоились, почти приняли эту ситуацию подвешенности… Друзья выдохнули, как и мы, увидев эту же съёмку. Наверное, верить любой официальной информации, выложенной на официальных источниках, у нас в крови.

Мы выдохнули, но на следующий день те же друзья написали: Плотницкий ушёл в отставку, на его место уже кого-то назначили, источник – российское телевидение. Не может быть!  Ведь вот только вчера он заверял всех, что всё в порядке, и что уходить он не планирует никуда. А здесь ещё и съёмка из Шереметьево, тоже вразрез слов о том, что я, мол, вам скажу первым, если решу куда-то уехать…

Но забавно не то, что ранения от контузии стали беспокоить именно сейчас, забавно не то, что вчерашние слова и сегодняшние действия вообще не связаны никак и лишены всякой логики… Забавно то, что о том, что тебя бросил муж, ты узнаёшь от соседей. То есть не местные СМИ сообщили нам о том, что касается непосредственно нашей жизни, а так, между прочим, мы это узнали в десятке слов из российских новостей даже не в первой обойме важных мировых событий. Как о чём-то не самом важном, не первоочередном и где-то даже закономерном. Никаких комментариев и деталей. За день после своих заверений “глава” успел улететь в Москву и порядком устать от всего. Даже больше, за один день у него обострились все старые раны…

Но снова не это, даже не это. На утро субботы включился «Луганск 24» – тот самый официальный источник информации для всех в «республике». Включился добрым старым фильмом “Зимний вечер в Гаграх”. Мы терпеливо ждали новостей, пояснений, чего-то. Но после фильма был документальный фильм о Римской империи, и стало понятно, что самую главную новость мы должны проглотить молча. В начале двухтысячных я когда-то услышала фразу о каше без масла в больничной столовой: “Это еда, которую нужно просто съесть”. Нечего о ней, мол, говорить и ничего о ней не скажешь. Так и здесь – услышали новость, переваривайте её молча, большего вам всё равно уже не скажут. Потом по тому каналу была “Любовь и голуби”, и всё вместе отчаянно смахивало на примочки на лоб умирающему – ни вреда от них, ни пользы, но общий смысл ясен – выше нос. Мы накормлены до отвала добрыми старыми фильмами, которые от их избытка утратили уже то позитивное и оптимизирующее значение, с которым нам их показывают.

И я могу сказать, что я чувствую. Я чувствую себя обманутой. Когда выбирали “главу”, мой голос был крайне важен, без него было просто никак – меня принуждали голосовать, а теперь мне даже не постарались пояснить, что происходит. На выборах три года назад я провела четыре часа на улице в живой очереди, потому что было чётко сказано быть – иначе никаких социальных карточек для выплат мы не получим и не получим уже никогда и самих выплат. Четыре часа я ждала на улице, чтобы отдать оптом голос за всех членов своей семьи по их паспортам. Так вокруг делали все. И потом оказались ни разу не важны карточки, а выборы были фальсификацией во всём. Сейчас такое же чувство. А нужны ли мы этой “республике”, если всё, что мы можем получить в ответ на наши вопросы, это старую добрую комедию в виде той безвредной повязки на лоб?

Залишити відповідь