Конец “Новороссии”

За прошедший год “ДНР” и “ЛНР” не смогли сформировать дееспособное государство – о конце сепаратистского проекта уже открыто пишут ведущие российские СМИ.

Конец “Новороссии”

Эффектные с пропагандистской точки зрения проекты становятся картами в глобальной политической игре, – открыто пишет российское издание “Ведомости“. В среду 20 мая председатель парламента так называемой “Новороссии” Олег Царев объявил о прекращении деятельности этого органа ради соблюдения минских договоренностей. Ранее министр иностранных дел ДНР Александр Кофман сказал, что проект «Новороссия» «закрыт на какое-то время» и самопровозглашенные республики «не имеют права навязывать свое мнение» соседним украинским регионам.

Конец “Новороссии”
Царев и Болотов вынуждают мэров Луганщины организовывать “референдум о создании ЛНР”, май 2014

Эти заявления не меняют статуса непризнанных республик или их отношений с Украиной. Тем не менее заявления отражают новый взгляд Кремля на украинский конфликт и, вероятно, его готовность к новому обсуждению урегулирования кризиса.

Термин «Новороссия» вернулся в политический обиход весной прошлого года. 17 апреля 2014 г. в ходе прямой линии его употребил Владимир Путин. Российский президент заявил, что юго-восточные области Украины были присоединены к ней искусственно в первые годы советской власти, и потребовал соблюдать права жителей этих регионов.

Идея создания альтернативы «бандеровской» Украине, отторжения у нее территорий по крымскому или иному сценарию овладела умами публицистов и значительной части населения. 24 мая ДНР и ЛНР подписали соглашение о создании Новороссии, а «народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев объявил о намерении присоединить к ней Днепропетровскую, Запорожскую, Николаевскую, Одесскую, Харьковскую и Херсонскую области.

Эти планы остались на бумаге. За прошедший год “ДНР” и “ЛНР” не смогли сформировать дееспособное государство.

Полномочия властей ограничены полевыми командирами. Постоянные лишения местного населения порождены не только войной, но и стремлением официальных и неформальных лидеров контролировать финансы, бизнес и получение российской помощи. Даже симпатизировавшие повстанцам жители сопредельных областей Украины не захотели присоединяться к серой зоне, существование в которой сопряжено с ежедневной опасностью для жизни, здоровья и имущества. Недовольство Кремля ситуацией на юго-востоке привело в декабре 2014 г. к смене кураторов направления в администрации президента.

Полностью от Новороссии тогда не отказались. Она оставалась аргументом в торговле угрозами на переговорах с Киевом и Западом. Москва намекала, что несговорчивость Украины может привести к расширению Новороссии в ходе продолжающейся гибридной войны. Об отказе от проекта объявили вскоре после встречи Владимира Путина и Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри: это должно демонстрировать Вашингтону и Киеву стремление Москвы и повстанцев к урегулированию кризиса. Это не единственный подобный шаг: “ДНР” и “ЛНР” предложили Киеву конституционную реформу, а Лавров снова подтвердил, что считает Донбасс частью Украины. Вероятно, Кремлю достаточно и нынешнего уровня нестабильности на Украине, расширение конфликта сейчас считается невыгодным.