Луганский поп-арт шагает по планете


01 - Megakolos3История о том, как далеко может зайти творчество выходцев из пост-индустриального Луганска, к чему может привести изобразительное искусство луганчан и как оно разрушает стереотипы о жителях восточноукраинских степей.

Guide Rise, для «РГ»

У всех творцов разные способы поиска вдохновения и происходят они среди разных ландшафтов. Например, донбасские степи – на какие произведения могут настроить равнины с редкими холмами? Когда эти просторы застроены сверху заводами и фабриками, которые частично перестали работать в прошлом веке, получается многогранный и асимметричный микс постиндустриального и урбанистического с редкими вкраплениями зеленых насаждений на ровной линии горизонта.

Луганск, город с некогда развитой промышленностью и пришедшей в упадок, сформировал в своих недрах собственный пласт изобразительного искусства, который начали создавать необычные художники.

Читайте также: Психоделический Луганск: Назарет украинской музыки

Небольшой экскурс в прошлое и прогулка по настоящему в компании трех совершенно разных художников перевернут ваше представление о пост-индустриальном Донецком кряже. Сегодня все трое покинули Донбасс, они живут и работают в разных городах Украины. Но мы начнем с 1990-х в Луганске, с первых перфомансов.

Сергей Лиховид:
От эпатажа до горячей эмали

02 - Lykhovid20 лет назад в 1997 году Сергей организовал свою первую выставку с перформансом, которая называлась «Запад Востока» и проходила в холле библиотеки Восточноукраинского университета имени В. Даля. До этого никто в регионе не делал ничего подобного. Через он продолжил выставкой-перфомансом «Fish Fiction».

Работы с выставки Fish Fiction

Работы с выставки Fish Fiction. Сергей Лиховид (кликните для увеличения)

Каждое событие такого рода становилось знаковым для «богемной» публики города, вокруг него стала формироваться некая тусовка творческой интеллигенции. В 1999 была выставка «ElectroCity», в 2000 – «Мегаколос».

Последняя была самой нашумевшей и отчасти скандальной. По залам с картинами ходили раздетые модели из Цирка провокационной моды «Орхидея» Михаила Коптева и срывали с висевших картин так называемые «мембрамы» – полотна, которые прикрывали другие полотна. На фоне этого вживую выступали музыканты, игравшие альтернативный рок и авангардный джаз. Между музыкальными номерами была лекция про комиксы в ярких цветах поп-арта и акцентом в сторону музыки industrial.

Работы с выставки ElectroCity

Работы с выставки ElectroCity. Сергей Лиховид (кликните для увеличения)

Мероприятие приезжали снимать центральные телеканалы, было много местной прессы и фотографов. Однако по мистическому стечению обстоятельств с выставки не осталось ни одного визуального свидетельства: фотопленки засветились, видеозапись оказалась бракованной. В итоге, «Мегаколос» стал культовым, легенды о нем в богемной тусовке еще долго передавали из уст в уста.

Работы с выставки «Мегаколос»

Работы с выставки «Мегаколос». Сергей Лиховид (кликните для увеличения)

В 2003 году Сергей Лиховид переезжает в Одессу, но «увозит туда Донбасс в своем сердце». Так написано у него в пресс-релизе. За время жизни в Южной Пальмире художник организовал арт-проект «Паутина» на Куяльницком лимане. Сейчас это мероприятие приобрело масштабы украинского фестиваля и по словам Лиховида одним водным пространством оно уже не будет ограничиваться. В 2017 году в «Паутину» вплелись участники со всей страны и в дальнейшем проект будет происходить везде, где это станет возможным – на воде и суше в Украине и за ее пределами.

06 - web1

07 - web2

08 - web3Поскольку Луганск как часть Донбасса так и оставался вместе с художником, на Одесском Биеннале Современного Искусства в 2013 году Лиховид представил свою скульптуру из бетона под названием StarФакел, посвященную труженику, стоящему на улице Советской в центре Луганска. Изваяние, помимо бетона, состоит из 1500 зажигалок.

Композиция «StarФакел»

Композиция «StarФакел». Сергей Лиховид

Также художник занимается декором зданий, в частности, он оформил Почетное консульство республики Кипр. Его работы сейчас представляют из себя скульптуры и арт-объекты, в которых используется металл, пластик и техника горячей эмали. Лиховид входит в список самых востребованных эмальеров Украины, создает авторские украшения.

10 - emal

Работы в технике горячей эмали. Студия Сергея Лиховида Electrum Modern (кликните для увеличения)

В последние пару лет Лиховид проводит много времени в Польше, где собирается открыть филиал своей мастерской и перевезти часть мощностей. Его проекты там набирают популярность.

Закентий Горобьев:
От «Гепнутих кольорів» до «Мистецького арсенала»

11 - Zuk13

Зак говорит не произнесенными словами, а написанными. Художник, райтер (художник, создающий граффити. – «РГ») и дизайнер Закентий Горобьев (псевдоним Дениса Кузьменко) тоже родом из Луганска. Закончил в 2006 году кафедру дизайна Института экономики и бизнеса при Луганском Национальном университете имени Т. Шевченко. За время учебы еще и преподавал, после, в 2007 году, уехал в столицу.

Как райтер Зак создал массу шрифтов и композиций с ними. Его надписи содержат массу цитат и отсылок к житейской мудрости, хватает и иронии по отношению к миру вокруг. Написано все это оригинальными буквами и обязательно содержит призыв к действию.

12 - Graffiti

Впрочем, не обязательно – буквы. Граффити его команды «Гепнуті кольори» (соавторы Алексей Raz Ромазанов и Сергей BaSKA Баскаков) с козаками с 2007 украшало в Луганске забор военной части по пути из центра на квартал Молодежный. Ее не брал ни снег, ни дождь, ни ветер – такой, видимо, сильный в этой работе был патриотический дух. (Работу уничтожили в 2015 году, закрасив «новоросскими» граффити).

Козаки (на верхнем фото) были на одной из главных магистралей между центром Луганска и спальным жилым массивом восточных кварталов. Весной 2015 украинские граффити замалевали «новоросским» патриотизмом. В частности на месте козаков поместили Екатерину ІІ с указом об основании Луганского завода

Козаки (на верхнем фото) были на одной из главных магистралей между центром Луганска и спальным жилым массивом восточных кварталов. Весной 2015 украинские граффити замалевали «новоросским» патриотизмом. Конкретно на месте козаков поместили Екатерину ІІ с указом об основании Луганского завода

Закентий Горобьев участвовал в совместных выставках с Сергеем Лиховидом и Ярославом Деркачом (о нем рассказ впереди). Первая была организована еще в Луганске, а вторая – в Одессе.

14 To look to readВсех троих художников объединяет еще любовь к шрифтам, только у каждого из них к ним свой подход, поэтому совместные проекты получаются яркими и ни на что не похожими. Как это было на «Смотри, Читай» в одесской «Чайной фабрике», где Лиховид и Зак показали абсолютно разные работы, объединенные одним названием под одной крышей. В обоих случаях именно Горобьев стал объединяющим звеном.

В один из дней Революции достоинства Закентий Горобьев в мастерской известного украинского художника Олега Тистола познакомился с Андреем Зелинским – художником, чье имя ассоциируется с искусством на Майдане и «Мистецьким барбаканом». В 2014 прямо на улице Прорезной в Киеве находились баррикады арт-сопротивления, которые построили украинские художники и деятели культуры.

После завершения протестов часть создателей «барбакана» организовали выставку «Свої». В ней приняли участие Андрей Зелинский, Олег Тистол, Николай Маценко, Марина Скугарева, Роман Минин, Алексей Сай, Юрий Пикуль, Павел Керестей, Надежда Тистол, Юрий Ефанов и – Закентий Горобьев.

15 - Svoi

Сейчас Зак принимает активное участие в арт-проектах, связанных с Донбассом, делает арт-каталоги для известных людей, среди которых драматург и художник Лесь Подерев’янський, участвует в ежегодном международном симпозиуме современного искусства «Biruchiy-Art». Последние несколько лет Зака можно назвать резидентом этого проекта, для него Зак также создает каталоги.

Читайте также: Яркая потаенная жизнь довоенного Луганска

После событий 2014 года, Зак активно участвует в выставках и хэппенингах, которые организовывают переселенные луганчане. Его работы в разное время можно было увидеть на «Мистецькому арсеналі» в Киеве, галерее «Чорна ящірка» в Днепре, Экспериментальном Центре современного искусства «Чайная фабрика» в Одессе, ЦСИ «Ермилов центр» в Харькове, а также в польском городе Клементовице, штабе ООН в Нью-Йорке, Украинском Национальном музее в Чикаго и в институте Святого Владимира в Торонто.

Слева - проект в Клементовице, справа - в Кременчуге

Слева — проект в польском Клементовице, справа — в Кременчуге

Ярослав Деркач:

«Неявное присутствие локомотивного ангара»

16 - Derkach

Из этих трех художников Ярослав Деркач последним покинул Луганск. К этому времени он уже был на слуху не только у украинских арт-экспертов, но и по другую сторону Атлантического океана.

Ярослав Деркач известен среди прочего как автор эпатажных инсталляций. Например, на одной из Луганских выставок серии «+/–», которые проводили культуртрегер Slava Bo и «ЛугандаХАУС клуб», Ярослав вместо картин выставил кисть и банку с краской – чтобы каждый мог создать собственный шедевр, а не смотреть на чужие. Рядом он развесил мусор – точней, расходные материалы, которые можно использовать при создании произведения искусства.

Инсталляция на выставке «+/–»

Инсталляция на выставке «+/–»

Художник с семьей покидал уже захваченный город в августе 2014. В данный момент у Ярослава проходят постоянные выставки в киевской галерее «Цех», готовится материал по серии новых арт-объектов.

19 - jivopis

Началом творчества у художника была живопись, к арт-объектам и объемным формам Ярослав Деркач пришел намного позднее. В галерее «Цех» его карьера началась с выставки «Лугансктепловоз» 10 лет назад.

Работы с первой выставки Ярослава Деркача в киевской галерее «Цех» – «Лугансктепловоз»

Работы с первой выставки Ярослава Деркача в киевской галерее «Цех» – «Лугансктепловоз»

«Неявное присутствие локомотивного ангара в каждом дворе Луганска замечает не каждый его житель, а потому подоплека массового бескультурья и повсеместного угара не может быть им выявлена. Город по этому принципу поделился на два лагеря: одни – это те, кто осознает кошмар индустриального влияния и противостоит ему; другие – это те, кто не замечает, не признает этого основополагающего социального аспекта и живет пользуемый системой и пользующий её», – писал о своем дебюте в галерее «Цех» сам художник, относящий себя к «первым», противостоящим индастриалу,

О «Символах», последней выставке Ярослава Деркача, в 2016 году написал NY Arts Magazine. Проект получил хорошие отзывы в арт-среде. Помимо Украины он был представлен в Вильнюсе.

Работы с выставки Symbols

Работы с выставки Symbols

Стоит отметить, что ни один из творцов не скрывает своей гражданской позиции. Лиховид открыто заявляет, что он «укроп», о чем дополнительно говорит разработанный им специальный принт для дизайнерских футболок. Одну из которых носит он сам. Закентий Горобьев участвовал в Революции достоинства и продолжает поддерживать украинский Донбасс. А Ярослав Деркач еще в далеком 2004 году активно поддерживал Оранжевую революцию в Луганске, за что поплатился сломанными ребрами и сотрясением мозга.


bn7Проект профінансовано з коштів Польсько-канадської програми підтримки демократії, фінансованої у рамках Програми польської співпраці для розвитку Міністерства закордонних cправ Республіки Польщі та Уряду Канади

, , , , , ,

Добавить комментарий