Назад в СССР. Как живут представители ЛГБТ в сепаратистском Донбассе

Назад в СССР. Как живут представители ЛГБТ в сепаратистском Донбассе

Война на Донбассе, начавшаяся в 2014, погрузила Восток Украины в состояние гуманитарной катастрофы: разрушение инфраструктуры, жилых домов, жертвы среди нонкомбатантов, массовые потоки беженцев. Одним из аспектов этой катастрофы стало и резкое ухудшение положения представителей культурных, национальных, религиозных меньшинств. Коснулась она и положения представителей ЛГБТ-сообщества

Назад в СССР. Как живут представители ЛГБТ в сепаратистском Донбассе

Константин Скоркин

В довоенное время в Донбассе была развитая инфраструктура гей-сообщества, включавшая общественные организации, ВИЧ-сервисные центры, тематические клубы.

Вопреки представлениям о Донбассе как суровом крае с консервативными устоями и сильными пережитками «совковой» морали, этот регион Украины лидировал в плане толерантности к сексуальным меньшинствам.

Проведенное в 2000 году правозащитным центром для ЛГБТ «Наш мир» исследование положения геев и лесбиянок в Украине показало, что именно на Востоке Украины велика доля открытых геев – 14,9% от числа опрошенных представите лей меньшинств (выше этот показатель был только юге страны). Авторы исследования отмечали, что Донбасс характеризуется высокой степенью урбанизма, мобильностью населения, равнодушием к вопросам религии, в отличие от Западной Украины, для которой характерна традиционная сельская мораль и высокое влияние церкви на жизнь общин. Ежегодные отчеты центра «Наш мир» о проявлениях гомофобного насилия также подчеркивают эту тенденцию – большинство кейсов, касающихся преступлений на почве ненависти, географически связаны с Западной Украиной.

Однако Восточная Украина, находящаяся в культурном поле притяжения России, всегда чутко реагировала на тенденции, исходящие от бывшей метрополии. Гомофобная кампания в РФ, особенно принятие закона о запрете «пропаганды гомосексуализма», привела к всплеску ненависти к представителям секс-меньшинств в Донбассе.

Назад в СССР. Как живут представители ЛГБТ в сепаратистском Донбассе
фото с сайта 0642.ua

 

Так, в 2013 году в Луганске прошел Анти-гей-парад, организованный казаками и православными активистами. Существовал в Донбассе и филиал движения «Окупай-педофиляй», основанного российским неонацистом Максимом «Тесаком» Марцинкевичем, сам «Тесак» приезжал на гастроли в Луганск, снимать очередной ролик про унижения мнимых «педофилов», его жертвами стали арабские студенты. Малолетних последователей Марцинкевича даже показывали в выпусках местных теленовостей, комплиментарно освещая их «деятельность».

Назад в СССР. Как живут представители ЛГБТ в сепаратистском Донбассе
Марцинкевич-Тесак в суде

В риторике сепаратистских мятежников в 2014 году тема «Гейропы» занимала важное место, гомосексуалы клеймились как «пятая колонна» Запада.

Один из идеологов сепаратистов, луганский пиарщик Глеб Бобров писал: «Теперь дело каждого – стать гомофобом. Если есть гомосексуальное лобби, то должно быть и лобби гомофобное». Эта же тема широко использовалась в пропаганде – так, в Луганске дома местных сторонников Майдана обклеивались оскорбительными плакатами, на которых сообщалось, что они – представители секс-меньшинств и наркоманы.

Придя к власти, сепаратисты превратились в фактор реальной угрозы для ЛГБТ. Это заставило представителей секс-меньшинств покидать свои дома.

Назад в СССР. Как живут представители ЛГБТ в сепаратистском Донбассе
фото с сайта 0642.ua

 

25-летний Игорь из Донецка рассказывает: «После того, как на улицах появились вооруженные люди, мне стало откровенно страшно. Я знал, что на митингах постоянно кричат о том, что надо убивать таких как я, что мы якобы ведем гей-пропаганду, и прочий бред. Я относился к этому с насмешкой, пока эти люди не захватили город. Я уехал в Киев, и домой возвращаться не планирую».

Гей-активист Константин из Донецка констатирует: «Из моего круга общения уехало 80%, остальные сидят по домам, а если стреляют, то и по подвалам».

В ночь с 7 на 8 июня 2014 в Донецке произошел погром гей-клуба «Вавилон». Администратор клуба так описала данный инцидент: «Группа людей до 10 человек ворвалась в клуб. Изначально были отняты у всех посетителей документы, телефоны, деньги. Кроме денег, все всем потом вернули. Сильно избито было два человека. Остальные получили легкие телесные повреждения и, конечно, шок. По поводу девушек, лично я не видела, чтобы их трогали. Пострадали только парни. Все происходило около часа, не больше, затем всех отпустили. Понятное дело, что ребята наслушались о себе всякого…» Клуб с тех пор прекратил свое существование.

Эксперт Центра «Наш мир» Андрей Кравчук отмечает: «В Донбассе для гомосексуалов вернулись времена СССР. Люди стараются свести контакты к минимум».

Назад в СССР. Как живут представители ЛГБТ в сепаратистском Донбассе
Андрей Кравчук

В качестве примера он приводит события в Луганске в январе 2015 года, когда был убит 38-летний гомосексуал Юрий (предположительно убит человеком, с которым познакомился в соцсети), сепаратистская «народная милиция» воспользовавшись этим случаем, стала составлять «картотеку» на луганских гомосексуалов, переписывая номера из телефонов знакомых погибшего.

Поддерживает его и руководитель Межрегионального Центра ЛГБТ-исследований «Донбасс Соцпроект» Максим Касьянчук: «Геи сидят по углам и не высовываются, стараются не давать повода для преследований».

А вот гей-активист Константин из Донецка рассказывает об опастностях, которые подстерегают гомосексуалов: «Сценарий типичной подставы: знакомство в соцсети, встреча с подставным от ментов, приход в квартиру, уже оборудованную скрытыми веб-камерами.. А дальше вламываваются менты, с вариантами от обвинений в педофилии до банального шантажа: «дай денег, а мы никому не расскажем». Впрочем, Константин отмечает, что такие ловушки расставлялись донецкими правоохранителями и в мирное время, так что для многих гомосексуалов «ничего не изменилось»

Власти сепаратистских республик стремятся закрепить дискриминацию ЛГБТ на уровне писаных законов. Так, в «конституции Донецкой народной республики» записано: «Никакие формы извращенных союзов между людьми одного пола в Донецкой Народной Республике не признаются, не разрешены и преследуются по закону». В этом же документе отмечается, что «главенствующей верой» «ДНР» является православие.

В украинских СМИ появлялась и информация о том, что в «ЛНР» было восстановлено уголовное наказание «за гомосексуализм». По сообщению блогера Всеволода Филимоненко, парламент непризнанной республики постановил наказывать однополые отношения тюремным сроком от 3 до 5 лет. А если данные действия были совершены с применением насилия или в отношении несовершеннолетнего – то виновного ждет смертная казнь. О том, что первая казнь гомосексуала уже была произведена в «ЛНР», сообщал советник министра обороны Украины Александр Данилюк: «У Мозгового ввели казнь за гомосексуализм. Сегодня расстреляли первого подсудимого».

Сами ЛНР-овцы напрочь отрицают эти сообщения. Уже ныне покойный полевой командир Алексей Мозговой рассказал: «Ничего подобного, никакой смертной казни не вводилось. Никто не был расстрелян. Такого здесь не происходило».

Разумеется, он одобрял запрет однополых отношений, «но учитывая вой и вонь мировой общественности, напрямую никто на это не пойдет». Происками украинской пропаганды назвал сообщение о введении уголовной ответственности за гомосексуализм и депутат народного собрания ЛНР Юрий Хохлов.

Гомосексуалы ощущают свое бесправие и незащищенность. В этих условиях «человек с ружьем» становится сексуальным фетишем. На сайте знакомств date.bluesystem встречаются объявления: «Познакомлюсь с ДНРовцем». Собственно, это типичная ситуация симпатии жертвы к своим мучителям, характерная для военной оккупации. Французский драматург Жан Жене вспоминал, что в годы нацистской оккупации парижские гомосексуалы влюблялись в эсесовцев.

Резкое ухудшение положения представителей гей-сообщества на Донбассе является симптомом деградации местного социума в ходе войны, упрощения его структуры, изъятия из него элементов разнообразия. Гомосексуалы вновь, как в советское время оказались в подполье.

————–

(Матеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).

Назад в СССР. Как живут представители ЛГБТ в сепаратистском Донбассе