Они там есть или в очередной раз о «гибридных» войсках России на Донбассе


ихтамнеты

В недавнем интервью Начальник Генерального штаба – Главнокомандующий Вооруженных сил Украины Виктор Муженко отметил: «…на Донбассе нет незаконных военных формирований, а есть четко структурированные военные организмы. Это первый и второй армейские корпуса, которые носят все признаки регулярных войск. Самое главное, что они управляются из центра, который находится в России. В составе обоих корпусов командный офицерский состав — это кадровые российские военнослужащие. Плюс наемники, включая так называемых «командированных» военнослужащих-контрактников российской армии рядового и сержантского состава. А те, кого там называют якобы ополченцами — это просто пропагандистская ширма».

Владимир Копчак,

Центр исследований армии конверсии и разоружения

Прозвучавшие утверждения – исчерпывающие. В то же время, считаем правильным в который раз раскрыть данные тезисы – очевидные для Генштаба – но, как оказывается, далеко не очевидные для многих на фоне непрекращающихся уже 4-й год инсинуаций по поводу присутствия российских регулярных войск на Донбассе.

Марионеточные псевдогосударственные образования на временно оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей Украины удерживаются на плаву исключительно с помощью специально организованных Россией силовых структур, в частности, своих армейских формирований – «1 армейского корпуса» (1 АК) и «2 Армейского корпуса» (2 АК) со штабными структурами в Донецке и Луганске, соответственно.

Одной из задач существования этих российских армейских структур является демонстрация миру видимости местной военной самоорганизации так называемых «ополченцев» и, соответственно, сокрытие/прикрытие прямого участия вооруженных сил и специальных служб России в вооруженной агрессии против Украины. Параллельно международным структурам на разных уровнях навязывается обсуждение «юридического» формата «гражданской войны», что по логике Кремля должно исключить привязку Кремля к организации «гибридной» вооруженной агрессии против Украины хотя бы на уровне международного права.

Логика Москвы на 4-й год войны в Украине понятна. Международное сообщество в отличие от событий в Грузии пятилетней давности не проглотило кровавую украинскую авантюру Кремля, где сегодня всерьез задумываются, как избежать впоследствии ответственности и свести к минимуму возможность проведения международного трибунала по военным преступлениям в Украине.

1АК и 2АК в организованной системе управления ВС РФ замыкаются на высшие структуры управления, которые находятся на территории Ростовской области. (Аналогичная картина с местными «министерствами государственной безопасности»  и «прокуратурами», которые де-факто являются филиалами ФСБ и прокуратуры РФ, соответственно). Эти высшие структуры управления с целью маскировки  прошли цикл смены названий на «конспиративные» — все согласно практике проведения российских спецопераций. Таким образом,  первоначальное штатное «12 командование резерва» Южного военного округа ВС РФ в городе Новочеркасск «передало» полномочия управления российскими оккупационными силами в Украине «Центру территориальных войск» в том же Новочеркасске. В 2017 году, с формированием опять же в Новочеркасске «ударной» 8-й армии Южного военного округа ВС РФ командование «гибридными» 1АК и 2АК перекочевало непосредственно в штаб 8 армии ВС РФ.

Другим ключевым аспектом попыток скрыть непосредственное участие в агрессии против Украины является специфическое «гибридное» кадровое наполнение 1-го и 2-го оккупационных корпусов. Так, профессиональные командные звенья, офицерский состав вплоть до ротного уровня, штабные структуры, а также структуры обеспечения, комплектуются российскими военнослужащими, прибывшими с территории РФ. При этом офицерский состав прибывает «в командировку», а рядовой и сержантский состав наполняется в том числе «военнослужащими-контрактниками», заключившими свой контракт на короткий период времени.

Такую схему позволяет реализовывать модифицированное под российско-украинский конфликт современное российское законодательство. Внесенные во второй половине 2016 года изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», по сути, определяют новый порядок и правила прохождения военной службы, допуская заключение кратковременного контракта на прохождение военной службы, в том числе, для военных операций за границей. По логике Кремля, это легализовало практику привлечения российских военнослужащих, в том числе, призывников, к «кратковременным командировкам» в Украину, расширило возможности разового использования запасников-наемников, а также иностранцев. Считается, что фактор краткосрочности вкупе с особенностями оформления контрактов (оформляемых вместе с заявлением про увольнение из ВС РФ с открытой датой), плюс выдаваемые российским гражданам этих категорий «документы» сокрытия гражданства в «ЛДНР», дают возможность аргументировано опровергать причастность РФ к незаконным боевым действиям на территории Украины. То, что эту схему ломают задержания в ходе боевых действий на Донбассе и дальнейшие чистосердечные признания российских военнослужащих и их родственников (последний случай с военнослужащим-контрактником сил специальных операций ВС РФ Агеевым сейчас на слуху), Кремль по ходу беспокоит слабо.

Показательной выглядит ситуация с местными наемниками-коллаборационистами на Донбассе в составе «гибридных» корпусов.  Де-факто они в созданной системе также являются, по сути, военнослужащими ВС РФ. Их принятие на военную службу также регулируется новым вариантом российского законодательства про прохождение военной службы в ВС РФ, которое позволяет принимать на службу в российскую армию граждан других государств на низовые, рядовые должности. В частности, еще 2 января 2015 года соответствующим указом президента РФ, внесены изменения в «Положение о порядке прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года, которые значительно расширили возможность привлечения лиц без гражданства и граждан других стран к прохождению военной службы по контракту в ВС РФ. Среди прочего, регламентированы возможность военной службы по контракту в ВС РФ иностранцев в возрасте от 18 до 30 лет без предоставления гражданства РФ, а также возможность их применения в боевых действиях за границей.

В этом плане тревожным звоночком прозвучало недавнее принятие в РФ нового порядка предоставления гражданства РФ, который позволяет в массовом порядке по упрощенной схеме раздавать гражданство определенным категориям граждан Украины при упрощенной схеме отказа от украинского гражданства (что незаконно по положениям украинского законодательства). Массовая раздача российского гражданства была в свое время апробирована в оккупированных нынче Абхазии, Южной Осетии, а также в Крыму. В случае с Донбассом это существенно расширит поле для маневра в создании «гибридных» оккупационных формирований.

Такова текущая фактическая картина происходящего на Донбассе — по личному составу, без упоминания фактора поставок вооружений и техники, а также всех видов обеспечения.

А каждый для себя пускай решает сам – есть они там или «ихтамнет».


Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Реальной газеты» и Центра исследований армии, конверсии и разоружения

 

Добавить комментарий