Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?

Одностороннее изменение условий договоров аренды, повышение коммунальных тарифов, отсутствие возможности оформить субсидию на временное жилье транзитного городка для внутренне перемещенных лиц в Харькове — обо всем этом в материале ниже.

Александр Poison Нечай, «РГ»

О харьковском модульном городке переселенцев с Востока Украины  в прессе выходила масса материалов разных оттенков. Отчасти они были наполнены позитивом, потому что людям с захваченных боевиками территорий нашлось место, где жить, отчасти материалы были критикующими, местами кричащими о помощи.

Условия жизни в транзитном городке довольно приемлемые, но плата за них вопрос отдельный, который и привлек наше внимание. Руководство модульного поселения с прошлого года по сегодняшний день периодически увеличивает плату за дома. За аренду переселенцы в последнее время не платят, теперь они отдают свои деньги за коммунальные услуги и вывоз мусора.

Суммы выходят завышенными, с июня месяца стоимость проживания в одном таком домике вырастет до 3600 грн. Некоторые из внутренне перемещенных лиц вынуждены покидать уже обжитые модули и переезжать на съемное жилье где-то в Харькове или его пригороде.

«Реальная газета» побывала на месте и поговорила с местной активисткой и жительницей модульного городка Натальей Авдюхой, матерью троих детей из Луганска. Они всей семьей въезжали в модульное поселение в конце зимы 2015 года. На тот момент с них практически не брали арендной платы и гарантировали максимально комфортные условия, которые может предоставить подобный поселок. По крайней мере, на видеозаписи, сделанной Натальей слышны и видны оптимистические горизонты с неограниченными сроками для жилья, подаренного Харькову немцами.

На момент въезда и заключения первого договора найма жилого помещения плата за один модуль составляла 3 грн. 31 коп. в сутки за пользование домом на одного человека. В договоре прописывалась сумма на ближайшие 40 дней, которая составила 132 грн. 40 коп. В документе нет ни слова об одностороннем повышении аренды без причин или при наличии таковых. Документ заключался на полгода с правом последующего продления.

Наталья рассказала также о том, что после «договора №1» был создан «договор №2», в котором срок аренды модуля заканчивался на месяц раньше. Предыдущие документы у всех жителей пособирали, на руки документы не выдавались до июля 2016 года, но скрин-копии №1 у активистки сохранились.

Глобальное повышение цен за жилье для жителей модульного городка произошло в июле месяце 2016 года. Тогда обитателям ВПЛ-поселка КП «Харьковспецстрой» подняло цены на проживание в 5 раз. Стоит отметить, что данному коммунальному предприятию и принадлежат сейчас все права на модульный городок. Все договоры, баланс, поступления и плата за пользование бытовыми удобствами проходят через эту организацию.

С документами о последующей аренде произошли новые метаморфозы, договор найма резко стал «Договором о временном размещении в транзитном городке». Подобные перемены, по словам Натальи Авдюхи, связаны с тем, что при резком повышении платы за жилье, любой из внутренне перемещенных лиц мог пойти и оформить субсидию для оплаты проживания в УТСЗН.

В новом документе не было никакой фиксированной платы за проживание, только в пункте 3.1 было написано, что «Стоимость возмещения затрат за пребывание в городке каждый месяц обозначается в счетах». Ранее, жителям городка приходили квитанции об оплате в виде «счетов стоимости компенсации затрат за пребывание», в которых указывалась цена за койкоместо. Детям делается скидка в 50% от общей стоимости, пустые же места жители домиков все равно оплачивают по полной стоимости. Как видно из квитанции, стоимость жилья значительно выросла и почти подошла к отметке в 2000 грн.

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?В этом году «Харьковспецбуд» пошло дальше и с февраля 2017 года решило еще поднять стоимость жилья в городке. Вместо фиксированной платы за аренду места, жителям стали приходить счета за свет, воду и вывоз мусора с тарифами, которые обычному украинцу могут присниться в кошмаре или прилететь вместе с четырьмя всадниками апокалипсиса.

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?Наталья Авдюха:

«Домик – 3300 -3700 грн, комната -1700-2000 грн.

Оплата  в основном за электроэнергию (90% от цены)  электроэнергия считается в гривнах за метр квадратный не квт\ч. Нет возможности воспользоваться льготой или субсидией. До 2016 у нас были договора-аренды, после 2016 стал договор временного размещения, чтобы жители не смогли оформить субсидию.

В марте некоторые семьи обратились письменно в КП «Харьковспецстрой» для оформления льгот на оплату коммунальных услуг как многодетные семьи, заявления оставлены без ответа, хотя 45 дней уже прошло.

Оплата коммунальных услуг полностью оплачивается жителями городка, без дотаций и льгот. В оплате за домики включена, оплата наружного освещения, оплата электроэнергии помещений администрации, помещения охраны и общего модуля для детских занятий. Оплата производится по тарифам юридического лица, администрация утверждает, что мы проживаем в нежилых помещениях».

Но делать какие-либо выводы, ориентируясь только на односторонние прогнозы как минимум неэффективно. Без представителей руководства транзитного городка картина выходит неполной и однобокой. Начальник управления по обслуживанию городка модульного типа Артур Стаценко вкратце рассказал о текущем положении дел в городке:

  «Мы не имеем отношения к повышению и начислению тарифов. Высчитываются они как в обычных общежитиях — по квадратным метрам. Это связано с тем, что отопление здесь также электрическое. За исключением общих коридоров и освещения администрации, жильцы платят только за свои квадратные метры, на которых проживают.

По поводу больших тарифов — мы не можем предоставить других условий. Именно нам жильцы ничего не платят.

Схема простая — Облэнерго выставляет счет, КП оплачивает этот счет и эти деньги возмещают обратно коммунальному предприятию жильцы, так как мы отдаем бюджетные деньги. По закону «о внутренне перемещенных лицах» Облэнерго не может им выставлять счета больше, чем всему остальному населению Украины. Тарифы здесь в городке такие же, как у харьковчан. Вопрос в том, что большие цифры на данный момент — это за счет того, что был отопительный сезон. Сейчас электроэнергии будет уходить меньше, соответственно цены за услуги в платежках станут тоже меньше

На данный момент долг перед Облэнерго у КП составляет 170 тысяч грн. И с 1 июня они могут нам просто отрезать свет. При появлении такой задолженности «Харьковспецстрой» не сможет оплачивать счета за электричество наперед. Мы пока не можем погасить старые. Если кто-то в городке не сможет платить, то свет должнику отрежем не мы, а Облэнерго. Мы не касаемся к тарифам и сетям. На показания счетчика может посмотреть любой житель. У нас (руководства городка — ред.) даже нет ключа от щитовой”.

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?

Помимо магической перемены документов об аренде и установлению высоких тарифов, с проживанием в домиках связан еще один бытовой нюанс. Во время заселения ВПЛ в городок, Красный Крест выдал каждой семье набор посуды. Это была небольшая гуманитарная помощь от международной организации. По сути, МККК подарил утварь для того, чтобы людям было из чего есть. На данный момент КП «Харьковспецстрой» добавил «гуманитарную» посуду в «Акт приема-передачи имущества, которое входит в комплектацию помещения». Это означает, что при выселении или переезде из дома из проживавших в модуле будет высчитываться стоимость разбитой или потерянной посуды от Красного Креста.

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?Артур Стаценко:

 «Насколько я помню, посуда, микроволновки, чайники переданы на баланс КП, которое несет за них ответственность. В акте приема-передачи они указаны. К гуманитарной помощи мы не касаемся вообще. В документе только то, что немцы привезли вместе с модулями нам.

Для выдачи гуманитарной помощи от различных организаций мы выделили отдельное помещение и дальше мы не касаемся процесса помощи переселенцам. Я не знаю, что раздают гуманитарные организации».

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?

На запросы Натальи Авдюхи  по поводу повышения тарифов и предоставления 50% льготы за ежемесячную оплату коммунальных услуг модуля, КП «Харьковспецстрой» прислало официальный ответ, в котором указало, что подобные льготы на оплату жилья могут получить только граждане с харьковской регистрацией. Финальным аргументом официального ответа стало пояснение, что «Сумма возмещения за пребывание Вас и Вашей семьи в Городке не превышает сумму, которую вы получаете от государства для погашения затрат на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.

После подобного ответа сам собой возникает вопрос — откуда у руководства КП «Харьковспецстрой» информация о выплатах семье и кто предоставил информацию о сумме их пособий УТСЗН, «Ощадбанк», Министерство по делам ВПЛ или какое-то другое ведомство?

Среди жителей модульного городка ходят слухи о некоем «списке», который есть у коменданта Светланы Валерьевны Чуприной с суммами пособий, получаемых каждой семьей транзитного поселения. Она несколько раз показывала его недовольным порядками местечка жителям во время общественных сборов.

Артур Стаценко:

 «Это какая-то очередная фантазия здешних жильцов. Давайте рассуждать логически — СОБЕС не может нам дать такой список. За распространение подобной информации можно понести ответственность, как за разглашение конфиденциальных данных.

А если задуматься – у нас тут все переселенцы и все до единого получают помощь. Суммы одинаковые, то есть работающие и неработающие — 400 и 800 грн. И помощь на детей — у всех она абсолютно одинаковая.

При этом сложно себе представить, как бы кто-то из нас мог прийти в СОБЕС и требовать какой-то список. Никто здесь не занимается ерундой и не считает чужих денег. Наша задача — обеспечить максимально комфортное размещение и пребывание здесь людей, чтобы не создавать им проблемы, они не создавали проблемы сами себе”.

Вообще, после посещения этого места остаются смешанные и противоречивые чувства. С одной стороны сами дома, две детские площадки, так называемые модули-общежития выглядят ухоженными и внутри них достаточно комфортно, а с другой — многие жители не хотят общаться с журналистами и чужаками, часть семей уже активно ищет жилье в аренду после повышения оплат, в городок стали селить маргиналов. Уже было несколько случаев вызова полиции из-за пьяных дебошей и драк с их стороны.

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?

Будущее у модульного городка весьма туманно и не поддается каким-либо прогнозам. По одной из версий — в дальнейшем это будет некий дешевый хостел для тех, кому негде переночевать. По другой — городок, при большом «исходе» из него переселенцев, может стать еще одним центром реинтеграции бездомных.

Большая часть людей, проживающих там, при очередном «повышении тарифов» не сможет уже платить за жилье и может оказаться на улице. Поэтому дальнейшая жизнь модульного местечка может совсем совсем несчастливой. А маленьких и больших трагедий среди белых одноэтажек произошло достаточно. Об одной из них до сих пор напоминает уже заброшенная футбольная площадка с выцветшей фотографией погибшего на ней мальчика.


 

Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?Проект профінансовано з коштів Польсько-канадської програми підтримки демократії, фінансованої у рамках Програми польської співпраці для розвитку Міністерства закордонних cправ Республіки Польщі та Уряду Канади

Залишити відповідь