Прифронтовая информполитика. Что смотрят, слушают и читают в Станице?

Прифронтовая информполитика. Что смотрят, слушают и читают в Станице?

Прифронтовая информполитика. Что смотрят, слушают и читают в Станице?

Украина понемногу отвоевывает информационное пространство в прифронтовой полосе. Но до окончательной победы здесь еще очень далеко.

Александр Белокобыльский, “РГ”

Украинское радио – в полный голос

Подходя к центру прифронтовой Станицы Луганской, издали слышишь украинскую речь и украинскую музыку. Здесь томятся в очереди к «Ощадбанку» и ходят по магазинам жители неподконтрольной правительству территории, а рядом на перекрестке установлен громкоговоритель-колокол.

– Проводного радио в районе практически не осталось. Еще до войны из 50 тысяч абонентов радиоточки сохранились всего у 200 человек. Провода были старые, обрывы чинить возможности нет, заменять их частному «Укртелекому» невыгодно. Но сигнал по оптоволокну на районный узел связи доходит. И мы еще в 2015 году решили сделать уличную трансляцию. Два громкоговорителя нашли у себя в районе, еще один нам прислали добрые люди, откликнувшись на мою просьбу в Facebook, – вспоминает глава Станично-Луганской райадминистрации Юрий Золкин.

Долгое время это был чуть ли не единственный рупор украинской позиции. Сейчас район вот-вот получит еще 17 громкоговорителей, несколько из них будут установлены в самой Станице, остальные – в селах, куда еще подается сигнал проводного радио. Установку финансирует Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Районная власть убедила представителей УВКБ, что эти громкоговорители необходимы для оперативного информирования людей:

– Информация иногда и спасает жизни людей. Поэтому оповещение населения, особенно в условиях войны – это очень важно, – говорит Юрий Золкин.

Также в отдаленных селах вдоль линии разграничения и расположенных у границы с РФ, где подавляется украинский радиосигнал, будут установлены специальные комплексы для ретрансляции. В них входит приемник спутникового сигнала, громкоговоритель и передатчик, который будет покрывать FM-сигналом радиус около 5 км. Эти комплексы тоже можно будет использовать для передачи срочных сообщений.

Патриоты и «сепары»

Патриоты Украины в Станице есть, но пророссийски настроенных жителей тоже хватает. Станица – место компактного проживания потомков донских казаков, и их как «русских людей» удалось мобилизовать пропагандистам весной 2014. Знаменитые видео, где мирные жители блокируют разгрузку украинской военной техники на Луганщине – как раз из этих краев.

https://youtu.be/Bgf1LIAe20A

Станицу освободили от российско-террористических войск в августе 2014. Но информационное поле оставалось за противником: из центра Станицы в хорошую погоду можно даже разглядеть луганскую телевышку. Прямая видимость – это уверенный прием ТВ и радиосигнала из оккупированного Луганска. Вот так принимается сейчас пропагандистское радио оккупантов «Победа» почти в 100 километрах от линии фронта – в городе Лисичанске.

«Каратели», «нацбаты», «временно оккупированная Украиной территория» (так называет пропаганда группировки «ЛНР» освобожденные территории Луганщины) – все пропагандистские штампы, все безумные месседжи про бесчинства украинских военных вываливаются на голову жителям Станицы.

Неудивительно, что здесь случается и такое:

Конец монополии пророссийской пропаганды

С вещанием эфирного радио и ТВ на прифронтовую зону дела, наконец, налаживаются. Американцы профинансировали возведение телевышки в Новоайдарском районе, а областной бюджет закупил передатчики – аналоговые и цифровые.

По словам исполнительного директора Луганского филиала Национальной общественной телерадиокомпании Андрея Шаповалова, покрытие будет максимальным для 134-метровой вышки. Зона уверенного приема – 50-60 километров, неуверенного – до 80. То есть украинские каналы можно будет принимать даже на неподконтрольной территории вплоть до окраин Луганска. Но главное – украинские телеканалы получат, наконец, жители прифронтовой полосы.

– Не все, что делается, дает быстрые результаты, но это не значит, что делать этого не надо, – говорит Шаповалов. – По масштабности начало нашего вещания на эти территории – это почти как поворот рек вспять.

Аналоговые передатчики будут транслировать UA:Перший и областной телеканал ЛОТ, в цифре станут доступны 12 украинских каналов. В FM-диапазоне появятся 4 украинских радиостанции. Запуск вещания, намеченный на ближайший вторник, 22 августа, – это по-настоящему большое событие в жизни региона.

Большие надежды и на системы выборочного подавления ТВ-сигнала, об успешных испытаниях которых сообщил в начале месяца глава СНБО Александр Турчинов. По его словам, новое оборудование даст возможность глушить российские телеканалы и местные телеканалы группировок «ДНР» и «ЛНР». Планируется, что «глушилки» развернут вдоль линии соприкосновения до конца года.

Пресса: что читают в прифронтовых поселках

А вот с прессой в прифронтовой зоне – значительно хуже. После освобождения в 2014 печатных СМИ не было практически никаких. Районная власть начинала с того, что информационные бюллетени сами набирали на компьютере, распечатывали на принтере несколько десятков экземпляров и расклеивали по поселку. К концу 2014 выпустили первый после перерыва номер районной газеты «Время».

– Тираж у газеты совсем небольшой. Основная проблема – обнищание населения. Кто газеты читал в основном? – Старики. Им приходится свои затраты оптимизировать, и газета у них не стоит на первом месте, – рассказывает глава РГА Юрий Золкин.

Когда возрождали газету, он вошел в состав редколлегии, и возглавляет ее до сих пор. Главред «Времени» Елена Пономарева подтверждает: издание переживает сложные времена. Сегодняшний тираж районки – 800 экземпляров. Цену, чтобы окупить затраты на печать и логистику, на содержание коллектива, приходится ставить 6 гривен. И это, действительно, много для потенциальных читателей.

Читайте также: Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе

С рекламодателями в прифронтовом районе туго, если не сказать – глухо.

Газету «разгосударствили» – районный совет вышел из учредителей. Выживать станет, считает Елена Пономарева, еще сложней:

– Раньше на законодательном уровне было прописано, что нам районный совет выделяет субвенции на печать. А теперь такая интересная формулировка: издание «имеет приоритетное право на заключение договора на освещение деятельности районного совета».

Вообще по программе «разгосударствления» бывшие коммунальные СМИ должны получать какие-то субвенции от государства, но пока что денег в Станице не увидели.

Кроме районки, пресса в Станице представлена возрожденной областной газетой, которая получила название «Луганщина.UA», CIMIC (Гражданско-военное сотрудничество ВСУ) распространяет в районе украинскую прессу. С 2015 года действовал проект печатного издания инициативы «Восток-SOS».

– Тогда жители прифронтовых территорий находились в практически полной информационной блокаде. Украинские масс-медиа были фактически недоступны для людей, – рассказывает координатор «Восток-SOS» Константин Реуцкий. – Мы стали адаптировать материалы нашего сайта «Informator.Media» для печатного издания – прежде всего те, которые касались жизни прифронтовых территорий. Кроме новостей, в газете выходили юридические, психологические советы – то, в чем нуждаются люди вблизи линии разграничения.

Газета распространялась бесплатно через гуманитарную команду «Восток-SOS», через волонтеров, через CIMIC, через районные администрации. Периодичность менялась –вначале газета выходила раз в месяц, потом дважды. Теперь, когда ситуация с доступностью украинских медиа стала улучшаться, «Восток-SOS» закрывает проект.

 


Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Реальной газеты» и Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Залишити відповідь