Игры патриотов: война на Донбассе в кино


kinopoisk.ruВойна – популярная тема для кинематографа. А актуальная война еще более желанна для кинематографиста. Первыми дорожку торят обычно пропагандисты, снимающие агитку на злобу дня, высокохудожественное и глубокое осмысление приходит значительно позже. Война на Донбассе не стала исключением, про нее уже активно снимают кино, как с одной, так и с другой стороны конфликта.

Константин Скоркин

Фильм «Военный корреспондент»

Первым фильмом, бойко отработавшим актуальным повестку, оказался российский фильм «Военный корреспондент» (2014) режиссера Павла Игнатова.

Американский журналист Мэтт МакКью, специализирующийся на «горячих точках», расследует события в Одессе 2 мая 2014 года. Его разоблачительные репортажи не удовлетворяют работодателей, поддерживающих украинскую сторону. В процессе расследования американец знакомится с молодой националисткой Дашей и наживает неприятности с СБУ. Вскоре неугомонный американец оказывается в России, в лагерях беженцев из Донбасса, которые обстреливают с украинской стороны (так!), затем он переходит нелегально границу и оказывается в зоне боевых действий. Здесь он снова встречает Дашу, ставшую бойцом добровольческого батальона (ясное дело у них возникает любовная связь), малоприятных персонажей с украинской стороны – садиста и пьяницу полевого командира «Музыканта», красующегося в натовской форме с нашивками «Азов» комбата «Яростного», и рыцарей доброй воли со стороны сепаратистов — благородного ополченца-чеченца Арби, бывшего шахтера по кличке «Майор», казачьего атамана. Мэтт спасает ребенка из-под обстрела, играет с садистом-карателем в «украинскую рулетку» на жизнь пленного, его самого украинские солдаты нацепившие шевроны ДНР, хотят расстрелять на камеру, чтобы дискредитировать ополченцев. Мэтт пытается разобраться в истории со сбитым малазийским «Боингом», ничего толком не выяснив, но, осознав, что украинцы и правительство США негодяи, он вновь попадает в руки СБУ, освобождается из плена ополченцами и благополучно приземляется в Америке, собрав два миллиона лайков под роликом из Донбасса.

kinopoisk.ru

Второстепенный голливудский актер Вольфганг Черни старательно воспроизводит образ полезного идиота-американца, реальным прототипом персонажа служит журналист Russia Today Грэм Филипс, снимавший агитку для российской пропаганды. Факты, которым так верит Мэтт Маккью, душераздирающе убедительны, как например, найденный в эпицентре пожара одесского Дома профсоюзов неразорвавшийся «коктейль Молотова» с готовым запалом.

Диалоги в фильме бесподобны. Вот американец беседует с добровольцем Арби.

Мэтт: Ты дабровольец. Сам чеченьец. А воюешь с Киевом.

Арби: Мне плевать на Киев, я воюю с Америкой. Она повсюду лезет, а сколько моих братьев убивают в Сирии, Ираке, Афганистане! Да и когда война в Чечне была, много чего Америка намутила.

Мэтт: Амьерика – моя родина!

Арби: Ну вот скажи, что твоя Америка хорошего миру сделала? Кроме айфона?

Или возникает спор – как правильно говорить «в Украине» или «на Украине»?

Мэтт: Я смотрьел учебник. Там написано «на Украине»…

Даша: Это москальский учебник, давно пора его переписать.

Мэтт: Когда нибудь ти поймьешь, не обизательна переписывать русский учебник, чтоби бить украинцем.

В финальных титрах особую благодарность авторы фильма выражают министру обороны РФ Сергею Шойгу.

Цель- «правда»

Тема войны на Донбассе поднимается в пропагандистской короткометражке Олега Джураева «Правда. Цель 102» (2015). Действие фильма происходит в Славянске, во время боев лета 2014, сепаратистские боевики бегут из города, отстреливаясь от бойцов Нацгвардии. Там же под обстрелом оказывается съемочная группа российского «9-го канала», в живых остается только журналист Анна Романенко. Она встречается с выжившими ополченцами, и они пытаются выбраться из города под видом журналистов. Однако попадают в руки «карателей», кстати, в плен их берут англоговорящие «натовские наемники». Бдительный каратель Петр Иванович разоблачает наивную конспирацию ополченцев, журналистка произносит пламенную речь о зверствах хунты, раненый офицер «Беркута» демонстрирует несгибаемость русского воина, бывший «беркутовец» с нашивкой батальон «Азов» (именно так!) изображает моральное падение предателя, снайперша Люба хрипит что-то злобное. В итоге пленных расстреливают, журналистку обещают убить, но почему-то не убивают, она еще и умудряется снять на «маленькую камеру» компромат на карателей, каратели «по коням», в титрах сообщают, что они потом попали в окружение и были полностью уничтожены.

Фильм был снят на малом бюджете в 600 тысяч рублей калининградскими спецслужбистами: режиссер фильма является начальником пресс-службы погрануправления ФСБ в Калининградской области, актеры – реальные офицеры ОМОНа. «Реальные события», на которых основан фильм – это история гибели российских журналистов в районе Счастья 17 июня 2014, в которой обвиняют политзаключенную Надежду Савченко.

Донбасс Бульба

Еще один проект про войну на Донбассе инициировал россиянин Глеб Корнилов, руководитель фонда помощи Новороссии spasidonbass.ru (он также сочинитель патриотических новоросских песен, был ранен в боях за Донецкий аэропорт). Фильм носит рабочее название «Донбасс». Как сообщает официальный сайт проекта, фильм будет повествовать про судьбу двух братьев. Один – Андрий вырос во Львове, «воспитывался на новой украинской истории с примесью бандеровской героики», и стал безжалостным снайпером ВСУ, воюющим «бок обо бок с наемниками НАТО» на Донбассе, второй, конечно, Остап – вырос в Донецке, под руководством деда-казака (именно так), а потом, естественно, стал героем-ополченцем. Наивные гоголевские аллюзии должен разрешить вопрос – «Брат на брата или Брат за брата?».

Сценарий написал поэт Леонид Корнилов, отец инициатора проекта. Был снят презентационный ролик с участием актера Юрия Назарова (судя по ролику зрителя ждет претенциозное школярство под украденную у Ханса Циммера музыку).

Авторы проекта планируют собрать деньги для съемки фильма путем краудфандинга, по данным сайта проекта уже собрано более одного миллиона рублей. Обещается открытость в расходовании средств. Авторы «Донбасса» обращаются к жертвователям с таким обращением: «В наше время сложно снять правдивую киноленту, потому что любая съемочная группа становится политически-ангажированной, так как вынуждена соблюдать условия тех, кто платит. Только в том случае, когда платит народ, на экраны страны выйдет честное и подлинное народное кино. Если вы поможете, дорогие соотечественники, историческая правда донбасской войны найдёт своё яркое художественное воплощение в фильме ДОНБАСС. Сценарий уже готов. Дело за вами. За каждым из нас!».

Характерно, что на популярной краудфандинговой платформе Boomstarter попытка сбора средств на фильм «Донбасс» провалилась – из запрошенной суммы в миллион рублей было собрано всего 16 150. Любопытны поощрительные призы для спонсоров – так, для меценатов пожертвовавших от 300 до 500 рублей предполагался приз в виде ленточки с цветами ДНР и надписью «За Новороссию», от 2500 до 10 000 рублей футболка с надписью «Донбасс. Брат за брата». За миллион человек приглашался в команду проекта на любую роль.

На данный момент инициативная группа находится в стадии поиска режиссера и оператора. По ее данным проектом заинтересовался режиссер Владимир Бортко (автор экранизации «Тараса Бульбы»).

Дым Отечества

Украинская сторона ответила на российские выпады пока только сериалом «Гвардия». К сожалению, продукция телеканала «2+2» может проходить только по разряду военно-патриотического воспитания, художественной ценности в отснятом материале ноль. В фильме рассказываются истории первых добровольцев Национальной Гвардии, ушедших в ее ряды сразу с Майдана. Разные люди – киевский интеллигент, слесарь-казак из Запорожья, крымский татарин, бывший «беркутовец» оказываются в одном разведотряде. Впрочем, вся эта галерея портретов оказывается плоской и картонной, единственный живой персонаж – отец-командир «Дед», которого играет актер Алексей Горбунов.

Горбунов отдувается за всех, но и его талантов явно недостаточно, чтобы вытянуть фильм. К тому же явно сказывается дефицит бюджета, на пропаганде Украина как всегда экономит (как сказал Горбунов в интервью «Радио Свобода»: «Мы снимаем на патриотизме и энтузиазме»).

Несказанное

Но, пожалуй, главный фильм на тему войны в Донбассе снят в ближайшее время не будет.Мне представляется, что лучшим режиссером, который бы справился с этой задачей, мог стать только покойный Алексей Балабанов. Собственно, именно этот выдающийся российский кинематографист лучше всех смог сформулировать идею «русского ресентимента», которая бурным цветом расцвела во время донбасского конфликта. Это и дилогия «Брат» о потенциальном будущем ополченце, неприкаянном «человеке с ружьем» с его жутковатыми представлениями о справедливости, ксенофобией (в «Братьях» есть место и украинофобии, и антиамериканизму), и фильм «Война» о всеми оклеветанном и преданном русском солдате. Без Балабанова, чутко проникавшего в мрачные глубины русского подсознания, тема Донбасса вряд ли найдет свое высокохудожественное разрешение, оказываясь на откупе у бойких халтурщиков от пропаганды, и заполошных кликуш.

Впрочем, возможно, это и к лучшему.

———

Читайте также:

10 главных книг о Донбассе

7 главных фильмов о Донбассе

———

Плашка грант

Матеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).

,