Грузинская мечта

Грузинская мечта

Грузинская мечтаСтрана, застрявшая между Европой и Азией, с каждым днем становится ближе

Из Луганска в Батуми, – где в конце октября столбик термометра не падает ниже 20 градусов по Цельсию, где спеют мандарины и хурма, а бескрайнее море своим шумом навевает сладкие и глубокие сны, – можно добраться за 7 часов. Два часа машиной до Донецка, час с небольшим на посадочные хлопоты в аэропорту, полтора часа длится перелет в Кутаиси, еще два часа маршруткой (да-да, русскоговорящие грузины тоже говорят «маршрутка») к месту прибытия – и ты уже гуляешь по набережной столицы Аджарии.

Венгерская лоу-кост-авиа-компания* «Wizz air», открыв свои представительства в соседних с нашим регионом Донецке и Харькове, не только сделала Закавказье ближе, но и изменила представления о бюджете перелета. Билет на самолет «Донецк – Кутаиси» стоит всего 300 грн.! Для сравнения: чтобы долететь из Луганска в Киев, придется выложить из кармана как минимум в четыре раза больше.

К слову, венгерские лоу-костеры еще несколько лет назад всерьез рассматривали возможность обосноваться именно в Луганском аэропорту – хотели одним махом накрыть восток Украины и юго-западные области России. Но не договорились, и теперь луганчанам нужно добираться к соседям, а не наоборот…

Полтора часа в небе – и ты в маленьком аэропорту города Кутаиси. Штемпель в загранпаспорте ставят без проблем, таможенники (как и прочие представители грузинских государственных служб) вежливы и корректны. Контроль проходишь за считанные минуты – чтобы выйти под бескрайнее грузинское небо и стать жертвой навязчивых грузинских таксистов. Отбился с малыми потерями – и мчишь себе по горным серпантинам на восток в Тбилиси или через древнюю Гурию на запад к Черному морю, слушая бесконечные истории из жизни шофера и его многочисленных родственников.

 

Грузинская мечта

Как и прочие экзотические страны, Грузия – страна контрастов. В данном случае страна контрастных резких переходов из вышколенной Европы в дикую Азию, и наоборот. После десятилетия «Мишиных реформ»

(«Мишей» здесь полупрезрительно кличут президента Саакашвили) республика поражает эклектикой из продвинутых социальных технологий и отсталых привычек. Например, вагоны ночного поезда «Тбилиси–Батуми» радуют своей чистотой и комфортом, но проводница может в любой момент ввалиться в купе с зажженной сигаретой и швырнуть на столик горячий чай в одноразовых стаканчиках. Вечерние мегаполисы – Тбилиси и Батуми – очаровывают сверхсовременными башнями из стекла, абстрактными скульптурами и цветными музыкальными фонтанами, но на окраинах грязно и небезопасно, а провинция, если закрыть глаза на буйство субтропической зелени, бедна и неустроена.

– Работы нет! – Жалуется таксист Андро. Со своим дипломом технолога он не смог устроиться на завод, подрабатывает частным извозом, а раз в три дня – горным спасателем. В Грузии крайне мало крупных промышленных предприятий, многие из которых вдобавок простаивают. Проамериканское правительство сделало ставку на туризм, развитие инфраструктуры и на административную реформу. А вот с созданием рабочих мест и с повышением культурного уровня сельского населения полный швах.

Грузинская мечта

Да, полиция здесь внушает страх и уважение, чиновники не берут взяток, но по «зебре» дорогу следует переходить с опаской – пропускать пешеходов тут не принято. Как и не принято отзываться хорошо о политиках, которые, по мнению «пересичных» грузин, только и делают, что набивают свои карманы. 27 октября в стране пройдут Президентские выборы, которые подведут черту под эпохой Саакашвили. Грузины забыли, что 10 лет назад главные города страны напоминали темные развалины, а уровень коррупции зашкаливал. Сегодня грузинский народ требует большего достатка. Плодами продвинутых реформ смогла воспользоваться только незначительная часть населения – средний класс, «белые воротнички», бюджетники и бизнесмены. Полностью вытянуть Грузию из деревенского прошлого у «Миши» не получилось. Селяне и пенсионеры,

подогреваемые мощной ностальгией по советским временам, на недавних парламентских выборах проголосовали за пророссийский блок «Грузинская мечта – Демократическая Грузия». Но от этого ни им, ни среднему классу жить лучше не стало.

При этом именно грузинские пенсионеры и являются главными друзьями русскоязычных туристов – они хотя бы знают язык, некогда объединявший одну шестую часть суши. А вот молодежь, лишенная школьных уроков русского, на заданный вопрос только беспомощно хлопает глазами и бежит искать «дедушку»-толмача.

Грузинская мечта

Впрочем, никакие трудности перевода не помешают в этой стране накормить и напоить туриста по высшему разряду. Грузинское гостеприимство и хлебосольство – не миф, а главный мотор туристической отрасли. Огненный харчо, хрустящие хачапури, тающий во рту шашлык, реки дешевого сносного вина – и все это за сравнительно небольшие деньги (до отвала наесться и напиться можно на 50 грн.). Хозяева встретят с вокзала, донесут чемоданы в номер (100 – 200 грн.) и вообще сделают все возможное, чтобы ты и думать забыл о грузинских, а тем более луганских проблемах.

Да и какие могут быть проблемы на этой по-летнему теплой батумской набережной – с бесплатным вай-фаем, уходящими за горизонт пляжами и огромным ласковым морем?

Справка

*Лоу-кост-авиакомпания (от английского low cost – «низкая цена») – авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.

Типичная бизнес-модель лоу-кост-авиакомпании обычно включает следующие положения:

• один пассажирский класс;

• один тип самолёта (обычно Airbus A320 или Boeing 737), что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала и обслуживание техники;

• минимальный набор дополнительного оборудования в самолете, отсутствие развлекательных видеопанелей, что делает стоимость машины ниже и уменьшает расход топлива;

• простая схема платы за проезд, использование одного бланка для проезда в оба конца, а в последнее время обычным является полное отсутствие бумажных билетов при переходе на электронные билеты;

• акцент на прямых продажах билетов, особенно через Интернет (с целью избежания выплат комиссионных агентам и системам резервирования);

• типично увеличение цены билета по мере заполняемости самолета с целью поощрения раннего резервирования;

• отсутствие мест в посадочных талонах, то есть поощрение пассажиров быстрее подняться на борт и занять места.

В Украине представлено шесть лоу-кост-авиакомпаний: Air Arabia, Flydubai, Norwegian Air Shuttle, Onur Air, Pegasus Airlines и Wizz Air.

 

Сергей Караваев

Залишити відповідь