#365ДнівОбмежень: год борьбы за право на жизнь

#365ДнівОбмежень: год борьбы за право на жизнь

#365ДнівОбмежень: год борьбы за право на жизнь
Открой глаза на ВПЛ. Фото day.kiev.ua

Вчера исполнилось 365 дней с момента принятия Кабмином Постановления 365. Постановой этой установили порядок назначения и отмены выплат переселенцам. По факту – больше порядок отмены, чем назначения. Тысячи людей оказались в тяжелейшем положении, некоторые – вовсе без средств к существованию.

Правозащитники требуют отмены Постановы. Но результата все нет. А тем временем успехи правительства в борьбе с пенсионерами и переселенцами вовсю использует пропаганда группировок «ДНР» и «ЛНР»…

Александр Белокобыльский, «РГ»

Главная «засада» Постановы

Этот документ, повлиявший на судьбы сотен тысяч граждан Украины, приняли без всяких общественных обсуждений.

Самая главная, пожалуй, беда от Постановления КМУ №365 от 8 июня – даже не в том, что оно обосновывает создание комиссий по назначению/отмене выплат. Дело в том, что именно в этом документе сведены воедино «мягкое» и «теплое». А именно – соцвыплаты и пенсии, ради которых люди всю жизнь платили в Пенсионный фонд и которые не могут быть отменены на основании неудачной прописки.

Пенсии не являются социальными выплатами – в отличие от адресной помощи переселенцам. И тем не менее именно этим Постановлением получение пенсии привязали к справке переселенца. Нет действительной справки – нет пенсии.

Поэтому, чтобы получить заработанное своим трудом, пожилые люди с неподконтрольных территорий вынуждены становиться «махинаторами» – оформлять липовые справки. Но пострадали не только пенсионеры ОРДЛО. Известны сотни случаев, когда выплаты отменяли пенсионерам, которые находятся постоянно на подконтрольных правительству территориях.

Читайте также: Все, что надо знать об отмене и восстановлении пенсий Луганску и Донецку

Кроме них, под раздачу попали и работающие переселенцы. Проверки комиссий из соцзащиты ходили, разумеется, в рабочее время. И, конечно, не заставали ВПЛ дома. Помощь от государства на съем квартиры невелика – 400 с небольшим гривен на трудоспособного члена семьи, 800 – на нетрудоспособного (дети, пенсионеры). Но для семьи это ощутимые деньги. В Харькове, где двухкомнатную квартиру можно снять за 4 тысячи, такая помощь семье с двумя детьми даст половину месячной аренды.

Стоит ли говорить, что сама процедура контроля унижает человеческое достоинство.

Флешмоб боли и обиды

Переселенцы и правозащитники к невеселой дате запустили в Facebook хештег #365днівобмежень. Под ним опубликованы десятки личных историй.

«Каждые полгода я должна обновлять информацию о себе, чтобы получить помощь как внутренне перемещенное лицо, – пишет переселенка из Донецка Олеся Цыбулько. – Приходишь, стоишь в живой очереди. Отстоял очередь, тебе сообщат, что надо принести не только справку с работы, но и справку о том, что твой ребенок учится в Киеве (новые изменения не облегчили, а ухудшили, потому проверка комиссии не отменяется).

Едешь в школу ребенка. Напоминаешь всем, что ты внутренне перемещенное лицо и тебе нужна справка, что твой ребенок учится в этой школе. Справка будет готова … нет не по тридцать минут, и даже не в час. ЗАВТРА! На следующий день едешь в школу, потом опять очередь в УТСЗН.

А дальше тебе сообщат когда придет к тебе проверка домой, и ты должен отпроситься с работы и целый день ее ждать там».


«Почему органам соцзащиты недостаточно справки с места работы? Начисления в ПФ легко проверить в доступных электронных сервисах», – задает резонный вопрос другой бывший дончанин Марик Джангутинов.


«Недавно ко мне обратились две женщины – пенсионерки, которые на протяжении последних 10 лет получали пенсию в г. Донецк. После начала антитеррористической операции, бабушки вынуждены были переехать на подконтрольную территорию Украины. Им периодически прекращают пенсионные выплаты без предупреждений, а также проверяющие от УТЗСН не приходят для фактической проверки. И почти каждый месяц бабушки должны обивать пороги соответствующего управления социальной защиты для написания заявлений и объяснений они безвыездно находятся в г. Киеве», – пишет правозащитник Антон Грига.

Читайте также: Жилье для переселенцев. Планы есть, денег нет

За многими историями под тегом #365днівобмежень – настоящие человеческие трагедии. Вот как быть в этом случае, о котором рассказывает Ольга Салова из Горловки?

«Самая болезненная лично для меня история моей мамы. Ее, 80-летнюю женщину (в сентябре будет 81 год) из-за состояния здоровья – было лечение в Институте рака, перенесен микроинсульт, сестра забрала на неподконтрольную территорию.

В апреле маме позвонили из УТСЗН и сказали, что ей прекращают выплачивать пенсию. Почему прекращают платить, она не поняла, и очень разволновалась… И очень-очень расстроилась, что ее, врача-педиатра по профессии с 50-летним стажем, ветерана труда, имеющего статус «дитина війни», лишили пенсии…

И в мае у мамы случился инсульт… Была скорая помощь, реанимация в неврологии, интенсивное лечение… Деньги на лечение давали родственники! Неделю назад ее выписали из больницы! Еще предстоит два этапа реабилитационного лечения. А у мамы нет гарантированной Конституцией пенсии…»


Поможет ли суд против Кабмина?

– Судебный иск против Кабинета министров Украины с требованием отменить Постановление 365 мы подали еще в августе прошлого года, – рассказывает руководитель харьковского офиса Благотворительного фонда «Право на захист» Любовь Бутенко. – Однако судебный процесс затягивается. И заседание назначено лишь на следующий вторник, 13 июня 2017.

Этот фонд – не единственная организация в Украине, которая помогает переселенцам в восстановлении их прав. Правозащитных организаций много, и собрать всю статистику крайне сложно. Но даже цифры одного лишь «Права на захист» дают представление о масштабах бедствия.

Только с начала года, за 5 месяцев в харьковский офис этого фонда обратилось более 800 человек, всего же по Украине – почти 10 тысяч обращений от переселенцев. Из этого количества 58% касаются пенсий, 42% – социальных выплат.

– Не существует упрощенной процедуры для возобновления выплат, поэтому остается идти только судебным путем, – говорит юрист харьковского офиса БФ «Право на захист» Оксана Желанова.

Специалист по правовым вопросам Харьковского полевого офиса Уполномоченного Верховного комиссара ООН по делам беженцев Вартан Мурадян, который принял участие в пресс-конференции, состоявшейся в Харькове 9 июня, подчеркнул:

– В любой стране в мире, когда возникает ситуация, когда людям приходится становиться внутренне перемещенными лицами, первая обязанность государства – обеспечить минимальные потребности своих граждан. В Украине Постановление 365 поставило переселенцев в сложные условия. Они ограничены во многом.

Читайте также: Возможен ли массовый «исход» переселенцев из модульного городка в Харькове?

Представители ООН и других международных организаций не раз указывали на то, что действия правительства Украины в отношении переселенцев не соответствуют нормам как международного законодательства, так и национального.

Есть ли надежда, что сетевой флешмоб переселенцев и правозащитников #365днівобмежень как-то повлияет на ситуацию? Признаться, – очень робкая.

Есть ли надежда, что БФ «Право на захист» сумеет добиться отмены Постановы 365 в судебном порядке? Очень небольшая. Потому что прецеденты были – правительство исправляет пару абзацев, не касаясь сути документа, и делает вид, что проблема решена.

 


 

#365ДнівОбмежень: год борьбы за право на жизньПроект профінансовано з коштів Польсько-канадської програми підтримки демократії, фінансованої у рамках Програми польської співпраці для розвитку Міністерства закордонних cправ Республіки Польщі та Уряду Канади

Залишити відповідь