«ДИДЫ» КОНТРОЛИРОВАЛИ»

«ДИДЫ» КОНТРОЛИРОВАЛИ»

«ДИДЫ» КОНТРОЛИРОВАЛИ»Многие в Украине, кто причастен к реформированию сектора безопасности и обороны, могут сказать: гражданский демократический контроль, призванный содействовать этому процессу, пока не вышел на тот уровень, который может обеспечить кардинальные позитивные изменения. Одной из причин этому является то, что адепты старой системы глубоко засели и не собираются сдавать свои позиции не только в реформирующихся органах, но и в контролирующих эти реформы организациях.

Игорь ФЕДЫК,
Центр исследований армии, конверсии и разоружения

Яркий пример этому – Министерство обороны Украины и действующий при нем Общественный совет, который вместо того чтобы стимулировать позитивные изменения в оборонном ведомстве продолжает, как и раньше, просто проедать бюджетные средства.

Причин этому много, они разнообразные, но все их можно свести под один знаменатель под названием «сопротивление старой системы». Более того, ситуацию усугубляет тот факт, что старая система сидит и там, где ее не должно быть в принципе: в органах, которые должны контролировать, чтобы эта старая система была вычищена под корень.

Речь в данном случае идет о созданном при Министерстве обороны Украины Общественном совете, который, в отличие от других субъектов гражданского демократического контроля (волонтеров, иностранных советников и экспертов и т.п.) продолжает существовать с мышлением и мотивацией, которую вряд ли можно назвать государственнической да еще и на деньги, как любят говорить на Западе, честных налогоплательщиков.

Согласно Положению «Об Общественном совете при Министерстве обороны Украины», этот консультативно-совещательный орган образован для содействия участию общественности в формировании и реализации государственной политики в управлении государственными делами, осуществления общественного контроля за деятельностью Министерства обороны Украины, налаживания эффективного взаимодействия с общественностью, учета общественного мнения при формировании и реализации государственной политики в военной сфере.

Решения Совета должны направляться на обеспечение соблюдения Конституции и законодательства Украины в деятельности Министерства обороны и Вооруженных Сил Украины, решение вопросов повышения обороноспособности страны, социальной защиты военнослужащих, участников АТО и членов их семей, работников Вооруженных Сил Украины, ветеранов военной службы, содействие социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, уволенных в запас или отставку из рядов Вооруженных Сил Украины, и членов их семей, военно-патриотическому воспитанию военнослужащих и патриотической работе среди граждан Украины, укрепление позитивного имиджа Вооруженных Сил Украины.

Как видно, поле деятельности у Совета весьма широкое и ответственное, и актуальность сего органа не должна вызывать никаких вопросов. Соответственно, реализацией всего вышеописанного, особенно в этот сложный для государства период, должны заниматься высокомотивированные и знающие свое дело люди. Однако когда посмотреть на состав Общественного совета, то он с одной стороны вызывает искреннее удивление, с другой – саркастическую улыбку, а с третьей – вполне логический вопрос: «Это что такое?»

Кроме разного рода ветеранских и казацких организаций, которых там большинство, в Совет также входят БФ «Украина космическая», ВБФ «Экология и социальная защита», ОО «Федерация женщин за мир во всем мире», ОО «Собрание романского культурного наследия», ОО «Фонд культуры и искусств Украины», ВОО «Союз христианских писателей Украины», Религиозная община Полного Евангелия «Утренняя звезда» в Голосеевском р-не г. Киева, ВОО «Крестьянское казачество Украины» и многие им подобные.

Ни одной волонтерской организации типа «Народный проект», «Народный тыл», «Крылья Феникса», «Армия SOS», «Вернись живым», «Волонтеры без границ» и других, которые за три года войны сделали для армии больше, чем весь тыл вооруженных сил, в Общественном совете при Минобороны почему-то нет.

Ответ на вопрос, почему в осуществляющем над Минобороны гражданский демократический контроль органе до сих пор нет людей, которые не просто искренне желают помочь Украинской Армии, но и уже не первый год делают это не покладая рук, дают события февраля-марта 2017 года.

Так, к примеру, 24 февраля на учредительное собрание нового состава Общественного совета при Минобороны, просто не были приглашены (или не уведомлены) ключевые волонтерские группы и общественные организации, которые способствуют армии, зато присутствовали малоизвестные ОО, которые за последние годы не приобщались к деятельности ведомства. По словам волонтеров, целью таких сборов была минимизация участия волонтерских организаций в работе Общественного совета.

Достаточно красочно описал происходящее в тот день Соучредитель «Народного тыла» Роман Синицын:

«По формальным основаниям опытные пожилые чиновники и крючкотворы во главе с генералом Палием «сбрили» пару десятков реальных волонтерских организаций, зато протянули свои бутафорские ООшки по типу: «Фонд генералов Львовщины», «Фонд героев Советского Союза», «Религиозная община полного Евангелия «Утренняя звезда» в Голосеевском р-не» и другой трешняк… Эта мигрирующая карусель фейковых ООшек и пенсионеров-«общественников» сейчас так же заходит или зашла в целый ряд других министерств – Минсоц, оккупированных территорий, Госслужбу по делам ветеранов АТО и т.д. Имитируя общественность… Сегодня это произошло в МО».

Его слова также подтвердил военный журналист и общественный активист Роман Бочкала: «Практически все авторитетные волонтерские организации отсеяли. Многим не сообщили о сегодняшнем мероприятии. Классика подковерного жанра. Зато наполнили совет какими-то непонятными «фондами инвалидов». Видно, кому-то очень не хочется, чтобы реальные волонтеры контролировали внутреннюю кухню Минобороны».

Как результат – целый ряд реальных и действующих волонтерских организаций, в знак протеста покинули заседание. В свою очередь Совет волонтеров при Минобороны заявил, что решения собрания Инициативной группы по выборам Общественного совета принимались с нарушением законодательства и внутренних процедур и потребовал признать их нелегитимными.

Те же, кто все-таки остался и принимал участие в голосовании за новый состав Совета, так описывали этот процесс:

«Увидела изнутри, как старая гвардия держится за власть. Какими методами действует. Мой голос «против» не играл никакой роли, поскольку в состав Инициативной группы вошли почти исключительно «ручные» военные пенсионеры или «прирученные» гражданские, которые голосовали «за». Как они «отфильтровали» волонтеров – тех, кто реально работает на победу, помогая фронту и продвигая реформы в тылу… Должна также сказать, что со мной и другими представителями проводились «торги» по поводу членства в Совете, некоторые из них – зафиксированы» (Валентина Варава, Волонтер организации «Инициатива Е+»).

Для лучшего понимания того, кто под прикрытием Общественного совета продолжает паразитировать на бюджетных средствах, следует напомнить также об инциденте с его руководителем, который имел место через некоторое время после описанного скандального заседания. На следующем заседании Совета, которое состоялось 10 марта, генерал Палий был почти отправлен в нокаут ветераном АТО – а ныне главой организации «Новый Огонь» и инструктором в батальоне «Донбасс» – Дмитрием Резниченко.

Инцидент произошел после того, как Резниченко обвинил «Организацию ветеранов Украины» и ее руководителя, экс-депутата ВРУ от Компартии Петра Цыбенко в организации в мае 2016 года в Киеве флешмоба («Бессмертный полк») с георгиевскими лентами на деньги из украинского бюджета. После этого, по словам того же Романа Синицына, «Деды стали на амбразуру и начали вопить: «это почетно», «кто дал вам право называть их колорадскими. В результате ветеран российско-украинской войны разбил генералу Палию физиономию» (из соображения этики, последнее слово было изменено автором).

Также более чем красноречиво о «деятельности» Общественного совета говорят и ее результаты, а точнее, их отсутствие. Так, если зайти на официальную страницу Министерства обороны, то можно увидеть, что последний отчет Совета – за 2015 год, последнее его решение – за 31 марта 2016 года, а последний план его работы разработан на 2016 год. То есть, члены Общественного совета не могут показать ни работу, ни результаты.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что волонтеры обвиняют Совет в том, что им управляют «просоветские ветеранские организации, которые получают огромные суммы из государственного бюджета Украины без конкурса проектов, и эти средства идут в основном на уставную деятельность и бюрократические нужды».

После волны недовольства волонтеров «ручным» механизмом избрания Общественного совета, Министр обороны Степан Полторак лично дал поручение провести проверку всех документов, которые касаются выборов в эту организацию, заверив при этом, что «Министерство обороны заинтересовано в качественном общественном контроле и формировании состава Общественного совета прозрачно, открыто и публично». После таких слов, и всей предыдущей волонтерской активности появился луч надежды на то, что здравый смысл, а с ним и интересы украинской армии, победят.

Но, как оказалось, желания пенсионеров пользоваться бюджетными деньгами оказались для Минсоцполитики более весомым аргументом, чем слова и деятельность ищущих справедливости волонтеров. И уже 29 мая Дмитрий Резниченко на своей странице в Facebook написал следующее:


«Вы не поверите. Министр соцполитики Андрей Рева сегодня подписал полугодовое финансирования ватных псевдоветеранских организаций в полном объеме. Вся работа общественности, все журналистские расследования, все внимание общества, все договоренности и обещания одним махом – псу под хвост. Сепары получили бюджетные деньги, которые хотели. Мы ничего не смогли сделать».

В принципе, этого пока более чем достаточно, чтобы охарактеризовать ситуацию вокруг гражданского демократического контроля над Министерством обороны Украины. Однако есть одна важная деталь.

Опыт последних лет подсказывает, что ставить точку в этом вопросе еще рано. Так просто украинские волонтеры и патриоты, которые вместе с бойцами проходят закалку на полях Донбасса, не сдадутся. Говоря языком военных – «Палий и Ко» выиграли бой, но не войну. Поэтому, что касается как Общественного совета при Министерстве обороны, так и гражданского демократического контроля над сектором безопасности и обороны Украины в целом, то здесь лучше будет сказать to be continued…


Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Реальной газеты» и Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Залишити відповідь