Децентрализация и Донбасс: факты и мнения


na sajt ED dva

Пока созданные недавно громады перенимают зарубежный опыт и оценивают преимущества децентрализации, многие города, поселки и села по разным причинам не могут начать этот процесс. Часть из них находится на Донбассе. Реформы в истощенном войной регионе напоминают движение по болотистой местности: сложно сказать наперед, где трясина, а где твердый грунт…

Кира Молчанова

Широкие возможности – большая ответственность

Сегодня в процесс децентрализации вовлечены 4 громады в Луганской области (планируется создать еще 21) и 7 в Донецкой (планируется создать еще 38). При этом процесс идет очень медленно. С одной стороны, действующая местная власть не спешит расставаться с привилегиями, с другой – бюрократические проволочки. И тут возникает вопрос: кто (или что?) именно тормозит децентрализацию: бумажный или человеческий фактор?

карьерПричины, по которым децентрализация на Донбассе напоминает поиск пути в топях, могут быть разными. Например, недоверие власти, отсутствие желания строить планы на будущее из-за войны или «железная хватка» промышленных конгломераций. Одно дело, когда речь идет об объединении нескольких сел в пределах сельскохозяйственного региона, а другое – когда речь заходит о промышленном Донбассе. Например, планы собственников предприятий по добыче полезных ископаемых могут идти вразрез с планами громады, как это сейчас происходит в городе Часов Яр Бахмутского района Донецкой области. Расположенный там огнеупорный комбинат находится в собственности Валентина Лукьянова. Собственник предприятия не заинтересован в общественных начинаниях громады, объясняя все тем, что скоро на месте города будет карьер по добыче глины. Владелец предприятия, которое обеспечивает 70% местного бюджета, оказался заинтересованным не в развитии города, а своего бизнеса.

Как известно, децентрализация предполагает, что часть местных налогов останется на местном же уровне. Реформированный административный аппарат в громаде сам может направлять деньги туда, куда считает нужным. В результате громады имеют больше возможностей по сравнению с централизованным управленческим аппаратом, который не всегда в курсе, на что нужны деньги в первую очередь. Однако большая власть – это еще и большая ответственность. И далеко не все представители на местах готовы брать её на себя.

Еще одна причина, по которой процесс децентрализации идет медленнее, чем хотелось бы (не только на Донбассе, но и во всей Украине) – это медленное изменение отношения людей к собственной активности. Как оказалось, далеко не все сегодня понимают свои возможности и знают свои права. Очень многие просто не осознают, чего они могут добиться самостоятельно и предпочитают ждать, когда кто-то посторонний изменит их жизнь к лучшему. Но оказывается, что ряд проблем в городе, селе или посёлке можно решить самим, задействовав при этом донорские фонды. Остаётся только эффективно распорядиться полученными средствами.

О перспективах децентрализации

Лучший способ доказать кому-то, что децентрализация способна изменить громаду – это показать успешный пример объединения людей, рационально воспользовавшихся возможностями, которые им предоставили.

Например, премьер-министр Украины Владимир Гройсман ожидает от децентрализации большого позитивного эффекта. «Чрезмерная централизация власти была одной из критических причин медленного экономического развития Украины», – пишет он на своей странице в Facebook.

Гройсман полагает, что без вовлечения местного самоуправления и без стимула для местного экономического развития ускорить рост экономики не получится.

зубкоМинистр регионального развития Геннадий Зубко считает Донбасс регионом, где децентрализация будет проходить медленнее, но все равно состоится. Тормозят процесс утраты, связанные с войной. Речь идет не только о материальных убытках, но и о специалистах, которые покинули эту территорию. Впрочем, министр всё равно видит в Донбассе потенциал.

«Мы способны восстановить этот регион. Вопрос только в средствах. И децентрализация будет способствовать этим процессам. Уже созданы объединённые территориальные общины в Луганской и Донецкой областях. Там происходит рост местных бюджетов. Средства, которые ранее направлялись на временно оккупированные территории, сейчас остаются здесь на развитие инфраструктуры», – рассказывает Зубко.

Это значит, что процветание общин на контролируемой части Луганской и Донецкой областей – это дополнительный стимул для жителей оккупированной территории хотя бы лишний раз задуматься, хотят ли они жить в «народных республиках».

жебривскийПоддерживает идею децентрализации и председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский. Процесс создания территориальных громад он считает «делом национальной безопасности».

«Объединенные территориальные громады – это не «удельные княжества» и не наделы для «окормления». Сегодня децентрализация, реформа местного самоуправления и создание способных территориальных громад – это дело национальной безопасности и будущего Украины», – заявил он.

гарбузА его коллега, руководитель ЛОВГА Юрий Гарбуз призывает не торопиться.

«По децентрализации – есть двоякое понимание ситуации. Что касается скорости, то я бы не спешил. Сегодня ни один министр не может сказать, как это будет работать», – заявил он. По его мнению, решения о создании громад должны приниматься взвешенно и после совещания с местными активистами.

поповНельзя сказать, что губернатор Луганской области неправ в своей неспешности. Директор офиса реформ в Донецкой области Сергей Попов рассказал об ещё одном донбасском конфликте на почве децентрализации. Так, в Донецкой области есть несколько мест компактного проживания лемков и бойков – жителей западных областей Украины, которых насильно переселили на Донбасс в 50-е годы ХХ века. Сегодня они проживают в нескольких населённых пунктах, которые хотят объединиться в маленькую, но уже имеющую свои контакты громаду. В свою очередь, власти не разрешают создать настолько маленькую общину.

При этом в Ивано-Франковской и Тернопольской областях есть маленькие громады по 2-2,5 тысячи жителей. Получается, что «представители облгосадминистраций ссылаются на один и тот же закон и одну и ту же норму, но за двойными стандартами», – констатировал Попов. Так что процесс создания общин невозможен без диалога власти и населения, специалистов по децентрализации и активистов, лидеров громад и местного бизнеса.

Что же говорят сами жители Донбасса?

С 1 по 26 июня 2017 года Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива провел исследование в неоккупированных районах Луганской и Донецкой областей. В центре внимания было отношение жителей Донбасса к децентрализации.

Большинство жителей Донбасса в целом поддерживают идею децентрализации. Так, за расширение полномочий местного самоуправления высказались 49% жителей Луганской и 50% жителей Донецкой областей.

диагр1

Однако интерес вызывает то, что респонденты по-разному представляют, что произойдет в результате децентрализации. Так, например, часть жителей Донбасса настроены оптимистично: 20% в Луганской области и 14% в Донецкой считают, что смогут эффективнее влиять на власть. Еще 27% и 29% жителей областей ожидают, что улучшится качество услуг для граждан. Однако есть и те, кто видит не такие радужные перспективы. Так, 17% жителей Луганской области и 22% жителей Донецкой области опасаются, что в результате процессов децентрализации ускорится опустошение деревень и поселков. Еще 14% и 29% в обеих областях уверены, что процессы расширения полномочий местных властей приведут к появлению так называемых «князьков».

диагр2

Если рассматривать результаты по каждой области, то жители Луганщины настроены более оптимистично. Здесь негативные последствия децентрализации ожидают только 30% опрошенных, в то время как жители Донетчины настроены негативно в 52% случаев. А вот в уровне оптимизма различий меньше 47% среди луганчан и 43% среди дончан. Треть жителей Луганской области в своём мнении не определилась.

При этом  большинство жителей Донбасса (49%) не почувствовали изменений от использования дополнительных средств, которые местные бюджеты получили в последние годы. Правда, и тут представители Луганской области оказались оптимистичнее: 28% опрошенных здесь заявили, что почувствовали перемены к лучшему, в то время как в Донецкой области так высказался только 21% опрошенных. Тех, кто почувствовал изменения к худшему, – несколько меньше (19% в Луганской области и 24 % – в Донецкой).

диагр3Также в ходе исследования выяснили, куда бы жители Донбасса в первую очередь направили бюджетные средства своей громады. 63% жителей Луганской области и 56% жителей Донецкой направляли бы бюджет на возобновление работы предприятий, создание новых рабочих мест. Также в приоритетах ремонт и улучшение инфраструктуры (56% в Луганской области и 28% в Донецкой).

За повышение социальных выплат инвалидам, пенсионерам высказались 22% жителей Луганщины и 36% жителей Донетчины, а за улучшение медицинского обслуживания – 25% и 27% жителей обеих областей соответственно. Среди других приоритетных задач, на которые жители Донбасса считают нужным тратить бюджетные деньги — благоустройство города / села (24% и 20,5%) и помощь людям в налаживании мелкого и среднего бизнеса (26% и 17%).

диагр4

Данное исследование можно расценивать как отражение тенденции, которая сложилась на Донбассе в отношении децентрализации. Несмотря на фактическое состояние ведения войны, жители двух областей восприняли процесс расширения полномочий местной власти и ожидают от него позитивных изменений.

Нельзя отрицать, что впоследствии мы еще услышим о разнообразных ошибках, допущенных во время создания громад. Финальный успех или неудача процесса зависят от работы местных общин, умения сотрудничать и договариваться, находить или обучать талантливых менеджеров, искать дополнительные источники финансирования, объяснять, какие преимущества и какие риски влечет за собой децентрализация и т.д. Важно понимать, что происходящие изменения дают общине не только больше прав, но и больше ответственности. Отговорки вроде «Киев не дал денег» вскоре перестанут быть актуальными.


Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Реальной газеты» и Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Добавить комментарий