Медвежий угол Украины


За два года войны Луганская область (ее подконтрольная Украине половина) только отдалилась от других регионов страны. Приграничный восток отрезан бездорожьем и ведущими в никуда железнодорожными путями. И потихоньку превращается в настоящую зону отчуждения

3985Андрей ДихтяренкоКиев – Рубежное – Северодонецк – Счастье – Теплое

Автостанция «Северодонецк»

– Я сама украинка, я родилась тут! Но то, что вы, украинское телевидение, рассказываете – это все неправда! Вот мы, Станица Луганская живём в Украине, да? А почему у нас только российское телевидение? Почему у нас нет украинского телевидения? А я вот сейчас приехала к друзьям, я смотрю украинское телевидение, так я в шоке просто!

Это Юля, смуглая девушка лет 25. Она садится в одну из маршруток до Станицы, и на мои расспросы о дороге, буквально взрывается возмущением.

Спрашиваю, что именно украинское телевидение говорит не так?

– Да всё не так! Все стреляют одинаково!

– И с той и с другой стороны?

– Да! Вот я живу в Станице Луганской, все стреляют одинаково! Вы говорите, что Станица против отвода войск (стороны конфликта на Донбассе договорились о разведении войск на трех участках линии соприкосновения, но в Станице Луганской прошел митинг против отвода ВСУ – автор). А вы спросите меня – я хочу, чтобы войска отвели! У меня двое детей, я хочу нормальную жизнь. Какая у нас была раньше. Я не хочу спать и думать, что вдруг сегодня начнут стрелять…

Обещаю Юле, что обязательно напишу о нашем разговоре. И проеду в Станицу, чтобы посмотреть на все своими глазами. «Вы ничего там не увидите, потому что приедете днем, а обстреливают ночью», – скептически реагирует девушка.

– Единственная дорога до Станицы разбита, – жалуется Александр, водитель маршрутки. – От Северодонецка до Счастья ещё более-менее, но и там ям хватает. А если брать от Счастья до Станицы через Петровку, там дороги такие… Есть промежуток в 15-20 км, там практически дороги нет.

…Ежедневно из Станицы в Северодонецк и дальше едут тысячи человек. В Луганской области существует только один официальный контрольный пункт пересечения линии разграничения – пеший, в Станице, через разрушенный мост. Автомобильный пункт пропуска в Золотом, где тоже обещали развести войска, в итоге так и не открыли. Поэтому для многих жителей того же Луганска путь из Станицы – через Петровку, Счастье и Новоайдар – чуть ли не единственная «дорога жизни», связывающая неподконтрольную территорию с «большой землей».

– Но если опыта нет, лучше самостоятельно по этой дороге не ехать. – Предостерегает Александр. – Там лунный ландшафт! И ничего никто не делает… Ехать опасно, а что будет дальше, когда пойдет снег? Сейчас-то хоть асфальт сухой.

Дорога Счастье – Теплое

Путь от Северодонецка до Счастья, где мы снимали сюжет для «Радио Свобода» про Луганскую ТЭС, меряется блокпостами – их 7 штук. На одних досматривают тщательно, на других только бросают взгляд на журналистское удостоверение и желают счастливого пути. Дорога разбитая, но вполне проезжая.

3986

Настоящее бездорожье начинается уже за Счастьем, на полдороги к Станице. Действительно, «лунный ландшафт» – огромные рытвины, по которым, переваливаясь, идут автобусы с людьми.

Впрочем, некоторые гонят прямо по полям – там ровнее. Повторюсь, для многих жителей территории, подконтрольной «ЛНР», эта дорога – одно из первых впечатлений об освобожденной части Луганской области.

Кстати, в плохом состоянии и автомобильные пути, лежащие далеко от линии фронта. Участок дороги от Кременной до Славянска на границе Луганской и Донецкой областей немногим лучше. А ведь это маршрут, позволяющий добраться до «Интерсити»! С поездами в Луганской области тоже плохо.

Читаю архив новостей: еще летом Луганская областная военно-гражданская администрация обещала выделить на ремонт дорог более 260 миллионов гривен. На носу зима – почему же дороги до сих пор в таком плохом состоянии?

Железнодорожное одиночество

– Вся проблема с ремонтом автодорог возникла из-за того, что на сегодняшний день на Луганщине плохо с жд-сообщением. – Объясняет мне ситуацию Сергей Шелест, и.о. директора департамента регионального развития Луганской областной военно-гражданской администрации, с которым мы встретились в Северодонецке. – В области практически не осталось крупноузловых железнодорожных станций, которые могли бы аккумулировать вагоны с материалом для строительства дорог. Идёт перегруз, и поэтому очень трудно доходит до нас порожняк, доходят составы. В частности, мы вот сейчас столкнулись с проблемой щебенки и отсева…

3981

Сергей Шелест

Глава департамента уверяет меня, что миллионы, выделенные на ремонт, никуда не исчезнут. И, пусть и с опозданием, но «дороги жизни» Луганской области все-таки будут отремонтированы – в апреде 2017 года. При этом Сергей Шелест рассказывает еще об одной транспортной беде региона:

– Фактически, в настоящем транспортном тупике оказался северо-восток области. Если вы посмотрите на карту жд-сообщения, увидите, что по Луганщине проходят две параллельные ветки с севера на юг. Обе они ведут на территорию, которая сейчас подконтрольна так называемым «ЛНР» и «ДНР», и соединяются в захваченном боевиками Дебальцево. И если западная ветка еще соединяется с другими жд-путями Украины, то восточная от них отрезана. И это тоже тормозит экономическое развитие региона – в частности, аграрные предприятия не могут вывезти свою продукцию.

sc

Новая железнодорожная ветка «Сватово — Белокуракино» поможет соединить восток Луганской области с Украиной

В Луганской ОВГА даже создали совместную с «Укрзализницей» комиссию, чтобы соединить «параллельные прямые» – связать новой 45-километровой жд-веткой Белокуракино и Сватово. Но когда на это будут выделены деньги – вопрос открытый.

После беседы с представителем власти еду в Рубежное – это ближайшая к «столичному» Северодонецку железнодорожная станция. Долго стою в очереди, чтобы купить билет до Киева – выясняется, что все посадочные места на единственный проходящий здесь киевский поезд выкуплены на несколько дней вперед.

3984

Уже вечером, перед тем как отправиться в дорогу по ухабам до Славянска, а оттуда уже с помощью «Интерсити» в Киев, узнаю, что Луганская ОВГА проводит инвестиционный форум – мероприятие, хорошо известное по луганским «довоенным» временам. И недоумеваю, как можно привлечь инвестиции в регион, который за последние два с половиной года превратился в глухой медвежий угол.

___________________________________________________________________________

Плашка грантМатеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

,

Добавить комментарий