Регулярные авиарейсы в Сирию с боевиками российских «частных военных компаний» на борту осуществляются из аэропорта в Ростове-на-Дону. Компания-перевозчик – сирийская, а вот сами самолеты – вполне вероятно, с украинской пропиской. Какие компании оказались причастными к переброске российских военных? И почему им разрешили работать в Украине, несмотря на американские санкции? Это выяснили журналисты проекта Радио Свобода Донбас.Реалии
Андрей Дихтяренко
Евгений Головин
Поздняя ночь, аэропорт в российском Ростове-на-Дону: десятки людей в камуфляже с тяжелыми рюкзаками ждут посадки на гражданский самолет. Это – российские наемники, которые отправляются на войну в Сирию. Схему трафика боевиков раскрыли журналисты агентства Reuters.
«Родственники наемников подтверждают, что они воевали именно в« ЧВК Вагнера », – говорит журналист Reuters Елена Васина.
Официально перевозчик наемников – сирийская компания Cham Wings. Под международными санкциями – с 2016 года. Только за последние 14 месяцев авиаперевозчик совершил 51 рейс из Дамаска и Латакии к российскому Ростова-на-Дону и обратно.
«Может играть свою роль и близость к Донбассу. Есть вероятность, что и наемные военные из неподконтрольных Украине территорий тоже участвуют », – отмечает Елена Васина.
По информации Reuters, самолеты «Cham Wings» ранее принадлежали европейским и американским компаниям, а попали к сирийцам через сеть посредников. В частности, более 80 самолетов арендовали украинские авиакомпании «Хорс» и «Дарт» – с них как минимум 40 потом оказались в Ираке, Иране и Сирии, утверждают журналисты.
Но значит ли это, что украинские перевозчики причастны к переброске российских «вагнеровцев» на Ближний Восток?
«Я думаю, что здесь речь идет действительно о лизинге (распространенный вид аренды – ред.) Украинской компанией самолетов, а затем, когда этот лизинг заканчивался, их приобрела другая компания. И это могла быть, в том числе, сирийская или другая компания », – говорит бывший первый заместитель министра инфраструктуры Украины Василий Шевченко.
Реакция авиакомпании «Хорс»
Но журналисты Reuters выяснили, кому принадлежал один из самолетов Airbus320, который возил боевиков из Ростова в Сирию. С марта 2015 года его бортовой номер числился в реестре воздушных судов Украины. Оператор лайнера – авиакомпания «Дарт». А с августа – другой украинский перевозчик – «Хорс». И уже с апреля того года самолет выполнял рейсы для сирийской компании.
«Хорс», кстати, получал благодарность от правительства Украины, вернее от авиационной службы, за то, что они вывозили граждан Украины из Сирии », – говорит Шевченко.
Телефоны авиакомпании «Хорс» не отвечают – идем по указанному на сайте адресу в Киеве.
– Это проект Донбас.Реалии, добрый день! Мы хотим с кем-то из руководства пообщаться с менеджеров компании.
– Я сомневаюсь, что кто-то будет с вами общаться, – ответил охранник.
– А почему не будет?
– Ну, почему. Потому что не хотят!
Мы оставляем охраннику свои номера телефонов. Но этот авиаперевозчик на связь так и не вышел. Может, повезет с другим фигурантом скандала – фирмой «Дарт»?
Флот «Дарт»: еще один фигурант скандала
Как сообщают СМИ, весь флот «Дарта» не так давно перешел к новой компании «Эйр Аланна». В кассах аэропорта «Жуляны» подтверждают: чартеры «Аланна» принимать пассажиров в ближайшие месяцы.
– Добрый день, у вас «Эйр Аланна»?
– Да.
– Скажите, а куда они сейчас летают?
– Ну, планируется – Афины, – ответили в аэропорту.
Отправляемся по адресу «Эйр Аланна».
– Привет! Скажите, пожалуйста, а тут есть фирма «Эйр Аланна»?
– Есть! Они занимают этаж, – говорит охранник.
– Мы к ним хотим попасть.
Заходим внутрь. Однако вход на этаж, где прописана авиакомпания, ставшая владельцем имущества авиаперевозчика «Дарт», закрыт. Откуда такая секретность? Источники Reuters намекают: дело в держателях.
«Одно из лиц, на которое, если я не ошибаюсь, зарегистрирован «Хорс », указал как адрес своей регистрации именно адрес Главного управления разведки Украины», – отмечает Елена Васина.
Мининфраструктуры назначило проверку авиаперевозчиков
Но еще до скандала с переброской в Сирию боевиков «Вагнера», в сентябре 2017 года, эти украинские авиаперевозчики попали под санкции Министерства финансов США за сотрудничество с авиакомпаниями Ирана, которые перевозили оружие и бойцов Корпуса стражей Исламской революции – из Ирана в Сирию.
«Назначены проверки Мининфраструктуры, но здесь, по моему мнению, важна другая составляющая. Все компании, работающие за пределами Украины, должны понять, что они находятся также в зоне риска », – отмечает Василий Шевченко.
Только после расследования о переброске российских наемников украинское Министерство инфраструктуры назначило проверку всех причастных к скандальному трафику. Но ответа на вопрос, почему же украинские авиакомпании, которые фигурируют в списке санкций США, все это время продолжали работать в Украине – от чиновников мы так и не получили.
И только за какие-то десятки километров от Донбасса с российского Ростова-на-Дону в сирийские аэропорты продолжают курсировать чартерные рейсы с боевиками.