Отец Александр Авдюгин: «Святые сегодня живут среди нас»

Отец Александр  Авдюгин: «Святые сегодня  живут среди нас»Протоиерей Александр Авдюгин – один из самых популярных православных писателей сегодня. Поводом для встречи с ним стал выход в свет очередного сборника «Батюшкин грех и другие рассказы». Говорили, конечно, и о политических страстях, и о том, нужно ли священникам на трибуны выходить. Забегая вперед, скажу: отец Александр считает, что с сепаратизмом батюшки бороться не должны, как и не должны они заниматься политикой вообще

 

– Это уже четвертая, кажется, книга ваша, отец Александр?

– Пятая. Новых рассказов, которые еще не публиковались, в ней всего несколько, в целом же это сборник лучшего, что уже выходило и в «Господь управит», и в «Приходских хрониках», наиболее популярного в Интернете. Вторая часть книги – необычная.

Два с половиной года назад в Балаклаве был фестиваль православных СМИ, и у нас зашел разговор о том, что жития святых, которые мы читаем, которые любимы прихожанами, – написаны архаичным языком позапрошлого века. Мы почитаем святых, любим их. Но почему говорим о них в прошедшем времени? Они ведь реально участвуют в нашей жизни.

Решили провести эксперимент, по благословению владыки – епископа (сейчас он уже митрополит) Александра Драбинько: давайте-ка попробуем написать жития святых современным языком, связать жития древних святых с сегодняшним днем, сделать их актуальными для современного читателя. И я написал несколько. Там и Филарет Московский, и Николай Чудотворец, и Антипий Пергамский, который жил вообще в I-II веке по Рождеству Христову. Постарался привязать и ко дню нынешнему, определить их актуальность в наше время. Кажется, получилось, судя по отзывам после публикации в некоторых журналах – «Лоза», «Фома». Должен сказать, что сам не ожидал такого теплого приема.

– Название у книги отчасти провокационное, я бы сказал. С ним сложностей не возникло?

– Название «Батюшкин грех и другие рассказы» предложил издатель. Ему же нужно книжку продать.

Цензоры в церкви были, есть и будут – так оно и должно быть, потому что богословские изыски должны быть в парадигме православной веры, и у нас в Украинской Православной Церкви есть такой цензор, который был категорически против, чтобы книга называлась подобным образом.

В конце концов, издатель поехал в издательский отдел Русской Православной Церкви, где и получил благословение.

– В то же время вы не раз говорили и в интервью, и в дискуссиях в Сети, что в церкви собираются не святые, а грешники, которые ищут спасения.

– Всё верно, входя в церковь, нужно снимать шапку, а не голову. Именно – служат и молятся грешники. Но у нас есть удивительная особенность: мы все хотим стать святыми. Господь спасает кого? – Того, кто свят. Представляете такое желание? – «Я хочу стать святым». Так вот, главная цель этой книжки: показать, как стать святым. Даже со всеми нашими страшными грехами, несуразностями… Если ты хочешь спастись, стремишься к этому, – Господь, по милосердию своему, тебе в этом помогает.

На Пасху мы читаем Слово Иоанна Златоуста, там есть слова: «Господь намерение целует». Намерение, понимаете? Если стремишься к Богу, то Господь, видя всю твою греховность, всю твою негодность, – он всё едино тебя любит и слышит. Необходимо лишь искреннее стремление и не менее искреннее желание. Последняя книга именно об этом рассказывает. До этого были чисто художественные произведения, эссе. А здесь – жития святых, чтобы показать, что они живут вместе с нами, и по их примеру можно поступать в повседневной жизни.

– А оригинальное название у сборника какое было?

– А мне изначально понравилось название, которое предложил издатель. «Грех батюшки» – это один из рассказов. Там священник поддается уговорам цыган и крестит быстро «оптом» цыганчат маленьких за то, что ему перекрывают крышу на храме. С одной стороны, чисто меркантильный вроде бы интерес – вода течет с потолка в храме, а с другой – целый табор малышни ему привели. Есть ли тут грех? Решил он, что нет.

– Многие рассказы у вас, что называется, «основаны на реальных событиях», я знаю.

– Все рассказы имеют реальную основу. Разумеется, не без художественного вымысла: простите, я писатель.

– Как вы думаете, вам удается влиять на настроения в обществе?

– Наверное – если у меня в «Живом журнале» почти 4 тысячи читателей, в «Фейсбуке» столько же. Это люди, которые хотят читать то, что я пишу, прислушиваются, надеюсь, к моему мнению. Думаю, что влияю.

Начало реальной писательской работы положено лет 8 или 9 назад, когда московский литератор и писатель Юлия Вознесенская, увидев мои работы, предложила их публикацию. Она скомпоновала мои рассказы, немножко подредактировала и отнесла в издательство «Лепта» в Москве. Книжка вышла, затем тираж повторили. Сейчас, насколько я могу подсчитать, общий тираж книг составил больше 100 тысяч экземпляров.

Я себя не считаю вторым Чеховым, ни в коем разе, но люди читают, задают вопросы, – и это радует. Хотя денег на этом много не заработаешь.

– И тут мы плавно переходим к теме о роли священника в обществе, особенно в нынешних тревожных условиях.

– Я только что вернулся с Координационного совета Информационного отдела Украинской Православной Церкви. Мы, представители масс-медиа православного Севера, Запада, Юга и Востока Украины, пытались создать единую картину того, что происходит. Наверное, в парадигме любви и единства пребываем только мы. Вчера рядом со мной сидели и беседовали мукачевский, львовский, волынский, черниговский, херсонский, днепропетровский, харьковский священники. И у нас не было никаких противоречий, хотя думаем мы совершенно по-разному.

Меня ввели в Координационный совет Информационного отдела УПЦ по Востоку Украины. Я могу сказать, что сегодня мы стали свидетелями информационного удара, от нас не зависящего. В Киеве нас представляют одним образом, а мы их – иначе, а на Западе совсем иное мнение о своих восточных единоверцах.

Когда я сказал, что очень многие прихожане моей церкви настроены пророссийски – для батюшек из других регионов это было откровением. Хотя точно такое же настроение во всех восточных и многих южных епархиях.

Это не значит, что мы против государства, его унитарности и доброго дружественного единства. Просто когда тебя на протяжении 23 лет считают и представляют человеком второго сорта, реакция последует, что и сталось.

Мы поставили перед собой цель: никогда с церковного амвона не говорить о политических событиях. Ошибка в 2004 году уже была. Есть официальное решение Синода нашей Церкви, где четко и определенно сказано – в политических баталиях не участвуем.

Мне всё едино, кто придет ко мне на исповедь – центрист, националист, сепаратист – для меня он грешный человек, образ и подобие Божие. А его политическое мировоззрение – это вне Церкви.

– Сегодня у захваченного здания СБУ в Луганске тем не менее есть священники.

– Батюшки же там не говорят политическими лозунгами, обратите внимание. Они призывают к миру, чтобы не было стрельбы, правильно? Для них важно не конкретное политическое решение: для них важно, чтобы любое решение не повлекло за собой кровь человеческую.

К сожалению, у нас постоянно считают, что нужно постоянно давать ЦУ: как мы должны думать, как мы должны жить. Стоп, братцы, давайте разделим: кесарю – кесарево, Богу – Богово. Давайте поступать по Христу.

Вы во всём Евангелии видели хоть один политический призыв Христа или апостолов? Ни разу, хотя в это время Святая земля была оккупирована римскими войсками. Нигде, ни разу.

Нам не нужна политика: мы хотим единства в любви к Богу, к людям, окружающим нас. А нас постоянно пытаются втолкнуть в политику и использовать как политическую силу.

Правильно, если священник завтра выйдет и скажет на службе «пошли!» под «Священную войну», – все пойдут. Хоругви понесут, крест. Но тут христианства не будет.

– И всё же вы говорите, что церковь – едина.

– Единство выдерживается. Но что для меня было внове в эту поездку: киевляне не обладают действительной, настоящей информацией о том, что у нас происходит. Информация слишком односторонняя, но даже при этой односторонности мы едины пред Чашей Христовой. В соответствии с Социальной концепцией Русской Православной Церкви и постановлением Синода Украинской Православной Церкви от 2007 года, священник не имеет права в своей проповеди и приходской деятельности занимать какую-либо политическую позицию. Вернее, свои политические пристрастия он должен однозначно выражать лишь избирательной урне, если примет решение прийти на избирательный участок. Ну, матушке еще на ушко можно. И – аминь. Иначе ты тут же переходишь в ипостась политрука. Любое политическое заявление священнослужителя, сколько бы раз ты ни говорил «ИМХО» (англ. IMHO – от аббревиатуры выражения «по моему скромному мнению». – «РГ»), оборачивается пересказами: «А вот церковь говорит…». Его слова тут же проецируют на всю церковь.

– На глаза попадалось в Сети письмо от одного из киевлян, прихожан украинской православной церкви, который говорит об изменении отношения к России в связи с отделением Крыма. Он пишет о том, что патриарха Московского и Всея Руси перестали поминать во время службы.

– Есть такие храмы в Центральной и Западной Украине, где не поминают патриарха. Находясь в составе Украинской православной церкви Московского патриархата, патриарха не поминают. Печально, конечно, но факт есть факт.

– А в канонах это разве не записано – что нужно поминать на службе «еще молимся о патриархе Московском и Всея Руси…»?

– Мы находимся в каноническом единстве. Это только в духовном единстве, понимаете? Традиционно и по Уставу принято именно так возносить молитвы.

Мне, честно говоря, больше всего сегодня жаль наших церковных руководителей. Находятся те, кто говорят, что Патриарх наш является помощником Путина, который проводит имперскую политику «русского мира», а у нас, в Украине, якобы свободолюбивые этому противятся.

Буквально вчера даровал мне Господь возможность встретиться с тремя ведущими архиереями нашей Церкви. Все они говорят: «Давайте молиться вместе. Батюшки, вы сходите, примирите, пусть не стреляют». Не разбираясь, кто что захватил и почему.

Вспомните монахов из Десятинного монастыря, которые стояли на Майдане между протестующими и милицией.

– Вы видите знак в том, что бурные политические события пришлись на время Великого поста?

– Двадцать пятый Великий пост в моей священнической жизни. Никогда такого поста не было. Это не пост, а какое-то искушение, страсти постоянные. И все равно, я же не могу выключить Интернет. Телевизор-то не смотрю давно уже…

Нет, признаюсь: иногда смотрю – футбол люблю очень.

Так что пост только внешним вышел. Грех это.

Обратите внимание, обострение ситуации началось на Крещенье – 19 января. На Благовещенье, 7 апреля, в Луганске захват СБУ. Лукавый свою пляску продолжает, приурочивая ее именно к церковным датам.

– Что вы, отец Александр, как батюшка посоветовали бы людям. Как справиться со всем этим?

– Услышать друг друга. Понять, что всё можно решить, не прибегая к оружию, без противостояния. Компромиссы необходимы. Это в политическом плане. А в религиозном – еще раз повторюсь: среди нас ведь есть и приверженцы майдана, и приверженцы Царёва вкупе с Добкиным, и приверженцы Владимира Путина, но в то же время мы служим и верим одному Богу, апостолы которого предполагали наличие разногласий между нами, но лишь для того, «дабы определились искусные». И у нас всё получается.

 

 

Справка

Протоиерей Александр Авдюгин родился в Ростове-на-Дону в 1954 году.

После окончания средней школы, служил в армии, работал на телезаводе и в шахте. Получил высшее образование.

В 1989-90 годах работал в издательском отделе Свято-Введенской Оптиной пустыни. Рукоположен во священники в 1990 году, закончил Киевскую духовную семинарию и академию. Магистр богословия.

Настоятель храма-часовни св. прав. Иоакима и Анны в г. Ровеньки Луганской области, построенного в честь и память погибших шахтеров. Ведет активную миссионерскую работу в Интернете.

Автор пяти сборников рассказов: «Приходские хроники», «Приходские хроники-2», «Господь управит», «А настоятель молится», «Батюшкин грех и другие рассказы».

Также под его редакцией вышел ряд книг, посвященных православию Луганской области: «История храмов Ровеньковского благочиния», «Архиереи Луганщины» и мн.др.

Александр Белокобыльский