Юрий Голик: «Будут ли развиваться луганские СМИ, зависит от экономики региона»


68Единственный пример в истории луганской прессы, когда региональные медиа идут победным маршем по другим областям, – это издательский дом «Бесплатка». Его гендиректор Юрий Голик говорит: «Главное в медиа – это люди, технологии и деньги. Именно в такой последовательности». После недавнего Дня журналистики мы говорим с одним из лучших медиаменеджеров страны о критериях успешности, иностранном опыте и завтрашнем дне луганских СМИ

 

– Юрий Юрьевич, недавно на Волыни я услышал по радио рекламу «Бесплатки». Получается, уже можно говорить о по-настоящему всеукраинском бренде?

– Газета «Бесплатка» выходит сейчас в четырех украинских городах: Луганске, Донецке, Харькове и Днепропетровске, всеукраинский – одноименный сайт, это его реклама идет на радиостанциях по всей стране.

– Судя по всему, планы на всеукраинский выход у вас есть?..

– Это зависит от экономики, насколько быстро она – и бизнес – будут восстанавливаться.

– Насколько вообще сказались последние политические потрясения на рекламном бизнесе?

– По усредненной оценке различных игроков рынка – прессы, радио, наружной рекламы, интернета, – доходы рекламы снизились от 30-35% в среднем по стране. У кого-то больше, у кого-то меньше.

– В интервью в 2012 году вы высказывали серьезные претензии к уровню украинской журналистики. За прошедшее время ваш взгляд изменился?

– Вот вам пример. Две недели назад теле- и радиовещатели по всей стране получили письма от региональных РТПЦ о проведении профилактики на всех объектах РТПЦ в понедельник с 5:00 до 14:00. При этом даннная профилактика была запланирована еще в конце 2013 г., т.е. сюрпризом не была. Обычное дело, профилактику проводят каждые полгода.

А потом один сайт пишет, мол, в Луганске отключилось украинское вещание, и сообщение подхватывают все, даже «Зеркало недели», которое в Украине считается эталоном журналистского профессионализма, самой «проверяющей» газетой.

По всей стране истерика: «На востоке Украины отключили украинские радиостанции и телеканалы!» И ни один журналист не позвонил ни в РТПЦ, ни в офисы радиостанций с вопросом: «Что там у вас происходит?» Я говорил в 2012 году и говорю сейчас: журналистика сегодня скатывается до уровня копипаста: где-то у кого-то увидел, вставил себе в ленту – и это уже журналистика…

Но при этом в обществе явно существует запрос на нормальные, качественные материалы.

– Что вы считаете критерием успешности СМИ, Юрий Юрьевич? Коммерческий успех, охват аудитории?

– Всё зависит от того, с какой целью создается СМИ. Существует условный акционер или учредитель, или группа акционеров, они ставят перед изданием какую-то свою задачу. И успешность любого медиа определяется, в первую очередь, тем, насколько оно с этой задачей справляется.

Если газета создается в период выборов, у нее нет задачи заработать, а есть задача покрыть максимальное количество избирателей на отдельно взятых округах. Если же это обычная коммерческая газета – здесь первичен, конечно, вопрос
коммерческой составляющей: какая прибыль, насколько это совпадает с бизнес-планом, который делался при его разработке, открытии, и насколько счастливы люди, владеющие данным СМИ.

– Я знаю, что в вашей компании поощряется стремление сотрудников к саморазвитию. В частности, бесплатные курсы английского, и еще будто какие-то бонусы за это…

– Бонусы проявляются в том, что сотрудники периодически получают письма от меня на английском и могут читать их без переводчика – это экономит время.

– Зачем вам как руководителю нужно, чтобы ваши сотрудники этим занимались? Ведь они могли бы, например, привести вам еще одного клиента в это время.

– Во-первых, количество приведенных клиентов не определяется временем, потраченным на них конкретным сотрудником, тут нет прямой зависимости. Если работать на 15 минут дольше – клиентов больше не станет, это точно. Во-вторых, я искренне считаю, что любой человек должен постоянно развиваться, получать новые знания, и мы стараемся за счет компании поддерживать в своих сотрудниках тягу к знаниям. Наш мир меняется буквально ежедневно, и нужно в этом меняющемся мире адекватно действовать.

А исторически так сложилось, что многие страны несколько опережают Украину с точки зрения развития медиа. Поэтому вместо того, чтобы изобретать велосипед, очень полезно почитать отраслевые ресурсы, которые, как правило, на английском языке, и посмотреть, что происходит у них. И тогда ты будешь понимать, как будут развиваться СМИ у нас в Украине, в Луганске, в частности, через полгода-год.

Кроме того, во всем мире существует такая форма сотрудничества между медиа, как их объединение в отраслевые организации: газеты – в газетные, радио – в радийные… Издание может стать членом, например, INMA – International News Media Association, ENPA – European Newspaper Publishers Association, платить членский взнос, иметь доступ к материалам, участвовать во всех конференциях.

Это очень полезно, когда ты приезжаешь туда, привозишь своих сотрудников. Все иностранцы охотно идут навстречу, если вы хотите к ним приехать – не на стажировку, а просто посмотреть, как они работают. Да, там рынки другие по размеру: они могут себе позволить вещи, которых не можем позволить себе мы. В целом, это очень интересно – как будто попадаешь в другое измерение. И как только это происходит, вы со своими сотрудниками сразу становитесь обладателями знания, что можно сделать еще и куда мы, собственно, идем.

– Вы говорите очевидные, в общем-то, вещи. Но на других предприятиях в Луганске почему-то подобного нет. Почему, как считаете?

– Может быть, у них другое видение, другое образование или воспитание – мне сложно сказать. Всё зависит от человека. Есть учредители, акционеры, топ-менеджмент, мидл-менеджмент – и вся эта пирамида должна быть пронизана единым видением. Если все действуют в унисон, тогда всё получается. А если разнобой, нет четкого видения «сверху» – куда, как и зачем двигаться, – тогда ничего не получается. Может, у других руководителей как раз нет такого четкого понимания. Может быть, оно им и не нужно.

– В структуре вашей компании есть газеты, целая группа радиостанций, в сферу влияния входят несколько сайтов, но телевидения нет. С чем это связано? Вам не интересны доходы от ТВ?

– Так исторически сложилось: мы начали с газет и радиостанций – это то, что мы лучше всего делаем.

Телевидение в нашей стране – это, вообще, вещь сугубо дотационная. Даже все ведущие украинские каналы – «Интер», «ICTV», «СТБ», «1+1» – они дотационные по своей сути. Отчасти это связано с размером рынка, потому что рынок телевизионной рекламы в Украине до кризиса составлял около полумиллиарда долларов. Для сравнения – столько же, сколько все украинские телеканалы вместе взятые, зарабатывали российские радиостанции. А польские радиостанции зарабатывают еще больше.

С другой стороны, это связано с тем, что каналы в Украине так или иначе принадлежат, скажем так, «богатым и знаменитым» людям нашей страны, и используются ими для решения политических задач. Поэтому зачастую речь здесь идет не о бизнесе как таковом, а о том, как сделать канал, чтобы у него была как можно более широкая аудитория, и чтобы до нее можно было донести мысль, которая нужна владельцу канала.

Соревноваться с ними на региональном уровне у нас нет никакого желания, потому что они готовы тратить миллионы на контент, благодаря которому канал будут смотреть. На региональном уровне ты этот контент не создашь никогда. По сути, максимум, который ты можешь создать, – региональные новости, которые по качеству никогда не будут настолько же хороши, как всеукраинские. И можешь создать какое-то подобие политического ток-шоу. Но в политическом ток-шоу ты ограничен участниками рынка: не так много в Луганске политиков, их придется постоянно гонять по кругу.

Словом, нам не совсем понятна экономическая модель заработка на региональном телевидении.

– Как вы видите развитие рынка медиа в Луганске на ближайшее время?

– Всё зависит от того, когда закончатся кризисные явления в экономике, когда экономика начнет восстанавливаться. Если это будет происходить, у людей появятся свободные деньги, которые они будут готовы тратить на информацию, появятся люди, готовые вкладывать в медиа. Тогда рынок будет развиваться. А в той ситуации, которая существует сейчас, думаю, рынок будет сжиматься, и регион будет терять газеты, радиостанции, каналы, сайты… То есть самые слабые из них просто будут закрываться – чудес не бывает. Выживут самые сильные медиа в каждой категории.

 

Справка

ИД «Бесплатка» – крупнейший в Украине региональный издательский дом, по итогам 2013 г. занимающий 8-е место среди национальных издательских домов по сборам рекламы. Издает газеты «Бесплатка» и «Ярмарка» в Луганске, Донецке, Харькове и Днепропетровске. Развивает всеукраинские сайты объявлений besplatka.ua и yarmarka.ua.

Голик Юрий. Генеральный директор и один из создателей ИД «Бесплатка». До 2008 г. возглавлял региональный офис «Украинского Медиа Холдинга» в Луганске. С его именем связаны годы расцвета таких газет, как «Теленеделя», «Телескоп», «Восточный курьер» в Луганской области в 2004-2007 гг. С 2011 г. также занимает пост генерального директора Радиогруппы УМХ в Киеве.

Александр Белокобыльский