Ценовые автострасти


57После введения утилизационного сбора отечественный авторынок ушел в глубокий минус. Как на это отреагировали луганские автодилеры и что они предлагают покупателям – узнавала «РГ»

Ухудшение продаж

В сентябре, по данным компании Auto-Consulting, продажи машин упали почти на 50% по сравнению с августом и на треть – в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Всего за сентябрь было реализовано около 13 тыс. штук, тогда как ранее даже в самые худшие месяцы салоны редко оформляли менее 20 тыс. сделок. Продажи за три квартала также оказались ниже прошлогодних на 3,2% и едва превысили 155 тыс. шт. Дилеры готовятся повышать цены на автомобили, поясняя это тем, что запасы иномарок, ввезенных до сентября, подходят к концу.

Эксперты отмечают, что в первой половине сентября таможня почти остановила оформление импортных автомобилей. На всю Украину было растаможено менее 1 тыс. авто – в 8-10 раз меньше, чем обычно. До ввода утилизационного сбора растаможивали 10-14 тыс. автомобилей в месяц.

Утилизационный сбор с импортеров и производителей авто начали взимать с 1 сентября. Его величину рассчитывают как базовую ставку сбора – 5500 гривен, умноженную на корректирующий коэффициент, который зависит от класса машины. Например, налог при импорте нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2-3 литра – 14 тыс. грн., б/у – 28 тыс. грн.

Авторынок Луганска

Опрошенные «РГ» продавцы автосалонов утверждают, что главной причиной торможения рынка стало введение с 1 сентября утилизационного сбора, который прибавил к стоимости авто от 5 тыс. до 30 тыс. грн., в зависимости от объема двигателя. В среднем новые легковушки подорожали на 8 тыс. грн.

В августе автосалоны Луганска ставили рекорды продаж. Луганчане, как и все украинцы, покупали машины в преддверии роста цен. Согласно статистике рынка новых легковых автомобилей и регистрации транспортных средств, в августе доля продаж новых седанов в автосалонах Луганщины оказалась самой большой в стране – 54%. Тогда луганчане в основном покупали «бюджетные» легковушки дешевле $17 тыс., которые составили 61% от общего количества. Наибольшей популярностью у луганских автомобилистов пользовались новые машины марок ЗАЗ, Geely, Renault, Hyundai и Nissan. Всего же в августе луганчане приобрели почти 1 тыс. новых легковых автомобилей, потратив на них более $18 млн.

«В конце лета во всех автосалонах Луганска наблюдался настоящий ажиотаж, – рассказывает продавец-консультант Олег из автосалона «Renault» в Луганске. –  Все хотели купить автомобиль до введения сбора. Машины раскупались моментально, независимо от цвета и комплектации». По его мнению, это и стало причиной застоя продаж в сентябре. Все, кто хотел обзавестись автомобилем – его приобрели. Далее рынок замер в ожидании изменений.

Автодилеры отмечают, что уже в октябре наметилось оживление продаж. Во многом этому способствовали новые скидки и  акции, которые предлагают автосалоны. В октябре жители Луганщины купили 662 новых легковых автомобиля. Опять же, автолюбители преимущественно покупали новые «бюджетные» авто дешевле $17 тыс. Их доля на рынке области составила 57%, что является одним из самых больших октябрьских показателей в стране после Чернигова и Кировограда. В других ценовых сегментах продажи разделились следующим образом: 35% – машины стоимостью от $17 до $35 тыс., 8% – «премиум» и «люкс» классы дороже $35 тыс.

«Люди поняли, что от повышения цены никуда не деться, более того, поговаривают, что сбор собираются еще повышать, – отмечает Олег. – К тому же у нас в автосалоне сейчас действуют скидки до 5 тыс. грн. на самые ходовые модели: Logan и Sandera. Продажи существо увеличились по сравнению с прошлым месяцем». Также в «Renault» нам сообщили, что соотношение продаж в автосалоне за наличные и в кредит распределяется примерно поровну.

В Тойота Центр Луганск «Автовинд» нам рассказали, что лучше всего продаются автомобили марок Corolla, Auris и Venza. Цены на новые машины, растаможенные после введения сбора, также подскочили более чем на 8 тыс. грн. Однако в автосалоне предлагают специальные акции для покупателей. К примеру, до 30 ноября модель Venza можно приобрести по специальной цене с экономией до 17 тыс. грн. К тому же «Toyota» предлагает своим клиентам автомобили, растаможенные до введения утилизационного сбора, то есть по старым ценам.

До 31 декабря в дилерской сети «Богдан-Авто Холдинг» действует специальная кредитная программа на одну из самых популярных  моделей в линейке  Hyundai Aссent – «Рассрочка на 2 года». Программа предоставляет возможность приобрести новый Hyundai Aссent в рассрочку на 2 года без ежемесячной комиссии и с первоначальным авансовым платежом от 20% от стоимости автомобиля.
Что касается дилерской сети «АвтоЗАЗ-сервис», то до конца года действуют специальные ценовые предложения, которые распространяются на модельный ряд отечественного бренда ЗАЗ. Так, скидки на новые автомобили ЗАЗ Forzа 2012 г.в. достигают 4 тыс. грн. В то же время, стать обладателем автомобиля ЗАЗ VIDA возможно со скидкой в 6,5 тыс. грн. Также заманчивые предложения остаются на «бестселлеры» украинского автомобильного рынка – модели ЗАЗ Lanos и ЗАЗ Sens, которые продолжают быть доступными со скидками до 7 тыс. грн.

Во многом благодаря ценовой и акционной политике корпорации «УкрАвто», которая производит автомобили ЗАЗ, эти автомобили лидирует в рейтинге продаж не только на луганском рынке, но и по всей Украине. По данным компании RST, первая десятка наиболее востребованных новых легковушек в луганских автосалонах по итогам октября выглядит так:
1) ЗАЗ;
2) Geely;
3) Renault;
4) Hyundai;
5) Nissan;
6) Toyota;
7) ВАЗ;
8) Skoda;
9) KIA;
10) Bogdan.

Еще одно повышение

Украинцы, которые не желают переплачивать за новые машины, уже уходят на рынок подержанных автомобилей. Их продажи в сентябре выросли на треть, что позволило владельцам самых ходовых моделей повысить цены в среднем на 5%.
Однако правительство готовит удар и по этому сегменту. Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому в Украине планируется ввести экологический налог на авто старше двух лет с повышающим коэффициентом в зависимости от возраста машины. Принятие закона планируется уже в следующем году.
Предполагается, что для техники старше 15 лет экологический сбор будет настолько большим, что ее выгоднее будет сдать в утиль, чем продолжать эксплуатировать. Тем, кто решит избавиться от автохлама, государство станет выдавать сертификаты на 12 тыс. грн. Но обналичить их будет невозможно – сертификаты могут быть использованы лишь в качестве скидки при покупке новой машины отечественной сборки.

Как это работает в Европе

Страны Европы еще несколько десятилетий назад столкнулись с проблемой утилизации старых автомобилей и их комплектующих. Эта проблема постоянно обостряется в связи с увеличением количества снятых с эксплуатации транспортных средств. Для уменьшения нагрузки на окружающую среду в ЕС был принят ряд нормативных документов как общеевропейского характера (Директива №2000/53/СЕ), так и на национальных уровнях, направленных на реализацию комплекса мероприятий, которые позволяют повторно использовать до 95% массы автомобиля.

Во Франции каждый владелец транспортного средства, которое не эксплуатируется, обязан передать его на утилизацию в один из 1600 уполномоченных Центров. Если же этого не сделать, а просто бросить автомобиль гнить где-то во дворе, можно «заработать» штраф в размере 75000 евро или даже 2 года тюрьмы. Такое же наказание предусмотрено и за проведение утилизации в неположенных местах и учреждениями, которые не имеют на это права.

В Норвегии владельцы транспортных средств обязаны платить одноразовый экологический сбор за утилизацию снятых с эксплуатации  автомобилей в сумме 2 тыс. крон (около $350). Этот экологический сбор возвращается владельцу в случае передачи авто на утилизацию.

В Швейцарии создан специальный Фонд-предприятие, осуществляющее утилизацию транспортных средств уже не пригодных для использования. Налог за каждый новый проданный автомобиль оплачивается непосредственно в Фонд, которым построен специальный завод, осуществляющий переработку автомобильных отходов.

Транспортные экологические налоги существуют также в Австрии, Испании и Швеции. А вот в Эстонии такого налога нет. Есть лишь Закон о налоге на грузовые автомобили, чем Европейская экономическая комиссия не очень довольна и рекомендует Эстонии привести свои экологические законы в соответствие с нормами большинства членов ЕС.

Георгий Иверский

Добавить комментарий