«Тяжелый» бизнес


75Рынок автоперевозок и доставки грузов в Украине прошел минимум в кризисный 2009 год и теперь активно растет, уверяют эксперты. Главными препятствиями для его развития на Луганщине являются плохие дороги и недостаточное количество стабильно работающих промышленных предприятий

 

 

Кризис, как импульс

В Украине бизнес доставки грузов «от склада к двери» появился сравнительно недавно. В советское время этим преимущественно занималась только государственная почтовая служба, наследницей которой стала «Укрпочта». Сегодня потребность в доставке мало- и крупногабаритных грузов  может возникнуть как у корпораций, так и у частных лиц. Особенно подстегнуло этот сектор бурное развитие интернет-торговли. О проблемах и перспективах зарождающейся отрасли «РГ» рассказали участники рынка грузоперевозок Луганска.

Все эксперты едины в своем мнении: 2009 год едва ли не похоронил отрасль транспортировки грузов. Компании сильно просели в объемах. Однако кризис заставил встряхнуться и посмотреть на свой бизнес под другим углом. Первоочередным стал вопрос качества обслуживания клиентов. Если до 2008 года от клиентов отбоя не было, то сегодня каждый клиент в цене, и к нему нужен особый подход.

 

Новые лица

Предприниматель из Луганска Анна Сухородина начала заниматься грузоперевозками в 2009 году. Это был смелый шаг, начать тогда, когда остальные сворачивались. Однако он себя оправдал: сегодня ее компания имеет стабильные заказы на внутреннем рынке и работает на всю Украину. Львиную долю автопарка занимают десяти- и двадцатитонники, в основном марки DAF. Анна – типичный представитель нового поколения предпринимателей – молодая, активная и в меру осторожная. Во время общения сыплет профессиональными терминами, и тут же объясняет их значение. Бизнес Анны – семейный, она не раскрывает финансовые показатели компании, но рассказывает другие интересные тонкости своего дела.

«До 2008 года цена на солярку составляла 3 грн./л, – рассказывает предпринимательница. – Сегодня топливо WOG или ОККО продается примерно по

10-11 грн./л, хотя его качество оставляет желать лучшего. При этом цена на услугу перевозки груза не изменилась. Маржа сократилась в разы.  Многие перевозчики перешли в режим выживания, и я тут не исключение».

Для сравнения, расход топлива грузовиков-двадцатитонников составляет 35 л/100 км. Существует несколько факторов, влияющих на стоимость грузоперевозки: вес груза, длина маршрута, наполняемость и грузоподъемность авто. Но самая большая составляющая, порой доходящая до 60 процентов, – стоимость топлива. Однако в наших реалиях есть еще один не менее важный фактор – текущий ремонт, частота которого на Луганщине превышает принятую норму. Главная и основная тому причина – крайне неудовлетворительное состояние дорожного покрытия. И все же компании не спешат поднимать расценки на свои услуги, они боятся потерять своего клиента, ведь на рынке сильно демпингуют транснациональные транспортные компании и перевозчики-международники.

«Луганская область – это, мягко скажем, не самое лучшее место для такого бизнеса, – отмечает Анна Сухородина. – Здесь рынок находится в ступоре. Многие промышленные предприятия закрылись, заказов мало. Гораздо лучше развивается рынок в Харьковской, Днепропетровской, Одесской областях и в Киеве».

Еще одна проблема компаний этой сферы – грабежи на дорогах. Бывают случаи, когда бандиты вскрывают и грабят автомобили прямо на ходу. Это происходит следующим образом: на машину грабителей впереди прикрепляется покрышка как амортизационный бампер, авто подъезжает к грузовику, цепляется специальными крючками, потом воры залезают внутрь и выгребают товар. Доходит до того, что злоумышленники протягивают вдоль дороги шипы, и когда фура с пробитыми колесами останавливается, нападают на водителей, связывают и «вычищают» весь товар.

Анна Сухородина озвучила еще один немаловажный вопрос, который грозит существенно изменить конфигурацию рынка: «Думаю, после введения утилизационного сбора многие представители отрасли столкнутся с проблемами расширения автопарка. Это нововведение значительно удорожает стоимость импортных грузовиков. В среднем цены увеличатся на 40 тыс. грн. и выше».

Транспортный король

Флагманами грузовых автотранспортных перевозок и одними из первых частных предприятий на Луганщине являются компании «Транспеле» и «ЛАА Транс». Последняя была учреждена в 2001 году как отдельная структура с иностранной инвестицией. Наследница «динозавра» советской эпохи – компании «Совтрансавто», «Транспеле» имеет самую широкую географию поставок: около 50 стран Европы и СНГ. Компания принадлежит семьям Лесничевских и Пекерман, первые буквы фамилий которых и определили вторую часть названия – «ПЕЛЕ».

«Транспеле» предоставляет свои услуги на рынке автоперевозок с 1991 года. На момент создания предприятие располагало всего 20 грузовыми автомобилями марки «МАЗ», которые работали на территории Украины и стран СНГ. По мере развития, компания начала закупать более усовершенствованный и современный подвижной состав, отвечающий международным и европейским стандартам. И уже в 1993 году на условиях лизинга были приобретены 5 автомобилей фирмы Volvo F1237. Именно с этого момента компания вышла на международный уровень, освоив рынки Германии, Австрии, Италии и стран Бенилюкса. Впоследствии  компания пополнила автопарк сотней автомобилей Volvo модели FH1242 T.

Менеджмент компании пристально следит за тенденциями на рынке перевозок и от спроса на автомобили регулирует количество подвижного состава. На сегодняшний момент компания располагает 330 грузовыми автомобилями Volvo, Scania и Mercedes. Однако были времена, когда компания владела 550 грузовиками.

Среди клиентов компании – Adidas, Nike, Nestle, Рубежанский картонно-тарный комбинат. Доля рынка «Транспеле» в Луганской области составляет 28%, в целом по Украине – менее 1%.

Директор по внешнеэкономической деятельности ООО Компания «Транспеле» Марина Пекерман также сетует на отечественные дороги. Она отмечает, что грузовики разбивают дорожное покрытие вследствие перегруза, и такие участки дорог не отслеживаются и не проверяются дорожной инспекцией.  Сами  дороги – узкие, однополосные, многие из низ проходят через населенные пункты, объездных – мало.

Как и любая украинская компания, занимающаяся международными грузоперевозками, «Транспеле» столкнулась с серьезными трудностями на российской таможне. Грузовики компании также стояли в километровых заторах на границе.

«Отмена упрощенной процедуры прохождения грузов по книжкам МДП со стороны России означает для нас дополнительные затраты на границах по гарантированию доставки грузов и уплаты таможенных платежей и сборов. А это – простои, дополнительная потеря времени и нервов», – отмечает Марина Пекерман.

Георгий Иверский

 

———————————————————————————————

Справка

В рейтинге логистической эффективности Всемирного банка в 2012 году Украина заняла 66 место, набрав 2,85 балла. В 2007 году Украина заняла в рейтинге 74 место, в 2010 г. – 102. К 2013 году Украина намерена подняться в мировом рейтинге логистической эффективности и войти в число 50 лучших стран по этому показателю.

Объем ВВП Украины в фактических ценах в 2012 году составлял 1,4 трлн грн., его транспортная составляющая оценивается в 10%. Сфера транспорта финансирует около 6% поступлений в бюджет, занимая на рынке услуг более 40%.

На сегодняшний день доля автомобильного транспорта в общей структуре грузоперевозок занимает 68,2%. Львиную долю составляют частные автомобильные перевозки грузов.

 

 

Добавить комментарий