Старость на радость


29

В пору новогодних праздников даже утратившие веру в Деда Мороза взрослые часто ждут подарков. Некоторые, устав ждать, спешат порадовать себя любимых, решившись в канун Нового Года на серьезный, многажды обдуманный и выверенный шаг – отправляются покупать автомобиль

Благо, купить машину сегодня – совсем не проблема. В щедро рассыпанных по карте Луганска салонах приветливые менеджеры расскажут и покажут в авто все, а еще – усадят за руль на обязательный тест-драйв.

Но что делать, если существующий выбор слишком скуден, гений инженерной мысли не смог найти ключа к вашему сердцу? Или просто не хочется быть владельцем «обыкновенного» авто? Об этом уже давно рассуждают автолюбители всего мира. И, похоже, нашли свой ответ: ретроавтомобили. Каждый экземпляр здесь уникален, собран, в отличие от механического конвейера, вручную, и может восприниматься как настоящее произведение искусства.

Машины в стиле ретро: вечное возвращение

Рост популярности ретроавтомобилей, еще несколько лет назад спокойно покрывавшихся гаражной пылью, – тенденция мировая. Даже тщательно заботящийся о собственном имидже в мире российский президент Владимир Путин регулярно устраивает коллегам – от Джорджа Буша-младшего до Виктора Януковича – во время их визитов автопрогулку по президентской резиденции на собственной «Волге». А премьер Дмитрий Медведев предпочитает «Победу», причем с небольшим, но заметным тюнингом.

Луганчане тоже приобщались к мировой тенденции: в городе на протяжении 4 лет проходила выставка авто- и мотостарины «Сделано в СССР», на которую собирались любители со всей Восточной Украины.

В свою очередь, оперативно отреагировали на новую моду агентства, организующие праздники – свадьбы, корпоративы… И предлагают в прокат уже не ставшие банальными белые «Лексусы» и черные «Мерседесы», а легендарную «машину вождей» – «Чайку» или «Бьюик» 1956 года.

Подобное удовольствие обойдется дороже аренды современных авто: так, «ЗИМ», «Чайка» и «Волга»-кабриолет обойдутся в 400 гривен за час, а за заокеанскую экзотику попросят 500-600 грн.

И роскошь, и средство передвижения

Каждый солдат мечтает стать генералом, а каждый автомобиль со временем мечтает стать раритетом. Но не у каждого это получится. Здесь главный судья – время.

Оно показывает, что из советского автопрома в раритетные авто можно уверенно записывать уже называвшихся «Победу», «Чайку», «Волгу» 21 модели. Появляются клубы любителей 401 «Москвича». И даже – легендарной «Копейки» (ВАЗ-2101).

Заокеанский гость

Крайне редкий, чудом сохранившийся «американец» 1969 года – Plymouth Satellite второго поколения. У этого автомобиля – по-настоящему уникальная история.

Здорово попутешествовал, попав из Америки в Японию, откуда, в свою очередь, переплыв океан, добрался в 1987 году до Украины. В том же году «эмигрант» оказался в комиссионке с цифрами на боку – 18 тысяч рублей.

Приключения продолжились: некая пожилая супружеская чета – до того продав годовалую 24-ю «Волгу» — положила на авто глаз, и забрала американца домой.

Дальше точной информации меньше. Насколько удалось выяснить, автомобиль благополучно проездил до 1994 года, после чего (разумеется, внезапно) остановился.

Игорь Аношин рассказывает, что уже после покупки он нашел в перчаточном ящике машины блокнот – рекомендации гаражного «Дяди Васи» по обслуживанию иноземца, запчастям, эксплуатационным жидкостям… Любой современный автомобиль вряд ли проездил бы после таких «советов» даже неделю.

Дальше, как рассказала экс-хозяйка, машину притащили в гараж с целью выяснить причину остановки. Но очень скоро умер владелец, и авто обрело себе новый дом на долгих 10 лет.

В 2005 г. гараж (а к нему в нагрузку – американское авто) переходит в собственность молодого парня. Он пару раз выкатывает диковинку из гаража, моет, пытается найти проблему, но все тщетно.

В Луганске машина оказалась в 2008 году. К месту реставрации уроженца Детройта доставил эвакуатор. Сейчас кузов поварен, отрихтован и практически целиком покрашен.

Следующий этап – сборка.

А ближайшая перспектива американца – снова выглядеть примерно как на фото.

Гавриил Мурома

 

Справка

Нам нужна одна «Победа»

«Победа» – культовый советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах. Заводской индекс модели – ГАЗ-М-20.

Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа  – без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар. 28 июня 1946 года начался его серийный выпуск.

Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

Изначально машина проектировалась под индексом ГАЗ-25 и девизом «Родина», позднее эти параметры были заменены на привычные «двадцатку» и слово «Победа».

 

Прямая речь

Игорь Аношин, коллекционер, реставратор

Главный принцип реставраторов – чтобы автомобили не только выглядели оригинальными снаружи, но и оставались таковыми внутри. Ничего современного, кроме, разве что, жидкостей и болтов. Хотя даже болты я стараюсь ставить «родные».

В среднем, на реставрацию одного авто уходит около полутора-двух лет. Со мной работают еще два человека, и, фактически, мы все машины собираем одновременно. Летом – красим, зимой – собираем.

Для меня очень важно, что у каждого ретроавтомобиля есть своя история, своя судьба. Особо я ценю «Победы». Их сейчас уже практически не встретишь на дорогах Луганщины.

Кстати, избитое слово «раритет» может играть и негативную роль. Любой старый автомобиль начинают считать раритетным. По логике, раритетный – значит, очень дорогой. Я часто звоню по объявлениям людям, продающим, например, «Победу». Мне говорят: «10 тысяч долларов». А когда спрашиваешь, почему так дорого, слышишь: «Ну, это же раритет!».

А когда видишь машину вживую – у нее гнилой кузов и современная начинка – никакого раритета.

Да, процесс реставрации – очень дорогой. Потому что дорогие материалы, оборудование, гальваника, комплектующие. Запчасти приходится заказывать по интернету, покупать у единомышленников.

С каждым годом становится все сложнее воссоздавать первозданный вид автомобилей. Естественно, мы стараемся ставить запчасти времен СССР. Исключение – двигатель: поршни, кольца…

Еще больная тема – хром. Практически все хромированные детали от неправильного хранения приходят в негодность, приходится их заново перехромировать.

Мне нравится сам процесс реставрации, интересно делать машины. Меня спрашивают: «А ты сам ездишь на этих машинах, катаешься?». Но я уже в жизни накатался. Могу выехать на выставку, встречу автолюбителей, но по городу на них не езжу.

А еще один частый вопрос: «А зачем доводить авто до идеала? Ведь можно сделать муляж, «куклу», и просто поставить ее где-нибудь?». Этот вопрос я задавал сам себе, и, честно, так и не смог найти на него однозначного ответа. Мне просто кажется, что такая машина нужна. Как произведение искусства.

 

10 шагов к счастью

Как же технически происходит процесс реставрации?

Единого рецепта успеха здесь нет, каждый случай и автомобиль индивидуальны. Но в чем сходятся все автолюбители и реставраторы – машина «на выходе» должна максимально соответствовать состоянию, в котором она сходила с заводского конвейера.

Процесс реставрации можно условно разделить на несколько этапов:

1. Поиск и покупка автомобиля.

Его состояние может быть самым различным. Случается, что раритетные американские и европейские авто, попавшие в Советский Союз в прошлом веке, смиренно стояли в гаражах, дожидаясь своего звездного часа, а потому сохранились практически идеально.

2. Купленное авто разбирается, выявляются все существующие дефекты и проблемы.

3. Начинаются сварочные работы.

В это время параллельно идет…

4. Поиск недостающих деталей, запчастей.

Здесь и кроется главная проблема и враг реставратора. Стремление во всем соответствовать оригиналу может тормозить работу на месяцы, а то и годы.

5. Поиск оригинальных шин.

6. Ремонт двигателя.

Очень трудоемкий и ответственный процесс. Задача – заставить снова работать двигатель, хранивший молчание десятки лет.

7. Покраска.

Идеальный вариант – соблюдать технологии тех лет, когда машина только создавалась.

8. Сбор обновленного железного коня.

9. Пуско-наладочные работы – чтобы ни одна мелочь не подвела.

10. Доводка всех систем и механизмов.

 

После этих 10 шагов автомобиль готов выезжать – радовать владельца и удивлять прочих участников дорожного движения.

В среднем, на реставрацию одной машины уходит от 8 до 16 месяцев. А для расчета финансов луганские эксперты предлагают использовать формулу: $5-6 тыс. за 1 метр автомобиля.

Добавить комментарий