Сергей Мокроусов: «Мы уже ощутили сокращение заказов от россиян»


51

В преддверии подписания соглашения об ассоциации с ЕС корреспондент «РГ» беседовал с генеральным директором научно-производственного центра «Трансмаш» Сергеем Мокроусовым о том, чего можно ожидать от этого события

 
– В ближайшее время возможно подписание соглашений с Европейским союзом (ЕС) об ассоциации и зоне свободной торговли (ЗСТ). Как это может отразиться на экономике Украины?

– Безусловно, нашей промышленности необходимо время для того, чтобы подготовиться к работе на европейских рынках. Подписание соглашений об ассоциации между Украиной и ЕС и о создании ЗСТ несет массу рисков для промышленных предприятий. Причем реализовываться эти риски начнут сразу же, а вот позитив придет несколько позже. Потому что просто нужно время для того, чтобы промышленные предприятия могли перестроиться, провести модернизацию, подготовиться к европейским стандартам, переориентировать как потребителей, так и поставщиков на европейский рынок. Для всего этого нужно время. А обвал может случиться сразу. В отрасли транспортного машиностроения действия Российской Федерации последних месяцев привели к остановке ряда предприятий. Может быть, здесь есть где-то перегибы со стороны нашего северного соседа, но они действуют в рамках каких-то своих требований, и это несет очень большой негатив.
Сейчас мы слышим от премьер-министра Николая Азарова об уменьшении товарооборота с Россией. Безусловно, это падение отражается не только на нашей отрасли, но и на экономике всей страны.

– Несколько дней назад президент обсуждал с представителями федерации профсоюзов и Украинского союза промышленников и предпринимателей тему рисков от вхождения в ЗСТ с ЕС…

– Считаю, что Виктор Янукович дал совершенно правильное указание и очень четкую команду для разработки механизмов, которые позволили бы минимизировать потери нашей экономики в случае присоединения Украины к зоне свободной торговли с ЕС.

– Если говорить о машиностроении в целом, то сколько времени нужно предприятиям, чтобы переориентироваться на Европу?
– Понадобится от полугода до года для того, чтобы перестроить свое производство и более углубленно познакомиться с требованиями европейских стандартов. Понадобится что-то модернизировать, может быть, даже инвестировать в приобретение более точных станков, приспособлений. Понадобится, может быть, выход на новые технологии или просто освоение нового вида продукции. Для этого требуются не дни, а месяцы. Поэтому считаю обращение руководителей промышленных предприятий, которые встречались с президентом, правильным. Нам действительно нужно время. Если говорить о подписании соглашений с ЕС, то в таком случае нужно побороться за какие-то льготы, чтобы сохранить рабочие места, получить инвестиции, доступные кредиты, которые позволили бы усовершенствовать производство предприятий для соответствия европейским стандартам. Этот момент считаю очень важным.

– А если говорить конкретно о Вашем предприятии?

– У нас так сложилось, что доля прямых поставок нашей продукции непосредственно в Россию составляет около 10%. Однако существуют и так называемые косвенные поставки. Мы поставляем очень много продукции украинским производителям, которые затем напрямую поставляют свою продукцию в Российскую Федерацию. И доля этих косвенных поставок – основная в нашем производстве. Поскольку это касается нашей отрасли транспортного машиностроения, вагоностроения, то сокращение российских заказов мы ощутили в полной мере.

– Уже ощутили?

– Уже. И еще возможно ухудшение ситуации. А, по оценкам специалистов, если торговые отношения с нашим северным соседом ухудшатся, то предприятия Луганской области могут очень остро ощутить это начиная уже с 2014 года. В нашем сегменте рынка это «Лугансктепловоз», Стахановский вагоностроительный завод, Попаснянский вагоноремонтный завод, «Центрокуз», наше предприятие, металлургические предприятия. Все это скажется на экономике. По прогнозам экспертов, предприятия Луганской области могут потерять около 7 миллиардов гривен.

– Но ведь «Трансмаш» экспортирует продукцию во многие страны мира.
– Да, мы экспортируем свою продукцию и в страны Европы, Азии, Африки, на Ближний Восток. Всего – примерно в два десятка стран. И сейчас мы ведем очень интенсивную работу по активизации наших отношений с этими регионами. В течение последнего полугода наши делегации посетили семь или восемь стран. Переговоры через наши представительства велись с еще большим количеством стран. И сегодня мы оживляем контакты с нашими партнерами. Где-то выходим на подписание контрактов, а где-то ведем переговоры о продвижении нашей продукции на эти рынки.
На производство нашей основной, профильной продукции – колесных пар –  мы уже около семи лет имеем сертификаты Европейского союза TSI. И постоянно расширяем виды продукции, соответствующие европейским стандартам. Сегодня мы разрабатываем элементы  инновационного вагона европейского стандарта. В ближайшие месяцы планируем выйти на разработку вагона «Запад-Восток», отвечающего самым строгим требованиям. В нем будут раздвижные колесные пары и целый ряд наших собственных изобретений, изобретений наших коллег по транспортному цеху.

– Имеются в виду колесные пары, которые раздвигаются в зависимости от ширины колеи?

– Да, с ширины нашей колеи 1520 миллиметров на европейскую колею 1435 миллиметров. Вообще, мы не можем замкнуться исключительно на российском рынке. Это неправильно. Поэтому всем предприятиям дается реальный сигнал для активизации работы по модернизации производства, по переходу на новые энергосберегающие технологии, на разработку новых видов продукции, может быть, менее металлоемкой, более совершенной. Поэтому, наверное, правильно будет не разрывать взаимоотношения с Россией, где у нас очень большие традиционные рынки сбыта. Но также верно и то, что нужно совершенствовать свое производство и осваивать европейские стандарты, сертифицировать продукцию в соответствии с требованиями ЕС.
– То есть если завтра будет подписано соглашение с ЕС, то «Трансмаш» не пропадет. Я правильно понял?

– Да. Сегодня мы интенсивно работаем с Румынией, Чехией, Словакией. Я был на двух чешских и двух словацких заводах. Хорошие протокольные решения, сейчас идет предконтрактная подготовка. Есть заинтересованность в поставках нашей продукции.
Знаете, как во время водопоя в засуху хищники ни на кого не нападают, то так и сейчас предприятия, которые ранее может быть и конкурировали, должны найти в себе силы поделиться своим слабыми чертами, а позаимствовать у конкурента его сильные свойства, объединив свои усилия. Мы сейчас планируем объединить усилия с металлургами, прокатчиками и даже с конкурентами. В этом нет ничего плохого. Нужно минимизировать свои затраты. Хотя, конечно, конкурентную борьбу никто не отменит.

– В каком же виде можно объединять усилия конкурентов?

– Знаете, у Котлера в его книге «Маркетинг» последнее, шестое правило конкурентной борьбы гласит – сделай своего конкурента партнером. Сегодня некоторые европейские предприятия, конкуренты, могут быть и нашими потребителями. И наоборот, мы можем от них что-то позаимствовать для совершенствования своей продукции. Именно это я имел в виду.

– А как модернизируется ваше предприятие?

– Сейчас мы интенсивно развиваем прикладную науку. Только предприятия, которые пошли по инновационному пути, способны завтра выиграть в конкурентной борьбе. Поэтому в рамках нашего научно-технического совета мы объединили все научные школы Украины, развиваем также творчество наших работников и только в прошлом году мы подали 97 заявок на приобретение патента, на изобретение. Опубликованы десятки научных работ, в том числе и в европейских научных сборниках.

– Можно сказать, что Вы готовитесь и к освоению новых рынков, и к выпуску новой продукции?

– Безусловно. За последние два года мы ввели в эксплуатацию тележечный цех, цех тормозного оборудования. Это цех современного дизайна и архитектуры с автоматизированной системой вентиляции, воздухоподогрева. Там выпускают новые виды продукции. Если раньше выпускали пробковые краны, то теперь шаровые. Следующее поколение – безрезьбовые краны. Мы планируем полностью выпускать вагонокомплекты тормозного оборудования, чтобы составить конкуренцию одному из российских предприятий, являющемуся сейчас монополистом на этом рынке.
Если говорить об электронике, то в течение 12-13 лет мы развиваем и совершенствуем производство систем микропроцессорного управления, автоматического регулирования, систем видеонаблюдения, светодиодной техники для тяглового подвижного состава железных дорог. Интенсивно ведутся новые разработки, осваиваются новые технологии. Более 10 лет на предприятии существует учебный центр и в рамках своих подразделений каждая служба проводит учебу. Сегодня лекции, учебный процесс ведутся зачастую в электронном виде.
Мы постоянно инвестируем в расширение производства. Ставим перед собой задачи занять лидирующие позиции. Только за последний год мы разработали и изготовили опытные образцы семи типов вагонов. Некоторые прошли цикл испытаний. Приняли участие в изготовлении железнодорожной платформы для перевозки ядерного топлива, где разработали и изготовили самоходную тележку с дистанционным управлением. Следующим этапом запланировано развитие собственной металлургии на предприятии, входящем в наше корпоративное управление. Собираемся также организовать производство в Антраците на промплощадке бывшего рудоремонтного завода, а ныне ГП «Луганскуглеремонт». В цехах, неиспользуемых уже в течение многих лет, мы готовы организовать производство резервуаров, тормозных цилиндров, различной трубной продукции для вагонов и локомотивов.

————-
Справка
————-

ЧАО «Научно-производственный центр «Трансмаш» специализируется на производстве грузовых вагонов, тележек, вагонных и локомотивных колесных пар более 35 типов. Предприятие проводит модернизацию тепловозов, изготовляет электронное и тормозное оборудование (в том числе системы управления) для подвижного железнодорожного состава. «Трансмаш» поставляет продукцию в более чем 20 стран Европы, Азии и Африки.
«Трансмаш» сотрудничает с ведущими научно-исследовательскими институтами и проектно-конструкторскими организациями Украины и других стран. «Трансмаш» – единственное в транспортной отрасли Украины предприятие, которое получило сертификат Европейского фонда управления качеством EFQM «Признание совершенства в Европе».

Владимир Старцев

Добавить комментарий